Проблема группового давления. Конформизм
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблема группового давления. Конформизм»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
45.00 BYN
Проблема группового давления. Конформизм
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная психология
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Сводные таблицы результатов.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения группового давления и конформизма в современной психологии
1.1 Понятие группового давления и конформизма в психологии
1.2 Феномен конформизма в подростковой среде
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей проявления конформизма в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования психологических особенностей проявления конформизма в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Вопросы особенностей проявления конформизма в подростковой среде, механизмов их формирования и развития особенно актуальны на сегодняшний день. В настоящее время ведется активный поиск эффективных средств гармонизации личностного и группового развития школьников в период отрочества, что обусловлено значительными переменами, произошедшими в нашем обществе и повлиявшими на ценностные ориентации индивида в сфере межличностных отношений.
Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных для подросткового возраста сфер жизнедеятельности. Особенно актуальна проблема конформизма в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что данный возраст является переходным, кризисным, полным внутренних личностных противоречий подростка, когда он хочет проявить независимость и при этом стать частью референтной группы.
Конформизм – это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственном.
Переход к подростковому возрасту является переломным, трудным этапом, который характеризуется глубокими изменениями условий, значительно влияющих на личностное развитие индивида. Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в социуме. В тесной связи с поисками смысла жизни на одну линию встает и стремление узнать самого себя, свои способности, таланты, поиск себя в отношения со значимыми людьми, с окружающими. Именно в этом возрасте актуализируется проблема конформности.
1 Теоретические основы изучения группового давления и конформизма в современной психологии
1.1 Понятие группового давления и конформизма в психологии
В повседневной жизни человеку постоянно приходится принимать решения в выборе поведения, но всегда субъект их принимает самостоятельно. Одним из видов влияния на принятие решений и поведение индивида является конформизм.
В зарубежной психологии изучение группового давления и конформизма осуществлялось в рамках различных направлений. Конформизм исследовался как: феномен больших социальных групп (Г. Лебон, Г. Тард, Н.К. Михайловский, Д.В. Ольшанский, С. Московичи, Ж. Бодрийяр), трагедия личности, ее разрушение из-за попыток приспособления в массовом индустриальном обществе (Г.С. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм); - проблемы человека, связанные с давлением общества (И. Хейзинги, Д. Рисмен, А. Тэшфел, С.Э. Крапивенский, З. Бауман, Ж. Эрман).
Традиционно с социально–психологической точки зрения конформность рассматривают с различных точек зрения: как черта личности – выбор делается человекам неосознанно, он убеждает себя в необходимости принять мнение группы, а не демонстрирует циничное поведение; и конформность как социальное приспособленчество. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека [3, с. 118]. Социальное влияние, или конформизм - это пассивное согласие индивида с общественными нормами, с взглядами и мнениями, которые существуют в группе, в которую входит индивид. Так, Д. Майерс и определяет конформизм как «изменение поведения или убеждений в результате давления групп»» [11, c. 292].
С. Московичи разработал «конверсионную теорию» влияния меньшинства. Так, С. Московичи утверждал, что важным фактором, определяющим эффективность влияния меньшинства, является стиль поведения называемый нонконформизм. Так, нонконформизм -демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства [25, с. 154].
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей проявления конформизма в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить психологические особенности проявления конформизма в подростковом возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение психологических особенностей проявления конформизма в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Витебска». Выборку исследования составили 30 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения А. Марлоу и Д. Крауна [13].
Цель: выявление уровня мотивации к одобрению.
Опросник включает 20 утверждений. Респондент получает по 1 баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом.
Критерии оценки:
0-6 баллов - низкая мотивация к одобрению.
Имеет достаточно низкий уровень потребности в одобрении со стороны других людей. Независимость от окружающих может показаться игнорированием их мнения о себе. Не свойственна категоричность суждений в свой адрес. Не старается выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле и тем самым может ставить себя вне социальных связей и социального одобрения.
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что конформизм – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность определяет степень социального влияния на поведение индивида. Факторами, влияющими на уровень конформности человека, являются: возрастная специфика (чаще проявляется в подростковом и юношеском возрасте), личностные особенности, численность группы, феномен большинства.
Подростковый возраст – возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно посредством общения. Стремление подростка занять желаемое положение среди сверстников сопровождается повышенной зависимостью от ценностей и норм группы сверстников. Основными причинами проявления конформности у подростков является низкий уровень самооценки и уверенности в себе.
результате эмпирического исследования было выявлено, что в подростковом возрасте большая часть мальчиков обладает средним уровнем мотивации к одобрению. Девочки демонстрируют высокий уровень мотивации к одобрению – они ориентированы на внешние стимулы, склонны соответствовать чьим-то ожиданиям, следовать социальным нормам. Они характеризуются несамостоятельностью, конформностью, зависимостью от других людей, склонностью сдерживать свои агрессивные тенденции. Сравнение показало, что у девочек более выражена ориентация на внешние стимулы, склонность соответствовать чьим-то ожиданиям, следовать социальным нормам, чем у мальчиков.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2000. – 624 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
3. Арендачук, И.В. Особенности межличностных отношений подростков в зависимости от уровня принятия других людей / И.В. Арендачук. – Саратов, 2016. – 12 с.
4. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Академия, 2001. – 516 с.
5. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112
6. Гамезо, В.М. Возрастная и педагогическая психология / В.М. Гамезо, Е.А. Петрова, Е.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 451 с.
7. Ильин, В.А. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение / В.А. Ильин // Социальная психология и общество. – 2012. - № 1. – С. 44–58.
8. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева, Н.С. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
9. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 318 с.
10. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб: Питер, 2005. – 794 с.
12. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/634-diagnostika-mezhlichnostnykh-otnoshenij-test-dmo-metodika-t-liri.
13. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. - С.635-636.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
15. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38-50.
16. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
17. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
18. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. –СПб.: Питер, 2004. – 512 с.
19. Радионова, И.Ю. Конформное поведение подростков / И.Ю. Радионова // Интерактив плюс. – 2018. - № 2. – С. 145-148.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
21. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
22. Тернер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. – СПб: Питер, 2003. – 256 с.
23. Хлабыстова, Н.В. Социальное влияние: конформизм и конформность личности / Н.В. Хлабыстова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 114–119.
24. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
25. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 346 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Сводные таблицы результатов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты