Формирование представлений о детских музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование представлений о детских музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Формирование представлений о детских музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Организация: Детский сад №11, УДО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Беседа «Инструменты».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений о музыке в дошкольном детстве
1.2 Представления о музыке детей дошкольного возраста: сущность, структура, содержание
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности проявления и уровни сформированности представлений о детских музыкальных инструментах от 5 до 6 лет
2.2 Методические аспекты формирования представлений о детских музыкальных инструментах у детей старшей группы
2.3 Эффективность формирования представлений о детских музыкальных инструментах у старших дошкольников
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современные научные исследования показывают, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры должно начинаться в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает незаменимое влияние на общее развитие: оно формирует эмоциональную сферу, улучшает навыки мышления и приобщает детей к искусству и красоте жизни. Только через развитие эмоций, интересов и вкусов можно приобщить ребенка к музыкальной культуре и заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальных занятий будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, то это не пройдет бесследно для последующего развития личности и ее общего духовного становления.
Основной формой музыкальной деятельности в детских садах являются музыкальные занятия. Они сочетают в себе все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских инструментах.
Актуальность темы заключается в том, что знание дошкольниками музыкальных инструментов является важной частью эстетического воспитания детей. Игра на музыкальных инструментах - одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Для того чтобы привить каждому дошкольнику желание заниматься музыкой и познавать музыкальные инструменты в веселой и увлекательной форме, необходимо познакомить его с инструментами симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.
Приобщая дошкольников к инструментам, они развивают свои музыкальные способности, особенно все виды музыкального слуха: высоту, метр, гармонию, тембр, динамику и архетипы, или чувство музыкальной формы. Она также является важным источником понимания выразительной системы музыки и музыкальных явлений и закономерностей. Он помогает развивать тонкость и эмоциональность чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов и совершенствуют свои выразительные навыки [1, с.55].
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений о музыке в дошкольном детстве
Дошкольник особенно чувствителен ко всему эмоциональному и яркому; образный, конкретный элемент преобладает в его представлении о мире над абстрактным, отвлеченным. Под руководством чуткого взрослого у ребенка развивается живой интерес к доступным произведениям искусства; его увлекает красота в природе, в быту, в явлениях окружающей действительности и общественной жизни; ребенок также с удовольствием играет, рисует, поет, рассказывает. Переживания детства остаются с ними на всю жизнь [2, с.77].
Музыкально-образовательная деятельность – это приобретение базовых знаний о музыке и музыкальной деятельности. Слушая музыку, разучивая песни, танцуя и играя на инструментах, дети приобретают знания о природе музыкального образа, композиторе, написавшем произведение, периоде времени, в котором он жил, инструментах симфонических оркестров и народных ансамблей и т.д. [8, с.84]
Современные ученые отмечают, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все части мозга, обеспечивая развитие сенсорных, когнитивных и мотивационных систем, отвечающих за движение, мышление и память. Занятия музыкой повышают успешность обучения чтению, развивают фонематический слух и улучшают пространственно-временное восприятие и моторную координацию. Краткое прослушивание музыкального произведения перед выполнением различных задач активизирует аналитическую часть мозга [3, с.11].
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности проявления и уровни сформированности представлений о детских музыкальных инструментах у детей от 5 до 6 лет
База исследования: УДО «Детский сад №11» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 30 воспитанников старших групп, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Выборка составила 10 (35%) мальчиков и 20 (65%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности формирования представлений о музыкальных инструментах у детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что музыкально-образовательная деятельность является одним из наиболее важных направлений в рамках образовательного и воспитательного направления развития ребенка. Формирование представлений о музыке основывается на формировании практического опыта в рамках эстетического развития детей.
Представление о музыке у детей дошкольного возраста позволяет определить конкретный музыкальный образ, направленный на формирование определенного эстетического восприятия у детей данной категории. Было определено, что повышение уровня представлений детей дошкольного возраста о музыке способствует активизации мыслительной деятельности и повышения уровня эмоциональной восприимчивости в музыке.
С целью формирования представлений о детских музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено экспериментальное исследование при помощи беседы и наглядной демонстрации в рамках изучения музыкальных инструментов.
В ходе проведения констатирующего этапа нами было определено, что дети старшей группы №1 указывают на формирование низкого уровня развития представлений о музыкальных инструментах, что указывает на необходимость проведения формирующей работы.
После проведения исследования нами была проведена формирующая работа, которая определяет представление о необходимости возникновения у ребенка представлений о системе представлений о музыкальных инструментах.
После проведения формирующей работы, было проведено повторное исследование с целью исследования эффективности проведенной формирующей работы. Результаты исследования показали, что результаты первой группы гораздо выше, что указывает на то, что работа была проведена эффективно.
1. Апраксина, О.А. Музыка в воспитании творческой личности// Музыкальное воспитание в школе / О.А. Апраксина. – М.: Музыка, 2012. – 152 с.
2. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей/ Т.И. Артемьева. – М.: Наука, 2014. – 219 с.
3. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В. – М.: Академия, 1996. – С. 410 – 468.
4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
5. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман// Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1993. – 262 с.
6. Грозных, П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста/ П. А. Грозных // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). – Пермь: Меркурий, 2011. –191 с.
7. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Академия, 2003. – 294 с.
8. Иванов, В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство/ В.П. Иванов. – Киев, 1997. – 284 с.
9. Как определить и развить способности ребенка?/ Сост. В.М. Воскобойников. – СПб: Риспекс, 2006. – 426 с.
10. Костюк, Г.С. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст. / Сост. А.Г. Костюк. – К.: Муз. Укр., 2006. – 126 с.
11. Костюк, Г.С. Музыкальное искусство и формирование нового человека / Сост. А.Г. Костюк; Редкол.: А.Г. Костюк (гл. ред.) и др. – К.: Муз. Укр., 2010. – 238 с.
12. Крутецкий, В.А. Психология/ В.А. Крутецкий. – М.: Академия, 2010. – 391 с.
13. Ломпшер, И. Развитие способностей / И. Ломпшер, Р. Гулаш// Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. – М.: Академия, 2011. – 289 с.
14. Шадриков, В.Д. О содержании понятия «способности и одаренность»/ В.Д. Шадриков// Психол. журн. – 1983. – Т. 4. – № 5. – C. 3–10.
15. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности/ А.М. Матюшкин // Вопр. психол. – 1982. – № 4. – C. 5–17.
16. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей/ М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 340 с.
17. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Академия, 2008. – 295 с.
18. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология музыкальных различий: Избр. психол. тр. / Б.М. Теплов; Под ред.: М.Г. Ярошевский; Рос. акад. образования, Моск. психол.–соц. ин–т. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 639 с.
19. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов. – М.: Форум, 2011. – 410 с.
20. Шацкая, В.Н. Музыкально–эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 2005. – 197 с.
21. Шацкая, В.Н. Музыка в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Академия, 2013. – 271 с.
22. Школяр, Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке/ Л. Школяр. – М.: Дошкольное воспитание, 2014. – 139 с.
23. Эльконин, Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения/ Д.Б. Эльконин. – М.: Акдемия, 2012. – 350 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.Б. Эльконин. – М.: Форум, 2005. – 280 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Беседа «Инструменты».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты