Ценностные ориентации молодых супругов проживающих в гражданском браке
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ценностные ориентации молодых супругов проживающих в гражданском браке»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Ценностные ориентации молодых супругов проживающих в гражданском браке
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
1 Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке
1.1 Теоретические аспекты изучения «ценностей» и «ценностных ориентаций»
1.2 Ценностные ориентации современной молодежи
1.3 Особенности супружески отношений в молодых семьях
2 Экспериментальное исследование проблемы ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке
2.3 Психологические рекомендации молодым супругам, проживающим в гражданском браке, по формированию согласованных семейных ценностей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, психологии, педагогики, философии, социологии. Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение и в отечественной, и в зарубежной психологии. В зарубежной психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими учеными, как Г. Олпорт, М. Рокич, Ш. Шварц, Э. Шпрангер и др. В отечественной науке необходимо отметить труды таких исследователей, как Д. А. Леонтьев, В.А. Ядов, М.С. Яницкий, и др. Достаточно хорошо изученными являются вопросы ценностных ориентации в социально-психологическом аспекте (М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов и др.). Ценностные ориентации личности выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступков. Ценностные ориентации личности в психологии рассматриваются как индивидуальная личностная характеристика, компонент структуры личности, в значительной степени определяющий ее направленность. Складываясь в процессе социализации личности, система ценностных ориентаций является результатом усвоения ценностных значений социума, преломленных через индивидуальные личностные характеристики, и непосредственно связана со всей потребностно-мотивационной сферой человека. Несмотря на некоторые различия в определении ценностных ориентаций, большинство исследователей подчеркивает их принадлежность к сфере индивидуального сознания, связь с особой значимостью объектов для личности и роль в регуляции ее поведения. Несмотря на наличие многочисленных исследований проблемы формирования ценностных ориентаций в настоящее время недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к формированию ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке.
Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека.
Актуальность изучения ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке, обусловлена такими негативными тенденциями, типичными для современного общества, как нивелирование ценностей семьи, а также стремлению современной молодежи к независимости (в том числе и в семейных отношениях), что естественно приводит к увеличению количества неофициальных браков.
1. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке
1.1 Теоретические аспекты изучения «ценностей» и «ценностных ориентаций»
Ценностно-смысловые ориентации являются одним из компонентов структуры личности, потому что именно в них накапливается весь жизненный опыт личности в процессе ее развития. Усваиваемые в ходе формирования личности ценности служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.
Понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры [8].
Считается, что понятие ценности впервые было введено Э. Кантом в работе «Критика чистого разума». Философ противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости) и развивал представление о «мире должного» (мире ценностей и норм) в отличие от «мира сущего» (мира вещей и бытия) [1, c. 97]. Ценности – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.
Г. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, – духовно по своей природе» [2, c. 219].
На проблему ценностей, взаимовлияния ценностно-нормативных систем личности обратил внимание Э. Дюркгейм. Согласно Дюркгейму, система ценностей общества выступает в виде совокупности ценностных представлений отдельных людей. Дюркгейм полагал, что шкала ценностей оказывается независимой от индивидуальных и переменных оценок индивидов. Люди принимают от общества уже устоявшуюся ценность, к которой они должны приспосабливаться. Он выделял следующие ценности: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Усвоенные из этих систем ценности выступают в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действия людей [3].
Т. Парсонс рассматривал проблему ценностей в рамках своей теории социальных систем. Социолог полагал, что ценности являются основой интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системами.
В психологической науке проблеме ценностных ориентаций также уделяется достаточно большое внимание [2, c. 97].
2. Экспериментальное исследование проблемы ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Для выявления ценностных ориентаций было произведено исследование молодых пар, проживающихся в гражданском браке, в возрасте от 20 до 30 лет и со стажем совместной жизни от 1 месяца до 4 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями молодых супругов, проживающих в гражданском браке.
Задачи экспериментального исследования были следующие:
1. Подобрать диагностический инструментарий для выявления ценностных ориентаций молодых пар, проживающихся в гражданском браке.
2. Провести диагностику ценностных ориентаций молодых пар.
3. Установить характер взаимосвязи ценностных ориентаций мужчин и женщин в паре.
4. Разработать рекомендации молодым парам по формированию согласованных семейных ценностей.
Методы исследования:
1. Тестирование с использованием психодиагностических методик.
2. Методы количественной обработки.
3. Методы статистической обработки (критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена).
Психодиагностические методики.
1 Для выявления ценностных ориентаций была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Цель методики заключается в исследовании ценностных ориентаций.
Стимульный материал: ручка (карандаш), листок бумаги.
Процедура проводилась следующим образом: Респонденту были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Была дана следующая инструкция: «Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Обработка и интерпретация.
Заключение
Данное исследование было посвящено изучению ценностных ориентаций молодых супругов, проживающих в гражданском браке. В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Будучи социальными, в виду исторической обусловленности, и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Они выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. В ходе теоретического анализа было установлено, что система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, авторы относят ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности). Ценности объединяются в группы и формируют систему ценностных ориентаций личности. Соотношение ценностных ориентаций у каждого человека индивидуально и очень вариативно. У кого-то преобладают интерперсональные ценности, у кого-то наоборот. Это соотношение в значительной степени определяет поведение и позицию человека.
1. Кант, И. Собр.соч.в 6 т., т.4., ч.1 / И. Кант. – М.: Просвещение, 1965. – 412 с.
2. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 2-е изд.– 364 c.
3. Психология: комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. – Минск: Новое знание, 2012. – 832 c.
4. Фрейд, 3. Я и ОНО: труды разных лет: В 2 т. / З.Фрейд – Тбилиси., 1991.– Т. 2.– 425 с.
5. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ / Э. Фромм. – М., 1994.– 447 с.
6. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Дайджест, 1990. – 322 с.
8. Анатомия кризисов / А. Д. Арманд, Д. И. Люри, В. В. Жерихин. — М.: Наука, 1999. – 220 с.
9. Барский, Ф.И. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода / Ф.И.Барский, Д.А.Кутузова // Мир психологии. – 2004. - № 2. – С.67-77.
10. Фатеева, А.Ю. Теоретико-методологический анализ проблемы развития ценностно-смысловой сферы личности в ранней взрослости // Сборник научных статей. – Минск: Изд-во Академии управления при президенте Республики Беларусь, 2015. – С.177-178.
11. Шубаро, О.В. Ценностные ориентации иностранных студентов, обучающихся в белорусском государственном университете // Беларусь в цифрах: статистический справочник 2015. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015.
12. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Просвещение, 1989. – 233 с.
13. Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – С.42- 49.
14. Карандашев, В.Н. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности / В.Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 166 с.
15. Русецкая, В.И. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: Сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Редкол.: В.Л. Абушенко (гл. ред.) и др. Минск, 2011. – С. 228-231.
16. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний / Ф.Е. Василюк. – М.: Просвещение, 1988. – 432 с.
17. Луйгас, Н.Е. Ценностные ориентации белорусской молодежи / Н.Е. Луйгас // Медицинский журнал. – 2007. – № 2. – С. 120-121.
18. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Сост. В.П. Вдовиченко. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – 24 с.
19. Кондратьева, М.В. Некоторые проблемы формирования ценностных ориентаций и мотивации достижения в студенческом возрасте / М.В.Кондратьева // Наука и образование. – 2011. – № 4. – С.44-52.
20. Кириенко, В.В. Студенческая молодежь: ментальные особенности, идентичность, образ жизни / В. В. Кириенко, В. В. Клейман, А. А. Злотников ; под общ. ред. В. В. Кириенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2015. – 281 с.
21. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2015. – 362 с.
22. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
23. Феномен родительства: социально-психологический аспект. Монография/ С.Ю. Девятых; под общ. Ред. В.А. Сонина.− Витебск: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 104 с.
24. Овчарова, Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2006. – 142с.
25. Яницкий, М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М.С. Яницкий, А.В. Серый // Вестник КемГУКИ. – 2012. – №19. – С. 46–48.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы данных по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты