Спортивная психология – область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития, психики человека в условиях спортивной деятельности.
Специфика спорта – в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. В основе возникновения этой мотивации – сопоставление своих результатов с достижениями других спортсменов, включенность спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное проникновение в таинства человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей и самоутверждения, а также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.
Специфика спорта – в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов. Эти превосходные качества движений достигаются благодаря развитию сенсомоторики, совершенствованию методик обучения, тысячекратному их исполнению в самых сложных условиях, а также благодаря совершенствованию технических средств обучения, страховки.
Специфика спорта – в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.
Специфика спорта – в зрелищности, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы многомиллионные массы людей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам. Эти зрелища несут в себе могучий эмоциональный заряд,
Один из важнейших факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, – уровень психического напряжения.
Работа, производимая спортсменом в ходе тренировочных занятий, требует энергетического обеспечения и сохранения постоянства внутренней среды организма. В этой связи, а также для достижения успеха в спортивной деятельности спортсмену необходимо приводить в активное движение механизмы, регулирующие состояние организма спортсмена, которые обеспечивают внутренние условия осуществления определенных действий. Регуляция деятельности человека всегда протекает комплексно. Ее основу «составляют эмоционально-волевая сфера человека, вегетативные механизмы и принцип доминанты в управлении деятельностью.
Переходя к более детальному рассмотрению данного вопроса, необходимо вспомнить слова И.П.Павлова, который писал, что «человек есть система, существенная по своему высочайшему саморегулированию» [5, с. 17-19].
Действительно, человеческий организм является достаточно совершенным в плане самоконтроля и саморегуляции. Механизмы доминанты, временно господствующего очага возбуждения, позволяют в условиях, когда поступает масса разнообразных раздражителей и сигналов, отобрать из них только имеющие значение для выполняемой деятельности. Положительная роль доминанты в управлении деятельностью спортсмена состоит в том, что свойство ее подкрепляться посторонними раздражителями и тормозить другие очаги возбуждения обеспечивает достижение цели даже в неблагоприятных условиях. Однако в ряде случаев инертность доминанты мешает спортсмену быстро и адекватно приспособиться к изменившейся
Основу спортивной деятельности составляют две взаимосвязанные стороны: тренировки и соревнования. Поэтому термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» относится в основном к тем психологическим основам, которые связаны с осуществлением тренировок и соревнований.
Эффективность психологического обеспечения тренировки и соревнования зависит от активного использования всех этих компонентов как единого целого, другими словами, от суммы данных компонентов.
Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействий на спортсмена.
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий тем или иным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму.
Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному, тренировочному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к соревнованиям; специальная подготовка к конкретному соревнованию.
В практическом решении проблем психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.
Речь идет об общем планировании психологической подготовки. Конкретный план должен быть составлен только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.
Общий план (образец) психологической подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований:
1. необходимо знать возраст спортсменов, для которых предназначена разработка;
2. следует учитывать уровень их спортивного мастерства;
3. важно определить цели и задачи психологической подготовки и включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними;
4. средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования);
5. комплекс мероприятий следует планировать на годичный цикл подготовки;
6. важно определить средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства для определения динамики роста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), средства специального психического развития (мероприятия,
На современном этапе развития научной мысли можно встретить большое количество разнообразных подходов к решению проблем, касающихся классификации экстремальных ситуаций соревновательного характера. Следует отметить, что по данному вопросу пока не существует какой-либо определенной, адекватной схемы или структуры.
Таким образом, экстремальные ситуации соревновательного характера – это объективные и субъективные трудности, являющиеся следствием изменения внешних условий, сопровождающиеся выходом эмоциональных переживаний спортсмена за пределы оптимального уровня и влияющие отрицательно на соревновательную деятельность, ее результативность.
Психофизиологические изменения в функциональном состоянии спортсмена, связанные с его реакцией на экстремальные ситуации соревновательного характера, могут носить различный по силе и длительности характер. В зависимости от этого следует определить особенности тех или иных экстремальных ситуаций соревновательного характера.
Экстремальные ситуации сореновательного характера могут быть разделены по качественной характеристике на четыре основные группы: внешние препятствия – условия соревнований; помехи, увязанные с отвлечением внимания спортсмена от соревновательной деятельности; события, связанные с развитием соревновательной борьбы; внутренние препятствия – недостаточные адаптационные возможности; избытки мотивации; состояние здоровья; уровень подготовленности спортсмена;объективные трудности – ситуации, содержащие опасность физической травмы; ситуации, выявляющие несостоятельность подготовленности спортсмена к требованиям соревновательной борьбы; ситуации с неожиданной «аварийностью»; ситуации, обусловленные правилами соревнований; ситуации, вызванные нежелательными действиями
1. Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте" в редакции Закона Республики Беларусь от 29 ноября 2003 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 25).
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь "О делегировании Министерству спорта и туризма полномочий на принятие отдельных нормативных правовых актов" от 7 марта 2004 г. N 246 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 42, 5/13940).
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006. – 526 с.
4. Блеер, А.Н. Терминология спорта: толковый слов.- справ.: более 10000 терминов. – М.: Академия, 2010. – 459 с.
5. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика. - М.: ЛИБРОКОМ. – 254с.
6. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. – M., 1971. – 189с.
7. Гилев, Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. образования. – М.: МГИУ, 2007. – 375 с.
8. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. – М., 1990. – 214с.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
10. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Советский спорт, 2008. – 204 с.
11. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход : научно-метод. пособие. – М.: Сов. спорт, 2012. – 382 с.
12. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013. – 154с.
13. Иткис, М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. – М., 1982.
14. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для завершающего уровня высшего физкультурн. образования. - СПб.; Москва; Краснодар: Лань, 2005. – 378 с.
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высш.спец.физкульт.учеб.завед. - 3-е изд.. – СПб.: Лань, 2013. – 159 с.
16. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2016. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/ (дата обращения: 23.02.2016)
17. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 863 с.
18. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. – М.: Сов. спорт, 2006. – 215 с.
19. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта. – Киев: Олимп. лит., 2004. – 807 с.
20. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для вузов / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2012. – 285с.
21. Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Сов. спорт, 2007. – 463 с.
22. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2008. – 479 с.
24. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033100 - "Физ. культура". – М.: Сов. спорт, 2005. – 270 с.
25. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. – M., 1967.
26. Шайхтдинов Р.З, Личность и волевая готовность в спорте. – М., 1987