Основы психологической подготовки в конном спорте
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основы психологической подготовки в конном спорте»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Основы психологической подготовки в конном спорте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Примерная план-схема психологической подготовки.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОННОГО СПОРТА
1.1 Понятие и сущность конного спорта
1.2 Тренировочный процесс в конном спорте
ГЛАВА 2. Психологическая подготовка в конном спорте
2.1 Психологическая подготовка в спорте
2.2 Особенности психологической подготовки в конном спорте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Уникальность конного спорта состоит в том, что команда лошадь – человек, выступают как единое целое. Конный спорт, - один из самых дорогих привилегированных видов спорта. Затраты складываются из нескольких основных составляющих: стоимости лошади; стоимости ее содержания, ветеринарного обслуживания; стоимости услуг коваля, стоимости снаряжения, стоимости костюма спортсмена, оплаты труда тренера и спортсмена, аренды манежа, площадок и различных трасс, оборудованных препятствиями; транспортировки лошади к месту соревнований, оплаты труда юристов при заключении договоров и других затрат.
В конный спорт входят все виды испытания лошади, которые представлены в зрелищной, азартной форме и преследующие достижение либо установление какого-либо результата, оцениваемого по определенным правилам и критериям. В конном спорте выделяется несколько групп: классические виды конного спорта, включенные в программу Олимпийских игр: выездка или высшая школа верховой езды, преодоление препятствий, или конкур, и троеборье; национальные конные игры, распространенные у многих народов, особенно на Кавказе и Средней Азии; бега и скачки на ипподроме; скачки с препятствиями, состязания троек, тачанок, коннолыжный спорт.
Огромное значение в конном спорте имеет техническая подготовка спортсменов-конников. Технической подготовкой спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОННОГО СПОРТА
1.1 Понятие и сущность конного спорта
Конный спорт – понятие сборное, которое означает спортивные игры с использованием лошадей, а именно езды верхом на них. Садясь на лошадь, всадник активно взаимодействует с ее движениями, лошадь в свою очередь управляется перемещением веса всадника, сжатием бедер или наоборот их ослаблением, так же для управления лошадью существует конная амуниция, такая как седло, уздечка, шпоры и т.д. Так же, всадник может управлять лошадью голосом, если того понимает сама лошадь или же это разрешено в определенном виде конного спорта (не во всех видах конного спорта разрешено управление голосом). Конный спорт – это полное понимание человеком лошади и наоборот, полное взаимодействие всадника с конем [4].
Существующие разновидности конного спорта можно классифицировать следующим образом:
- профессиональные виды конного спорта, проходящие на ипподромах - гладкие и барьерные скачки, стипль-чезы и рысистые бега;
- классические виды конного спорта;
- олимпийские виды - выездка, конкур, троеборье;
- неолимпийские виды - драйвинг, дистанционные пробеги, вольтижировка;
- международные виды - поло, вестерн, родео;
- национальные виды спорта и конные игры [19].
Профессиональные виды конного спорта - гладкие и барьерные скачки и рысистые бега - имеют одновременно со спортивной стороной и селекционную значимость, как вид испытаний работоспособности лошадей. Стипль-чез как вид ипподромного спорта почти не имеет системного селекционного значения. Стипль-чез - это скачка с препятствиями, которая может проходить по специальным дорожкам ипподрома, но может иметь и трассу, выходящую за пределы этих дорожек.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В КОННОМ СПОРТЕ
2.1 Психологическая подготовка в спорте
Некоторые опытные тренеры полагают, что 50-80% успеха спортсмена зависит от его психологических навыков, собранности и уравновешенности. Тренировка эмоциональных способностей спортсмена так же значима, как и его физическая подготовка.
Целеполагание, диалог с самим собой, адекватная оценка своих способностей, мысленная репетиция и расслабление-лишь одни из множества психологических приёмов, столь необходимых для любого профессионального спортсмена.
В свою очередь, психологическая подготовка представляет собой составную часть общей системы тренировки и выражается в организованном, управляемом процессе реализации психических способностей спортсмена в конкретной ситуации, объективных результатах соизмеримых с его потенциальными возможностями [9].
Безусловно, спортивные состязания, как составляющая спорта в целом, крайне важны для человека, они воздействуют на познавательную сферу психики (в ходе соревнований у человека обостряются все психические познавательные процессы, спортсмен чётко воспринимает ситуацию, владеет ей); стимулируют силу воли спортсмена, необходимую для достижения желаемого результата; развивают стрессоустойчивость. Но и есть и негативные последствия, так борьба за первенство в ходе состязаний может вызвать сильное эмоциональное возбуждение, напряжение, чувство страха, а неудовлетворение результатом зачастую приводит к эмоциональному упадку и даже депрессивному состоянию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, конный спорт относится к видам спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях. Конный спорт – один из древнейших видов спорта, включает в себя несколько спортивных дисциплин: конкур, выездка, троеборье, вольтижировка, драйвинг, дистанционные пробеги, национальные игры-состязания. Конкур, выездка и троеборье являются Олимпийскими видами спорта. Основной отличительное особенностью всех дисциплин конного спорта является использование в соревнованиях животных – лошадей, причем спортсмен активно взаимодействует с лошадью, и показанный результат зависит как от подготовленности спортсмена, так и от подготовленности лошади; лошадь является полноценным партнером в спортивной паре. Вследствие этого, каждый спортсмен одновременно является тренером своей лошади, а при планировании подготовки необходимо учитывать не только возможности спортсмена, но и возможности лошади.
Специфика подготовки спортсменов по конному спорту определяется основным содержанием тренировочной и соревновательной деятельности, являющихся компонентами тренировочного процесса. В спортивной подготовке спортсменов-конников применяются упражнения и сопутствующие мероприятия трех типов: основные, вспомогательные и восстановительные. Основные средства – приобретение умений и навыков, необходимых для достижений высоких результатов в конном спорте. Вспомогательные средства – применяются в тренировочном процессе с целью всестороннего и гармоничного развития спортсменов-конников. Восстановительные средства особо значимы на этапе совершенствования спортивного мастерства, так как позволяют спортсменам-конникам выполнять необходимый объем работы без ущерба для здоровья.
1. Апариева Т.Г. Психология предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов // Изв. ВГПУ. – 2013. – № 7. – С.159-161
2. Багадирова С.К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности / С.К. Багадирова. – Майкоп, 2015. – 148 с.
3. Белая, ТО. Психологические основы технико-тактической подготовки спортсменов-конников / ТО. Белая, А.В. Горохова // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8-9 аир. 2009 г: в 4 т. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2009. - Т. 4. - С. 202-204.
4. Гандельман, А. Б. Физиологические основы спортивной тренировки / А. Б. Гандельман, К. М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 207с.
5. Горохова, А.В. Структура подготовки в конном спорте на начальном этапе / А.В. Горохова. ANALYTIC-BOOK // Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва в велосипедном, конькобежном, конном спорте и фигурном катании: Материалы 8 Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. «Науч. обоснование физ. воспитания, спортив. тренировки и подгот. кадров по физ. культуре и спорту». – Минск, 2005. – С. 38–41.
6. Де-Витт Л.В. Конница. Теория верховой езды: отдельное издание/ Л.В. Де-Витт. - Москва: Либроком, 2011. – 312 с.
7. Каштанов, Л.В. Племенное дело в коневодстве: научное издание/ Л.В. Каштанов. – Москва: Либроком, 2014. – 394 с.
8. Коган И.Л. Практическое руководство по конному спорту. Том 1. Начальная подготовка всадника и лошади. М.: ФКСР, 2013. – 208 с.
9. Луговская А.А. Использование персонифицированного мотивационного тренинга у спортсменов для формирования мобилизационного образа «идеального выступления» / А.А. Луговская, Л.А. Пирогова, Н.П. Велитченко // Журн. Грод. гос. мед. Ун-та. – 2007. – № 1 (17). – С. 196-197.
10. Моррисон Л. Верховая езда: простые шаги к успеху / Пер. А.В. Банкрашкова. М: Астрель, 2005. – 140 с.
11. Огородова Т.В. Психология спорта : учеб. пособие / Т.В. Огородова ; М-во образования и науки РФ, Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2013. – 118 с.
12. Павельев И.Г. Специфика организации тренировочного процесса в конном спорте / И.Г. Павельев, Д.В. Белинский // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2018. – № 1. – С. 181-183.
13. Павлов Ю. Н. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Павлов Ю.Н. ; [Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т]. – Ставрополь, 2004. – 24 с.
14. Речкалова О.Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта / О. Л. Речкалова. – Курган, 2014. – 84 с.
15. Робишон де Ля Гериньер Ф. Конная библия. Школа верховой езды: отдельное издание/ Ф. Робишон де Ля Гериньер. – Москва: АквариумПринт, 2013. – 320 с.
16. Силич Е.В. Индивидуализация психологической подготовки с учетом особенностей личности спортсменов, имеющих различный латеральный профиль / Е.В. Силич, Е.В. Мельник // Спорт. психология. – 2007. – № 1. – С.37 — 43.
17. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М.: Владо – Пресс, 2002. – 605 с.
18. Уляева Л.Г. Комплексная оценка психических состояний в процессе решения задач психологической подготовки спортсменов – олимпийцев / Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник // Человеческий капитал. – 2014. – № 10.- С.35 – 38.
19. Фишер Ф. Иппология. Справочные сведения о выборе и содержании лошади: отдельное издание/ Ф. Фишер. – Москва: Либроком, 2015. – 376 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Примерная план-схема психологической подготовки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты