Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Общая характеристика выносливости
1.1. Значение физической выносливости в жизнедеятельности человека
1.2. Типы выносливости
1.3. Возрастная динамика естественного развития выносливости
Глава 2. Средства и отличительные черты методики воспитания анаэробной выносливости
2.1. Задачи, решаемые в процессе воспитания анаэробной выносливости
2.2. Основные и дополнительные средства развития анаэробной выносливости
2.3. Методы развития анаэробной выносливости
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения – сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому, выносливость проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки. Поэтому различают специальную и общую выносливость.
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).
Глава 1. Общая характеристика выносливости
1.1. Значение физической выносливости в жизнедеятельности человека
В занятиях спортом, производственной, воинской и бытовой деятельности организм человека подвергается разнообразным нагрузкам. В зависимости от природы и характера нагрузки можно выделить четыре основных типа утомления:
- умственное (при решении математических задач или другой интеллектуальной деятельности);
- эмоциональное (при выполнении монотонной работы, сильных переживаниях и т.п.);
- сенсорное (вследствие напряженной деятельности анализаторов. Например, усталость зрительного анализатора во время стрельбы или работы на компьютере);
- физическое (возникает при продолжительной или довольно интенсивной мышечной работе).
Особую значимость для спорта имеет физическое утомление, характер которого меняется при выполнении различных физических упражнений.
В научной и методической литературе неоднократно делались попытки выделения основного звена, характеризующего временное снижение работоспособности спортсмена, возникающее вследствие физического утомления при напряженной мышечной деятельности.
В зависимости от объема мышечных групп, принимающих участие в работе, условно различают три вида физического утомления:
1. Локальное – к работе привлечено меньше трети общего объема скелетных мышц (например, мышцы кисти, голени и т.п.);
2. Региональное – в работе принимает участие от одной трети до двух третей мышечной массы (примером могут быть упражнения для укрепления мышц ног или туловища);
3.Тотальное – работает одновременно более двух третей скелетных мышц (борьба, бег, гребля и т.п.).
Глава 2. Средства и отличительные черты методики воспитания анаэробной выносливости
2.1. Задачи, решаемые в процессе воспитания анаэробной выносливости
Увеличение функциональных возможностей организма, лимитирующих выносливость, происходит особенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже к концу подросткового периода определяются наибольшие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена. Это дает основание считать, что в данном возрасте созревает, по крайней мере, часть функциональных предпосылок к проявлению значительной аэробной выносливости. Примечательно также, что степень увеличения рассматриваемых показателей функциональных возможностей существенно зависит от уровня двигательной активности. Это отчетливо видно, в частности, при сравнении величин МПК и кислородного долга у спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортом [13].
Наибольшие абсолютные величины МПК, предельные параметры кислородного долга и ряда других показателей функциональных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. Не случайно и наиболее высокие достижения в видах спорта, требующих предельного проявления выносливости, демонстрируют в возрасте 25--30 лет. После 40 лет постепенно все заметнее выявляется возрастной регресс выносливости (как по показателям спортивных достижений, так и по частным показателям функциональных возможностей организма, лимитирующих ее проявление). Степень этого регресса, однако, может быть в существенной мере уменьшена при определенных условиях, о чем свидетельствует, кроме прочего, достаточно высокий уровень достижений спортсменов, не прекращающих регулярную тренировку в пожилом и старшем возрасте; о том же говорят и резкие различия в ряде показателей функциональных возможностей, лимитирующих выносливость, у людей одного и того же возраста, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями.
Заключение
Выносливость выражается в самых многообразных сложных формах двигательной деятельности - сложной многофакторной способности. Как на практике, так и в научной литературе принято выделять общую и специальную выносливости. Выносливость является способность осуществлять работу умеренной интенсивности в глобальной функции мышечной системы. По-иному, также называют аэробной выносливостью. Учащийся, который сможет работать долгое время в умеренном темпе, способен выполнять другие работы в том же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.д.).
Важнейшими компонентами выносливости являются возможности аэробной энергетической системы, функциональной и биомеханической экономизации.
Выносливость проявляется при неоднократном повторении сложных технических и тактических действий. Особенно проявляется в спортивных играх и гимнастических упражнениях. В беге имеет меньшее значение, поскольку характер движений преимущественно циклический.
Методические аспекты повышения анаэробной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.
1. Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2015. – 352 с.
2. Багадирова, С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология» [Текст] / С.К. Багадирова. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2014. – 233 с.
3. Барчуков, Е. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ССУЗов. Для всех специальностей / Е. С. Барчуков. – М.: КноРус, 2015. – 368 с.
4. Белик Д. В.Механизмы реагирования организма человека на физические воздействия. Предпосылки к созданию физиотерапевтических аппаратов/ Белик Д. В., Белик К. Д. - Новосиб.: НГТУ, 2016. - 154 с.
5. Верхошанский, Ю.К. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость [Текст] / Ю.К. Верхошанский. - М.: Советский спорт, 2014. - 80 с.
6. Германов, В.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / В.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 2 (108). – С. 49-57.
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. для студентов вузов – 2-е изд., дораб. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2014. - 261 с.
8. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие [Текст] /В.П. Губа. - М.: Смоленск, 2014. -138 с.
9. Гурский, А. В. Педагогические технологии формирования структуры движений и сопряженного развития физических качеств лыжников-гонщиков / А. В. Гурский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. – №7 (113). – С. 58-62.
10. Джо, Пулео Анатомия бега. Иллюстрированное пособие по развитию силы, скорости и выносливости / Пулео Джо. - М.: Попурри, 2016. - 186 c.
11. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров / А. О. Дробинская. – М.: Юрайт, 2015. – 527 с.
12. Ефремова, Е.В. Выносливость и ее совершенствование на уроках физической культуры [Текст] / Е.В. Ефремова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 1. - С. 27-28.
13. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"/Ю.Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д.Железняка. - М.: Академия,2014. -256 с.
14. Зациорский, В. М. Биомеханические основы выносливости / В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский, Н.А. Якунин. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 208 c.
15. Кадыров, Р. М. Теория и методика физической культуры. Для бакалавров. Учебное пособие. ФГОС / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. – М.: КноРус, 2015. – 132 с.
16. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - Ростов на/Д: Феникс, 2014. - 256 с.
17. Кожухова Н. Н.Методика физического воспитания и развития ребенка: Учебник / Кожухова Н.Н., Рыжакова Л.А., Борисова М.М.; Под ред. Козлова С.А., - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 312 с.
18. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2014. - 393 c.
19. Кузнецов, В. С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: [учебное пособие для студентов вузов] / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - Москва: Академия, 2014. - 208 с.
20. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / Н. Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2015. – 352 с.
21. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник +, 2016. - 104 c.
22. Морщинина, Д. В. Теория и методика физической культуры (для бакалавров): учебное пособие для ВУЗов / Д. В. Морщинина, Р. М. Кадыров. – М.: КноРус, 2015. – 144 с.
23. Осипов, А.Ю. Развитие выносливости на занятиях физической культуры в вузах: учебно-методическое пособие / А.Ю. Осипов, Д.А. Шубин. - Красноярск: СФУ, 2014. -48 с.
24. Павлюк, Н. Б. Методика развития физической выносливости школьников разного возраста для подготовки к выполнению норм ГТО/ Н. Б. Павлюк // Научный поиск: науч. журн. - Шуя – 2017. - № 1. - С. 40-43.
25. Савченков, Ю. И. Возрастная физиология / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. – М.: Владос, 2014. – 143 с.
26. Семенов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов: Пособие / Николаев А.А., Семенов В.Г. - М.:Спорт, 2017. - 144 с.
27. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2014. – 464 с.
28. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты