Профессиональное выгорание медицинских работников
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профессиональное выгорание медицинских работников»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
23.00 BYN
Профессиональное выгорание медицинских работников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты проблемы профессионального выгорания медицинских работников
1.1 Сущность явления профессионального выгорания в психолого-педагогической литературе
1.2 Специфика работы медицинских работников, способствующая развитию профессионального выгорания
1.3 Факторы, признаки и последствия профессионального выгорания медицинских работников
Выводы по главе 1
Список использованных источников
Введение
Актуальность изучения синдрома выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников обусловлена выраженной значимостью профессиональной сферы для человека. Это обусловлено тем, что среди разнообразных сфер жизнедеятельности человека профессиональная сфера может оказывать не всегда позитивное влияние на здоровье человека. Негативное влияние профессиональной сферы на состояние здоровья связано с синдромом эмоционального выгорания. Синдром профессионального выгорания относится к показателям личностной деформации и его изучение представляет значимость для деятельности работников, которые вынуждены осуществлять продолжительные и интенсивные межличностные контакты, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью. Актуальность этой проблемы также обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к данной профессии и личности работников так называемых «помогающих» профессий, обладающих огромной социальной важностью. «Помогающие профессии», которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния. Люди «помогающих» профессий наиболее подвержены влиянию психоэмоционального выгорания.
Проблема устойчивости к стрессам людей в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми. Медицинские работники по уровню психоэмоционального истощения находятся на первом месте среди профессий «человек – человек», так как в своей повседневной деятельности постоянно сталкиваются со страданием людей и нуждой воздвижения своеобразного барьера психологической защиты от пациента, иначе его отсутствие грозит им эмоциональным выгоранием.
В самой природе медицинского труда заложена эмоциогенность, причем спектр испытываемых эмоций весьма разнообразен: медики вынуждены постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. Тем не менее, психика людей от природы устроена так, что человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, человек «заражается» эмоциями других людей. Кроме того к этому добавляются еще и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи медиков грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья, стойкое снижение результативности его работы. Риски профессионального психоэмоционального «выгорания» оказывают негативное влияние не только на личность работника, но и на коллектив в котором ему приходится работать, а значит снижает качество жизни общества в целом.
Социальной значимостью выбранной темы курсовой работы является сложный характер синдрома профессионального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
1 Теоретические аспекты проблемы профессионального выгорания медицинских работников
1.1 Сущность явления профессионального выгорания в психолого-педагогической литературе
Личность человека видоизменяется под воздействием структурных и содержательных аспектов его профессиональной деятельности, таким образом, возникает профессиональная деформация личности специалиста, которая представляет собой изменения качеств человека, которые появляются под влиянием выполнения его профессиональной деятельности.
С.П. Безносов отмечает, что «профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике» [1, с. 37].
Синдром профессионального выгорания можно отнести к числу феноменов деформации личности. Он является многомерной конструкцией, состоящей из набора негативных психологических переживаний, тесно связанных с достаточно интенсивными, длительными, межличностными взаимодействиями, которые характеризуются высокой эмоциональной насыщенностью. Скорее это ответная реакция на происходящие длительные стрессовые ситуации в межличностных коммуникациях. На практике существуют несколько определений профессионального выгорания.
С.В. Умняшкина в своем диссертационном исследовании определяет синдром профессионального выгорания как «синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [2, с. 9]
Н.В. Гришина определяет выгорание как «особое состояние человека, который оказался под воздействием длительного профессионального стресса, полный объективный анализ которого необходимо провести в экзистенциальном уровне описания, ведь развитие процесса выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а может, проявляется в разных ситуациях бытия индивида» [3, с. 38].
По мнению Т.В. Форманюка «синдром профессионального выгорания – это чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи». Исследователь считает, что «выгорание» возникает не из-за сочувствия к людям, а из-за нереализованности своих собственных ожиданий. Утрата смысла профессиональной деятельности, бессмысленность прилагаемых усилий являются сильным фактором испытываемых переживаний. По мнению автора, выгорание, являясь сложным психофизиологическим феноменом, подразумевает эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее вследствие испытываемой продолжительной эмоциональной нагрузки. Он выражается в чувстве усталости, депрессии, отрицательном отношении к профессии и жизни в целом, неведении положительных результатов своей работы, недостатке энергии [4, с. 46].
1.2 Специфика работы медицинских работников, способствующая развитию профессионального выгорания
Для профессиональной деятельности медицинских работников характерны некоторые особенности, которые могут способствовать формирования эмоционального выгорания. Основой медицинской профессии является признание ценности жизни, повышение ее качества, принятие мер по обеспечению здоровья каждого члена общества. Главной обязанностью медицинского работника является спасение человеческой жизни и исключение причинения ее вреда для здоровья. Таким образом, данная профессия предполагает огромную ответственность не только перед самим собой, но и перед всем обществом [14, с. 87].
По мнению Н.Е. Водопьяновой психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников включают в себя требования к развитой коммуникативной компетентности, так как эту профессию отличает напряженность и интенсивность межличностных коммуникаций. Коммуникативная деятельность в медицинской сфере отличается широкой сетью контактов различного уровня, высокой интенсивностью и напряженностью общения. В связи с этим профессия медработника относится к группе профессий с высоким риском развития синдрома эмоционального выгорания. По данным исследования Н.Е. Водопьяновой максимальный показатель выраженности синдрома эмоционального выгорания характерен для специалистов со стажем работы 3-10 лет в группе медработников [6, с. 125].
Для профессиональной деятельности медицинских работников характерны, по мнению Н.Е. Водопьяновой, следующие психологические особенности: стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не успевает справиться с задачей, не может вовремя принимать верные решения в быстром темпе при высокой степени ответственности за последствия своих решений; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, возникают изменения в мотивации, эмоциональные сдвиги, нарушения двигательного и речевого поведения в характере деятельности. Профессиональная деятельность осуществляется в таких условиях, что на медицинских сестер воздействует комплекс неблагоприятных факторов производственной среды различной степени выраженности, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности [15, с. 86].
Психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников заключаются в условиях труда, которые относятся к стрессогенным. О.Ю. Смирновой описаны типичные стрессогенные условия профессиональной деятельности медицинской сестры [16, с. 38]. К организационным стрессогенным условиям относятся довольно часто ненормированный рабочий день, высокая нагрузка, необходимость выполнения срочной работы в ограниченный период времени, большой объем работы, вызванный необходимостью своевременно сдавать выполненную работу и обрабатывать большой объем информации.
1.3 Факторы, признаки и последствия профессионального выгорания медицинских работников
На появление и степень выраженности профессионального выгорания медицинских работников влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Показано, что средний медицинский персонал «выгорает» через 1,5 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих пациентов. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций [19, с. 121].
Профессиональное выгорание в различных стадиях своего развития по данным М.А. Ковальчук достоверно чаще более выраженные формы «профессионального выгорания» формируются у медицинских сестер отделений реанимации и интенсивной терапии. Возраст и профессиональный стаж достоверно влияют на развитие «профессионального выгорания» только у врачей анестезиологов-реаниматологов [16].
На основе полученных результатов исследования фельдшеров скорой помощи М.Н. Мисюк было выявлено, что в группе фельдшеров со сформировавшимся профессиональным выгоранием максимальный показатель выраженности профессионального выгорания наблюдается в возрастном диапазоне от 22 до 30 лет. Такой же показатель характерен для специалистов неспециализированных бригад со средним специальым образованием и стажем работы 3-10 лет. Для фельдшеров с формирующимся профессиональным выгоранием было получено такое же процентное соотношение, что и в группе со сформированным профессиональным выгоранием. Наибольший количественный показатель в группе с отсутствием синдрома профессионального выгорания был выявлен у исследуемых в возрасте от 22-30 лет, а также у работников со средним специальным образованием [22, с. 62].
В большей степени подвержены формированию профессионального выгорания такие категории медицинских работников, которые непосредственно осуществляют уход за тяжелыми больными в ожоговых и реанимационных отделениях, а именно, средний и младший медицинский персонал. Медицинские сестры «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам [10, с. 143].
Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами [9, 11, 12].
Выводы по главе 1
По мнению авторов, изучающих этот синдром, профессиональное выгорание представляет собой совокупность психических переживаний и поведенческих норм, сказывающихся на работоспособности человека, его физическом и психологическом состоянии, на интерперсональных отношениях сотрудника. Синдром «выгорания» представляет ответную реакцию на продолжительные рабочие стрессовые ситуации межличностного общения. К настоящему времени, несмотря на то, что в психологии сложилось единое мнение, что профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиональной деятельности, существует ряд вопросов, которые трактуются исследователями неоднозначно.
Условия труда медицинских работников обладают спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома психоэмоционального выгорания. Во-первых – это противоречивые требования, которые предъявляются к эмоциональной сфере медицинских работников. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми, наряду с необходимостью иметь «подходящие» чувства, медицинскому работнику нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало сил уходит на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента. Во-вторых, медицинские работники вообще представляют собой особую группу среди других помогающих профессий, им приходится работать в жестком дефиците времени, когда на счету каждая секунда. Медицинский персонал работает с максимальными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью в принятии решений при различных экстремальных ситуациях.
Потенциальными факторами развития синдрома профессионального выгорания у медицинских работников являются интенсивность межличностного общения и повышенная эмоциональная нагрузка. Как правило, профессиональное выгорание у медицинских работников может проявляться утратой способности к сопереживанию пациентам, постоянной усталостью, неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, ведущей к игнорированию профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на семейную жизнь. Описаны выраженные негативные последствия профессионального выгорания на психологическое состояние, на выполнение профессиональных обязанностей и на отношения с коллегами и членами семьи у медицинских работников. В связи с выраженными негативными последствиями профессионального выгорания остро стоит вопрос об изучении особенностей проявления эмоционального выгорания и на этой основе выработке эффективных мер коррекции и профилактики данного феномена профессиональной деформации.
1. Таткина, Е.Г. Принципы, методы и методики ранней профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер на стадии выгорания / Е.Г. Таткина // Сборник материалов межрег. научно – практ. конф. – Томск, 2008. – С. 239 – 242.
2. Заховаева, А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела / А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – 2003. – № 2. – С. 28-29.
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: «Знание», 2008. – 308 с.
4. Мурашова, Л.А. Особенности межличностного общения и профессионально-важные качества медицинских работников / Л.А. Мурашова // Социальные аспекты хирургической помощи населению. Материалы Всероссийской научной конференции. – Тверь, 2008. – С. 257-259.
5. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / М.М. Авхименко // Медицинская помощь. – 2003. – №2. – С. 25-29.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
7. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 270 с.
8. Ковальчук, М.А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики: монография / М.А. Ковальчук. – Ярославль: ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017. – 126 с.
9. Донская, Л.В. Психофизиологические аспекты труда работников сферы обслуживания / Л.В. Донская, Э.Э. Линчевский. – Л.: Медицина, 1979. – 168 с.
10. Мисюк, М.Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи / М. Н. Мисюк // Психологический журнал (РБ). – 2008. – № 1. – С.60-65.
11. Петраш, М.Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи / М.Д. Петраш, А.А. Бойков, П.Н. Федоров // Скорая медицинская помощь – 2003. – № 3. – С. 17-20.
12. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ, 2006. – 528 с.
13. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль, 1999. – С. 76-97.
14. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / С.Т. Джанерьян. – Ростов-на-Дону, 2005. – 46 с.
15. Косарев, В.В. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – 2004. – №3. – С. 27-38.
16. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М.М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. – 2003. – № 1. – С.82-86.
17. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб, 2009. – 278 с.
18. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2002. – 752 с.
19. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 352 с.
20. Влах, Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий / Н.И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2017. – № 1. – С. 5-11.
21. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 400 с.
22. Сорокоумова, Г.В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов / Г.В. Сорокоумова, О. В. Шурыгина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – №3. – С. 437-443.
23. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 2014. – 332 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты