Развитие слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста средствами дидактических игр
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста средствами дидактических игр»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста средствами дидактических игр
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные представления о характеристиках слухового восприятия
1.2 Особенности развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Требования по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста
2.2 Обоснование и разработка комплекса дидактических игр для развития слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения особенностей восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха является актуальной на сегодняшний день, так как с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха. Изучение психических процессов детей дошкольного возраста с нарушением слуха необходимо для определения правильного подхода к обучению и воспитанию этих детей.
Нарушения слуха обусловливают сложность восприятия звуков в связи с поражением внутреннего уха и стволовой части слухового нерва. В качестве основного средства познания окружающей действительности этих детей является зрительное и двигательное восприятие. Вместе с тем, уровень зрительного восприятия у детей с нарушением слуха отстает от уровня развития у нормально развивающихся детей.
Снижение функций слуха у детей приводит к снижению скорости и точности восприятия, влечет за собой фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, замедленность и нечеткость их опознания, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, нарушает одновременность восприятия (И.Г. Багрова, Е.П. Кузьмичева, Л.В. Нейман, Б.С. Преображенский, Н.С. Феклистова).
Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, так как слуховой канал является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Нарушение слуха и связанные с ним недостатки речевого развития приводят к изменениям в становлении всей познавательной сферы лиц со слуховыми дефектами. Многочисленные исследования познавательных процессов детей с нарушением слуха показали, что развитие у них восприятия, ощущений, памяти, мышления и воображения проходит те же стадии, что у нормально слышащих детей, но в более поздние сроки, более медленно.
Целенаправленная работа по развитию восприятия у детей с нарушением слуха проводится на всех возрастных этапах, начиная с младшего дошкольного возраста, и выстраивается с учетом характера нарушения и потенциальных возможностей ребенка. Изучение и коррекция восприятия у дошкольников с нарушением слуха очень важна, так как она оказывает влияние на будущую успешность обучения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные представления о характеристиках слухового восприятия
Восприятие является одной из фундаментальных тем в психолого-педагогических исследованиях. В отечественной науке проблемами восприятия занимались такие известные ученые как: А.Г. Маклаков [11], Т.Д. Марцинковская [12], Р.С. Немов [13] и др.
Восприятие рассматривается А.Г. Маклаковым [11] как познавательный психический процесс, который обеспечивает целостное отражение предметов и событий, возникая при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. С позиций Т.Д. Марцинковской [12], восприятие выступает в качестве выделения наиболее характерных для предмета или ситуации качеств (информативных точек), составление на их базе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение данных образов – эталонов с предметами окружающего мира.
Восприятие всегда является совокупностью ощущений, а ощущение – составной частью восприятия. Но восприятие – не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с характерными ей особенностями. Согласно А.Г. Маклакову [11], основным и главным условием возникновения восприятия является воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств, что не снижает значения активности субъекта.
По мнению Р.С. Немова [13], восприятие, в отличие от ощущений, не всегда является субъективно соотносимым с оформленной в виде предметов, вне существующей действительностью для субъекта. В результате восприятия образуется образ, который включает совокупность разного рода взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету или процессу. Восприятие некоторого объекта или явления предполагает совершение индивидом какой-либо встречной активности, направленной на его изучение, построение образа. При этом, образ, сформированный в результате процесса восприятия, обязательно предполагает одновременное взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них функционирует активнее, получает наиболее значимые признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, различают виды восприятия – зрительное, слуховое, осязательное [13].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Требования по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста
На основании теоретического анализа литературных источников предложим направления коррекционно-педагогической деятельности по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха дошкольного возраста. В основе рекомендаций лежат методы работы О.В. Зонтовой [7], М.В. Калачевой и М.В. Третьяковой [8], С.Н. Феклистовой [19], С.К. Шпекиной [20].
Основными задачами по развитию слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушением слуха должны быть:
– максимальное развитие остаточного слуха;
– создание на основе развитого слуха качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
– использование слухового восприятия для приближения к естественному звучанию живой, выразительной речи нормально слышащих и говорящих людей.
Основу работы по развитию слухового восприятия составили следующие положения:
- развитие слухового восприятия рассматривается как средство усиления потенциальных возможностей ученика в соответствии с положением Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;
- развитие нарушенной слуховой функции подчиняется общим закономерностям (физиологическим и психолого-педагогическим) и осуществляется под влиянием целенаправленной работы;
- формирование слуховых представлений носит поэтапный характер;
- основу развития слухового восприятия создают слуховой резерв и потенциальные возможности ребенка;
- успешность развития слухового восприятия зависит от ряда факторов: состояния слуха, уровня развития речи, сохранности всех анализаторов, общего развития ребенка, целостности педагогического процесса;
- необходимым условием развития слухового восприятия является использование звукоусиливающей аппаратуры различного назначения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слуховое восприятие – одна из высших психических функций человека, которая служит внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности как слушание. Отражение слышимых в окружающей среде звуков в слуховой системе человека происходит в форме звукового образа, который характеризуется несколькими параметрами: громкостью звука, которая напрямую зависит от степени интенсивности звукового раздражителя; высотой, зависящей от частоты слышимого звука, а также тембром, который соответствует структуре слышимого спектра звука. Развитие слухового восприятия у детей состоит из двух этапов: вначале ребенок учится различать звуки окружающего мира, а затем идентифицировать речь людей. Слуховое восприятие бывает физическим и фонетическим. Умение слышать, понимать и отличать звуки помогает детям ориентироваться в окружающем мире, а также становится базой для планомерного развития речевых навыков.
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха имеет свои особенности. Нарушения слуха негативно отражаются на свойствах восприятия, снижая полноту всех видов восприятия. Дети с нарушением слухом имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении, которые не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать необходимые умения и навыки. Развитие слухового восприятия сложный процесс, который связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта. Снижение или отсутствие слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Роль слухового восприятия в развитии познавательной деятельности слабослышащего ребенка, в обогащении его представлений об окружающем мире оказывается весьма существенной. Слуховое восприятие отличается трудностями в восприятия и различения незнакомых слов, в недостаточно развитом умении опознавать в речевом потоке знакомые слова, понимании контекста на слуховой основе. Медленное развитие осязательного восприятия этой категории детей связано с недостаточным развитием мышления и речи, со сложностью самого процесса осязания.
1. Богомазова С.В., Дегальцева В.А. Особенности восприятия у глухих дошкольников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 91-92.
2. Бубарева Е.В. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 2, № 6. – С. 137-140.
3. Викторова О.Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 5. – С. 301-307.
4. Гончарова А.Ю. Специфика формирования познавательной сферы лиц с нарушениями слуха // Художественное образование и наука. – 2017. – № 2. – С. 115-121.
5. Гусова А.Д. Особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 2. – С. 233-241.
6. Зайцева Н.П. Роль слухового восприятия в общем развитии детей с нарушениями слуха // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 1 (24). – С. 411-414.
7. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. – СПб: Умная Маша, 2010. – 200 с.
8. Калачева М.В., Третьякова М.В. Значение работы по развитию слухового восприятия в познании окружающего мира глухими детьми // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. – № 6. – С. 120-124.
9. Карауш И.С. Психические расстройства и реабилитация детей с нарушениями слуха и зрения // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – № 2. – С. 132-139.
10. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: 2006. – 320 с.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. : 2008. – 583 с.
12. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Смысл, 2009. – 258 с.
13. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2002. – Кн. 3. – 640 с.
14. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 1. – С. 58–70.
15. Онуфриева В.В., Федорова О.Ю. Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте // Перспективы науки. – 2016. – № 10 (85). – С. 52-54.
16. Парфенов В.А., Антоненко Л.И. Нейросенсорная тугоухость в неврологической практике // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2017. – № 2. – С. 10-14.
17. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с.
18. Статьев С.И. Психофизическое развитие глухих детей младшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2011. – № 2. – С. 115-117.
19. Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха. – Мн.: БГПУ, 2008. – 67 с.
20. Шпекина С.К. Этапы работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха I года обучения // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. – 2016. – № 1 (2). – С. 104-106.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты