Использование лэпбука в процессе формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование лэпбука в процессе формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Формирование элементарных математических представлений»
2021
45.00 BYN
Использование лэпбука в процессе формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Формирование элементарных математических представлений
Организация: Детский сад №11, УДО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики восприятия времени.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методические основы использования лэпбука в процессе формирования представлений о времени
1.1 Использование наглядности как ведущий метод в педагогике
1.2 Анализ программного содержания по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраст
1.3 Методика использования лэпбука в процессе формирования представлений о времени
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности использования лэпбука в процессе формирования представлений о времени
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2 Содержание работы по использованию лэпбука в процессе формирования представлений о времени
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагоги дошкольных учреждений должны продолжать учиться, самообразовываться и повышать свою профессиональную компетентность. Поэтому важно, чтобы они научились адекватно реагировать на изменения, происходящие в образовании, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать обучение своих воспитанников, устанавливать эффективное партнерство с родителями для решения образовательных задач, самостоятельно отбирать содержание образования и адаптировать его к возрастным и личностным особенностям детей данной группы.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста является разработка новых педагогических технологий, связанных с рациональной и эффективной организацией жизни детей в детском саду, направленной на развитие их самостоятельной деятельности и развитие личности. Воспитатели детского сада также постоянно ищут новые формы организации образовательной деятельности.
Одной из таких современных образовательных возможностей, которую мы начали изучать и применять в своей работе, является новая форма работы с детьми – «лэпбук».
Лэпбук – это новый способ организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста, средство повышения педагогического мастерства учителей, игра, творчество, познание и изучение нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересная форма совместной деятельности взрослых и детей.
Самая главная ценность лэбука в том, что она позволяет детям участвовать во всем процессе на любом этапе, развивая их любознательность, самостоятельность и инициативу. Все игры в лепбуке интерактивны, и дети используют различные виды деятельности по мере заполнения папок, таким образом интегрируя образовательные области и виды деятельности. Такова новизна и нетрадиционность этой формы работы [1, с.11].
Глава 1. Теоретико-методические основы использования лэпбука в процессе формирования представлений о времени
1.1 Использование наглядности как ведущий метод в педагогике
Наглядными методами обучения являются те, применение которых способствует реализации дидактического принципа наглядности в обучении, увеличивает разнообразие методов обучения, повышает эффективность и продуктивность учебной программы, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.
Цель наглядных методов и приемов обучения – предоставить учащимся наглядное и чувственное знакомство с миром предметов, процессов и явлений в их естественной форме или отраженных символически, с помощью различных изображений, репродукций, диаграмм и т.д. [2, с.47]
Понятие визуальных методов можно разделить на следующие три группы: наблюдение, иллюстрация и демонстрация. Эта таксономия определяет визуальные методы в зависимости от используемого источника знаний. В педагогической литературе этот подход часто критикуется на том основании, что он не отражает характер познавательной деятельности учащихся и уровень их самостоятельности в обучении. Несмотря на это, данный вид классификации остается наиболее популярным среди практикующих учителей [3, с.52].
Метод наблюдения – это достаточно затратный познавательный процесс в виде длительного и целенаправленного восприятия предметов и явлений. Этот метод является важным элементом в процессе формирования точных когниций и может быть использован в качестве основы для индукции.
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности использования лэпбука в процессе формирования представлений о времени
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
База исследования: УДО «Детский сад №11» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 8 мальчиков и 10 девочек. В связи с преобладающим количеством девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено формирующее исследование, направленное на изучение особенностей применения лэпбука в процессе обучения детей в рамках образовательного процесса.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности применения лэпбука в рамках формирования знаний о времени у детей дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показывает, что для процесса обучения наиболее важную роль играют наглядные методы обучения. Среди наглядных методов обучения необходимо выделить такие как демонстрация, наблюдение и иллюстрация. Данные методы направлены на формирование высокого уровня представлений детей о системе обучения и воспитания детей на различных ступенях образования.
В современной программе образования детей дошкольного возраста большое внимание уделяется особенностям математических представлений, в частности восприятия времени, что указывает на необходимость усвоения детьми данных понятий. Программа дошкольного образования показывает, что большое влияние на процесс изучения данных особенностей оказывает изучением времени и иных математических представлений.
Лэпбук представляет собой важный инструмент в рамках обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данные формы работы ориентировали на работу с детьми старшего дошкольного возраста. При работе с лэпбуком необходимо учитывать тот факт, что все материалы должны быть экологически чистыми и наличие минимального текста в процессе выполнения деятельности и применяется на различных формах групповой работы.
С целью формирования представления об особенностях построения системы временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование.
1. В ходе проведения исследования нами была подобрана методика диагностики временных представлений.
2. Лэпбук является одним из наиболее эффективных способов формирования представлений о математических и временных представлениях. Нами было определено, что желательно в рамках определенной деятельности выделять разделы, направленные на изучение особенностей времен года, частях суток и т.д.
1. Блохина, Е. «Лэпбук – «наколенная книга» Т. Лиханова // Журнал «Обруч» – № 4. – 2015. – С.11-22
2. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – 147 с.
3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.
4. Горбунова, Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-lyepbuk-kak-forma-sovmestnoi-dejatelnosti-vzroslogo-i-detei.html.
5. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 2005. – 258 с.
6. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 2012. – 245 с.
7. Комина Е. В. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/02/14/innovatsionnaya-issledovatelskaya-proektnaya-deyatelnost.
8. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2012. – 73 с.
9. Лэпбук-форма работы по развитию речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://index.php/специалисты/логопед/логокарусель-игры-для-развития-речи/157-лэпбук-форма-работы-по-развитию-речи.
10. Лукашук, О.С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-novaja-forma-organizaci-obrazovatelnoi-dejatelnosti.html.
11. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html.
12. Монастыренко, И. Лэпбук — форма работы по развитию речи детей/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-lyepbuk-forma-raboty-po-razvitiyu-rechi-detei.html.
13. Нурисламова, А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 89-91.
14. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-svyaznoy-rechi-v-doshkolnom-vozraste-cel-zadachi-i-soderzhanie-obucheniya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-1455230.html.
15. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста[Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/osobiennosti-razvitiia-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta.
16. Пироженко, Т. Статья Лэпбук Золотая осень // Дошкольное образование – №12. – 2015. – С.15-22
17. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 121 с.
18. Ушакова, О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. – № 12. – 2012 – 258 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.13 №1155 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
21. Хомякова, Л. С. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detsad-detctvo.ru/konkurs-zdorovyie-deti-zdorovaya-strana/konkursnyie-materialyi/opyit-pedagogov/tvorcheskaya-masterskaya-pedagogov/lepbuk-kak-forma-sovmestnoy-deyatelnosti-vzroslogo-i-rebenka.
Хусаинова М. Э. Консультация для педагогов Что такое лэпбук? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk.
23. Ябурова З.С. Опыт работы Развитие связной речи детей дошкольного возраста/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/07/12/opyt-raboty-razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики восприятия времени.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты