Особенности содержания и основы методики физического воспитания учащихся старшего школьного возраста
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности содержания и основы методики физического воспитания учащихся старшего школьного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Особенности содержания и основы методики физического воспитания учащихся старшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Концептуальная модель пользы для здоровья физической активности в детстве и подростковом возрасте».
Поделиться
Введение
1 Анатомо-физиологические и психологические особенности и характеристики возрастного развития учащихся 9-11-х классов
2 Содержание физического воспитания учащихся старшего школьного возраста
2.1 Задачи и основные средства физического воспитания учащихся старшего школьного возраста
2.2 Особенности содержания физического воспитания учащихся старшего школьного возраста
3 Особенности методики проведения урока физической культуры в старших классах
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Введение
Отсутствие физической активности является ключевым фактором, определяющим здоровье на протяжении всей жизни. Недостаток активности увеличивает риск сердечных заболеваний, рака толстой кишки и груди, сахарного диабета, гипертонии, остеопороза, беспокойства и депрессии и других заболеваний. В новой литературе высказывается предположение, что с точки зрения смертности бремя отсутствия физической активности для здоровья населения во всем мире приближается к бремени курения сигарет. Распространенность и значительный риск заболевания, связанные с отсутствием физической активности, были описаны как пандемия.
Регулярное и качественное физическое воспитание может помочь детям и подросткам достичь рекомендованного количества ежедневных физических нагрузок высокой или умеренной интенсивности и улучшить физическую форму и потенциально индекс массы тела. Системы мониторинга качества крайне необходимы для мониторинга и оценки этих важных результатов.
Рекомендуемые уровни физической активности высокой или умеренной интенсивности для молодежи с большей вероятностью будут достигнуты и будут поддерживаться в школьных условиях, если учащиеся, администрация, учителя, а также меры поддержки и окружающая среда будут интегрированы.
Рекомендуемые уровни физической активности высокой или средней интенсивности для детей и подростков с большей вероятностью будут достигнуты в школах, где физическая среда, школьные программы и персонал школы способствуют большему количеству физических нагрузок в течение дня, в том числе во время занятий физкультурой, на переменах, во время учебных занятий, а также во время занятий до и после школы.
В дополнение к физическому воспитанию, переменка может дать учащимся возможность заниматься физической активностью высокой или умеренной интенсивности и, как было доказано, улучшает поведение в классе.
Физическая активность во время занятий или перерывы в занятиях во время уроков могут способствовать сокращению малоподвижного образа жизни в течение учебного дня и увеличению активности легкой и средней интенсивности среди учащихся.
В совокупности регулярное и качественное физическое воспитание, перемены и физическая активность в классе позволяют учащимся быть более физически активными в школьные часы и в значительной степени способствуют достижению рекомендуемых уровней физической активности высокой или умеренной интенсивности.
1 Анатомо-физиологические и психологические особенности и характеристики возрастного развития учащихся 9-11-х классов
Поведение и черты характера сегодняшних детей, наряду с их генетикой, являются определяющими факторами их роста и развития, их физического, психического и психосоциального здоровья, а также их физической, умственной и академической успеваемости. Технологические достижения современного общества внесли свой вклад в малоподвижный образ жизни, который изменил фенотип детей по сравнению с фенотипом 20-летней давности. Сегодняшние дети весят больше и имеют более высокий индекс массы тела (ИМТ), чем их сверстники всего лишь поколением ранее.
С точки зрения поведения большинство детей не могут заниматься физической активностью высокой или умеренной интенсивности в течение рекомендованных 60 минут или более каждый день, при этом около одной трети детей сообщают об отсутствии физической активности в течение предшествующих 5 дней [1]. Отсутствие физической активности способствовало большей распространенности детского ожирения, снижению физической формы (например, гибкости, мышечной силы, кардиореспираторной способности) и большему риску заболеваний.
Хотя всегда можно узнать больше, доказательства пользы физической активности для здоровья неопровержимы [2]. Взрослые, занимающиеся регулярной физической активностью, имеют более низкие показатели хронических заболеваний (например, ишемической болезни сердца, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2-го типа, гипертонии, остеопороза и некоторых видов рака) и менее склонны к преждевременной смерти [3]. И хотя пагубные последствия хронических заболеваний проявляются в основном у взрослых, все хорошо понимают, что развитие этих состояний начинается в детстве и подростковом возрасте. Таким образом, очевидно, что пропаганда здорового образа жизни также должна начинаться в раннем возрасте. Действительно, все больше данных указывает на долгосрочное влияние физической активности детей и подростков на заболеваемость и смертность взрослых в дополнение к более непосредственным эффектам.
Предлагаю рассмотреть концептуальную модель того, как физическая активность в детстве и подростковом возрасте полезна для здоровья (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) [4]. Физическая активность имеет как немедленную, так и долгосрочную пользу для здоровья: а) физическая активность имеет тенденцию отслеживаться; ранняя физическая активность связана с физической активностью на последующих этапах жизни. (b) Физическая активность снижает риск заболеваемости в детском и подростковом возрасте. (c) Физическая активность может иметь важное значение для лечения и замедления некоторых заболеваний у детей и подростков.
2 Содержание физического воспитания учащихся старшего школьного возраста
2.1 Задачи и основные средства физического воспитания учащихся старшего школьного возраста
В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в старшем школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом. Цель физического воспитания в школьные годы – укрепить здоровье, повысить уровень физического состояния, физическую подготовленность и работоспособность, удовлетворить потребности отдельных учащихся и общества в формировании духовно и физически развитого человека и его активной жизненной позиции.
Воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, организации здорового образа жизни – это главная в настоящее время стратегическая задача процесса физического воспитания. Она предполагает оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, знания и умения осуществлять собственную двигательную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Цель физического воспитания предполагает решение следующей группы задач: задачи физического воспитания в узком смысле слова; образовательные; воспитательные.
Задачи физического воспитания в узком смысле слова – это те задачи, которые связаны преимущественно с развитием самих природных задатков человека, то есть относятся к биологической жизни человека. Их суть сводится к следующему:
1. Содействие гармоничному физическому развитию, выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.
Цель физического воспитания предполагает решение следующей группы задач: задачи физического воспитания в узком смысле слова; образовательные; воспитательные.
Задачи физического воспитания в узком смысле слова – это те задачи, которые связаны преимущественно с развитием самих природных задатков человека, то есть относятся к биологической жизни человека. Их суть сводится к следующему:
1. Содействие гармоничному физическому развитию, выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.
3 Особенности методики проведения урока физической культуры в старших классах
Эффективности урока физической культуры определяется не только методикой проведения урока, но и рядом организационных условий: рационального использования имеющегося оборудования и инвентаря; применения технических средств обучения; учета специфики места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность); характера внешней среды и т.д.
Организационное обеспечение урока предусматривает:
1) создание санитарно-гигиенических условий;
2) материально-техническое обеспечение;
3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи [21].
Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.
В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест занятий должно соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14-16 °С [21].
После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 литров в минуту, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.
Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку – мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.
Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований приводит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.
Заключение
Таким образом, физическая активность может улучшить психическое здоровье, уменьшая и предотвращая такие состояния, как тревога и депрессия, а также улучшая настроение и другие аспекты благополучия. Фактические данные свидетельствуют о том, что пользу физического здоровья для психического здоровья могут ощутить все возрастные группы, пола и национальности. Умеренные размеры эффекта наблюдались как среди молодежи, так и среди взрослых. Молодежь с самым высоким риском психических заболеваний может получить наибольшую пользу. Хотя доказательств недостаточно для определения идеального режима, аэробная и высокоинтенсивная физическая активность, вероятно, принесут наибольшую пользу. Более того, оказывается, что различные виды физической активности эффективны для улучшения различных аспектов психического здоровья; поэтому разнообразный режим, включающий как аэробные нагрузки, так и силовые тренировки, может быть наиболее эффективным. Частые эпизоды физической активности являются оптимальными, учитывая хорошо обоснованные краткосрочные эффекты физической активности на состояние психического здоровья. Хотя существуют хорошо обоснованные физиологические основы воздействия физической активности на психическое здоровье, программы физической активности, которые эффективно усиливают социальное взаимодействие и самоэффективность, также могут улучшить психическое здоровье с помощью этих механизмов. Качественные программы физической активности также имеют решающее значение для привлечения и вовлечения молодежи любого уровня подготовки и эффективного охвата тех, кто подвергается наибольшему риску.
Сидячий образ жизни может увеличить риск плохого психического здоровья. В частности, просмотр телевизора может привести к более высокому риску таких состояний, как депрессия и тревога, а также может усилить насилие, агрессию и другие виды поведения, сопряженные с высоким риском. Эти воздействия, вероятно, являются результатом программирования и рекламного контента в дополнение к физиологическим эффектам бездействия и электронных раздражителей.
В заключение, часто планируемые и хорошо продуманные возможности для разнообразной физической активности в течение учебного дня и сокращение малоподвижной активности могут улучшить психическое здоровье учащихся различными способами, которые могут улучшить их успеваемость и поведение в школе.
Способность детей к физическим упражнениям и виды деятельности, в которых они могут успешно участвовать, изменяются предсказуемым образом в разные периоды развития. Например, маленькие дети активны короткими импульсами, и их способность к непрерывной активности увеличивается по мере их роста и взросления.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания/ Ашмарин Б.А.- М.: Просвещение, 1990. - 287с.
2. Бауман А.Е. Обновление данных о том, что физическая активность полезна для здоровья: эпидемиологический обзор 2000-2003 гг. Журнал науки и медицины в спорте. 2004; 7 (1): 6–19.
3. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания/ Васильков А.А. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. - 381с.
4. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье молодежи – вызов для общества. Отчет исследовательской группы «Молодежь и здоровье для всех к 2000 г.». 1986 г. [1 марта 2013 г.].
5. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников/ Волков Л.В. - К.: Рад.шк., 1980. - 103 с.
6. Волков Л.В. Физические возможности детей и подростков/ Волков Л.В. - К.: Здоровье, 1981. - 120с.
7. Выдрин В.М. Теория физической культуры/ Выдрин В.М. - Санкт Петербург: Учебное пособие/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 75с.
8. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста/ Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. - М.: Просвещение, 1986. - 132с.
9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры/ Гужаловский А.А. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 352с.
10. Дункан СК, Дункан Т.Э., Страйкер Л.А., Чауметон Н.Р. Когортно-последовательная модель скрытого роста физической активности в возрасте от 12 до 17 лет. Анализ поведенческой медицины. 2007; 33 (1): 80–89.
11. Кларк Дж. Э. С самого начала: взгляд на движение и мобильность с точки зрения развития. Квест. 2005; 57: 37–45.
12. Клифф Д., Окели А., Смит Л., Маккин К. Взаимосвязь между основными двигательными навыками и объективно измеренной физической активностью у детей дошкольного возраста. Педиатрическая наука о физических упражнениях. 2009; 21 (4): 436.
13. Кокоулина О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта/ Кокоулина О.П. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. - 88с.
14. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания/Круцевич Т.Ю. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 392с.
15. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств/ Курамшин Ю.Ф. - М.: Советский спорт, 2010. - 464с.
16. Ле Мазурье Г., Бейл А., Корбин С., Дарст П., Морган С., Панграци Р., Уайлд Б., Винсент С. Уровни физической активности молодежи, определяемые шагомером. Журнал физической активности и здоровья. 2005; 2 (2): 159–168.
17. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. Пособие для учителя/ Лях В.И. - М. 1997. - 162с.
18. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры/ Максименко А.М. - М.: Физическая культура, 2005. - 544с.
19. Рид Дж., Мецкер А., Филлипс Д. Взаимосвязь между физической активностью и моторикой у детей средней школы. Перцептивные и моторные навыки. 2004; 99 (2): 483.
20. Робинсон Л. Е., Гудвей Джей Ди. Учебный климат для детей дошкольного возраста из группы риска. Часть I: Развитие навыков управления объектами. Ежеквартальное исследование упражнений и спорта. 2009; 80 (3): 533–542.
21. Таннер Дж. М. Рост в подростковом возрасте, 2-е изд. Оксфорд, Англия: Научные публикации Блэквелла; 1962.
22. CDC. Эпиднадзор за рискованным поведением среди молодежи: США, 2011. Еженедельный отчет о заболеваемости и смертности. 2012; 61 (4): 1–162.
23. Hallal PC, Victora CG, Azevedo MR, Wells JC. Физическая активность и здоровье подростков: систематический обзор. Спортивная медицина. 2006; 36 (12): 1019–1030.
24. HHS (Министерство здравоохранения и социальных служб США). Физическая активность и здоровье: отчет главного хирурга. Атланта, Джорджия: HHS, CDC, Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья; 1996.
25. HHS. Рекомендации по физической активности для американцев. Вашингтон, округ Колумбия: HHS; 2008.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Концептуальная модель пользы для здоровья физической активности в детстве и подростковом возрасте».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты