ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1 Понятие тренажёров и принципы их использования
1.2 Виды спортивных тренажеров
1.3 Значение использования тренажёров для физического развития дошкольников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1 Правила размещения и эксплуатации тренажёров на занятиях по физкультуре в детском саду
2.2 Методика работы на спортивных тренажерах на занятиях по физкультуре в детском саду
2.3 Нормы техники безопасности воспитанников при работе на спортивных тренажёрах на занятиях по физкультуре в детском саду
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее — один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
С каким запасом здоровья вступят дети во взрослую жизнь во многом зависит от эффективности совместной работы педагогов и семьи. Состояние здоровья детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах образовательного учреждения в процессе приобретении знаний дети проводят большую часть своего времени. Поэтому сегодня перед системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий здоровьесберегающей образовательной среды, внедрению в образовательный процесс эффективных здоровье формирующих технологий. Решение данных задач невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развить умственные способности ребенка.
Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров в дошкольном возрасте. Занятия на тренажерах интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.
В своём теоретическом исследовании мы опирались на общие принципы спортивной тренировки на тренажерах, изложенных в трудах В.М. Сорокина, А.А. Хабарова, С.П. Евсеева, Л.П. Матвеева, В.А. Кабачкова и др. Также были изучены методические рекомендации автора Н.Ч. Железняк «Занятия на тренажерах в детском саду» по работе с детьми по использованию тренажеров.
Цель исследования: изучить, обобщить и систематизировать научные исследования по проблеме применения тренажёров на занятиях по физкультуре в детском саду.
Объект исследования: спортивные тренажёры в практике работы учреждения дошкольного образования.
Предмет исследования: условия организации физического воспитания с использование тренировочных устройств и тренажёров.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение статистических данных, научных обобщений, наблюдение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1 Понятие тренажёров и принципы их использования
Укрепить здоровье детей и развить их физические качества можно не только с помощью общепринятых средств (гимнастика, занятия по физкультуре, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе и т.д.), оздоровительных технологий, но и широко используя в физкультурно-оздоровительной работе с детьми тренажеры и тренажерные устройства.
В дошкольных образовательных организациях во время проведения физкультурно-оздоровительной работы широко используется разнообразное оборудование и инвентарь (лестницы, канаты, дуги, мячи, скакалки, веревки и т.д.), которые способствует достижению определенной поставленной цели. Разнообразить физкультурное оборудование и инвентарь с целью улучшения физического развития детей, их физической и двигательной подготовки, настроения и заинтересованности, можно широко применяя в работе тренажеры и тренажерные устройства.
Технические средства в спорте – это специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены на формирование первоначальных двигательных умений и навыков, тренировки всех систем организма и получения обратной связи в процессе тренировки как необходимого условия её эффективности [3, с. 23].
Тренировочные устройства – это технические средства, которые обеспечивают выполнение комплекса физических упражнений с определённой силовой программой и набором двигательных действий без контроля взаимодействия [5].
В толковом словаре понятие «тренажер» трактуется как «устройство, аппарат для тренажа, отработки каких-либо навыков». Также понятие «тренажер» определяется как устройство, имеющее обратную связь и контролируемое взаимодействие.
Тренажеры – учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма.
Тренажер – механическое, программное, электрическое или комбинированное учебно-тренировочное устройство, которое позволяет искусственно моделировать разнообразные нагрузки или физические обстоятельства и используется для развития двигательных качеств, технической умелости и оптимизации анализаторного функционала организма [13, с. 28].
Технические особенности тренажёров зависят от конструкторских решений, которые определяются необходимостью преимущественного развития одного или одновременно нескольких двигательных качеств.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЁРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1 Правила размещения и эксплуатации тренажёров на занятиях по физкультуре в детском саду
Общие требования к тренажерам. Тренажеры должны:
– обеспечивать соответствие осваиваемых на тренажере навыков и умений биомеханической структуры движений;
– способствовать повышению эффективности занятий;
– быть доступными для лиц разного возраста и физической подготовленности;
– обеспечивать возможность контроля и самоконтроля;
– быть удобными и надежными в эксплуатации;
– иметь невысокую стоимость, малые габариты и вес;
– гарантировать безопасность [13, с. 230].
Организация тренажёрного зала или тренажёрной площадки требует от педагога внимательного выполнения всех санитарных и физиологических норм. Первоначально выясняется специфика крепёжного устройства тренажёров и осуществляется их монтаж. Чем добросовестнее установлен и проверен тренажёр, тем безопаснее будет проходить занятие и меньше риск получения травмы.
Закупка тренажерных устройств осуществляется после анализа площади помещения или рекреационной площадки, где они будут установлены. Если площадь небольшая, то целесообразно установить тренажёры с функцией складывания (эллиптический или многофункциональный силовой тренажеры, беговая дорожка, степы).
Важно анализировать сочетаемость тренажёров друг с другом. Например, кардиотренажеры (эллиптический, гребной, беговая дорожка) будут сочетаться со шведской стенкой и гимнастической скамьей.
Если нет возможности приобрести или разместить тренажеры, то заниматься физической культурой в спортзале можно при помощи таких спортивных снарядов, как гантели, скакалка, фит-бол, эспандер, которые можно хранить в шкафу.
Тренажёры устанавливаются не на покрытие пола, а на резиновые коврики, чтобы избежать его повреждение и осуществить лучшее сцепление, предотвратив элемент скольжения.
Тренажёры могут иметь стандартное и нестандартное расположение в зависимости от решаемых учителем педагогических задач.
Стандартная расстановка тренажёров предполагает ежедневную расстановку в определённым образом заданной чёткой последовательности. Данная последовательность повышает рациональность использования тренажёров на занятии [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тренажер – это нагрузочный элемент, в комплексе со вспомогательным устройством позволяющий развивать общие и специальные физические способности школьников и оказывать общее укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм школьника. Основные принципы, участвующие в построении занятия и использованием спортивных тренажёров: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип систематичности, принцип динамичности.
Современные тренажёры представлены разнообразными устройствами, позволяющими моделировать различные условия и ситуации. В работе с детьми используют простейшие тренажёры и тренажёры сложного устройства. Простейшие тренажеры удобны в использовании, не занимают много места, их можно переносить. Тренажёры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым, побуждая детей к двигательной активности, что создаёт предпосылки для более разнообразной двигательной деятельности; вносят элементы новизны в образовательный процесс, удовлетворяют потребность детей в движении.
Использование тренажёрных устройств позволит улучшить обучение детей дошкольного возраста на уроках физической культуры, быстрее формировать необходимые умения и навыки, повысить интерес к занятиям и их эффективность. Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, управлять своим поведением.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное, иметь хорошие крепления и для профилактики травматизма гимнастические маты. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте. Необходимо соблюдать методику использования тренажеров разного вида.
Для организации занятий с тренажёрами используется дифференцированный подход. На основе трёх основных критериев (состояние здоровья, уровень физической подготовленности, двигательная активность) следует распределить детей на две подгруппы.
1. Барчукова, И.С. Физическая культура и физическая подготовка / И.С. Барчукова, В.Я. Кипотя. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 431 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Теория и практика физической культуры/Ю.В. Верхошанский. – М.: ФиС,1993. – 291с.
3. Власенко Н.А. Фитнес для дошкольников / Н. Э. Власенко. – Мозырь: Содействие, 2008. – 120 с.
4. Водлозеров, В.Е. Тренажеры локально направленного действия / В.Е. Водлозеров. – Киев: Издательский центр КГМУ, 2003. – 102 с.
5. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: методическое пособие / Ю.И. Гришина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 123 с.
6. Гусев, А.А. Развитие силовых способностей учащихся старшего школьного возраста / А.А. Гусев, Н.И. Синявский // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. – С.16 – 20.
7. Евсеев, С.П. Тренажеры в гимнастике / C.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 254 с.
8. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 90 с.
9. Желобкович, М.П. Оздоровительно-развивающий подход к физическому воспитанию студенческой молодёжи: учеб.-методическое пособие / М.П. Желобкович, Р.И. Купчиной. – Мн., 2004. – 212 с.
10. Кабачков, В.А. Тренажеры в школе / В.А. Кабачков, В.А. Пономарчук. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
11. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243 – 3.
12. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания /Т.Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 353 с.
13. Кудрицкий, В.Н. Использование нестандартного оборудования в организации физического воспитания студентов / B.Н. Кудрицкий. – Брест: БГТУ, 2011 – 82 с.
14. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей / В.Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2004. – 264 с.
15. Лейкин, М.Г. Методические особенности применения тренажеров в физическом воспитании школьников / М.Г. Лейкин, Ю.К. Макурин // Школа и педагогика. – М.: АПН СССР, 2000. – С. 230 – 249.
16. Матвеев, Л.П., Еcиков, С.Г. Опыт использования «круговой тренировки» в занятиях по общефизической подготовке / Л.П. Матвеев, С.Г. Есиков // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 5. – С. 8 – 10.
17. Мохов, И.П. Спортивное оборудование и инвентарь для школ / И.П. Мохов, С.Н. Абельсон. – М.: Просвещение, 2001. – 328 с.
18. Пономарев, Г. Н. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина, Н. А. Лосева // Теория и практика физической культуры, 2011. - № 8. – С. 55 – 60.
19. Попов, Г.И. Биомеханика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Попов. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
20. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб.для студентов средних и высших учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Владос-пресс, 2002. – 608 с.
21. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сича., Б.Н. Шустина. М.: Саам, 1995. – 448 с.
22. Травников, А. Комплексная спортивная площадка в средней школе /А. Травников // Спорт в школе. – 2005. – №10. – С. 8 –12.
23. Тренажёры и тренажерные устройства для тренировок студентов: методические указания / сост. В.М. Сорокина, Д.Ю. Сорокин. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2013. – 23 с.
24. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике / Под общ. ред. В.Г. Алабина и М.П. Кривоносова. М.: Физкультура и спорт, 1996. – 272 с.
25. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь –Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416с.
26. Хабаров, А.А. Физическое развитие школьника в процессе направленной базовой силовой подготовки / А.А. Хабаров.-Краснодар: КГУ, 2001. – 26 с.
27. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 480 с.
28. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко. – Минск: Вышэйшая школа», 2013. – 288 с.