Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Анкета «Уровень сформированности у подростков основ здорового образа жизни».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков
1.1 Историко-педагогический анализ работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни
1.2 Особенности формирования работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у ученика в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 Педагогические условия работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков
2.1 Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков во внеклассной работе
2.2 Экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у учащихся
Вывод по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава учреждения образования и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения образования.
В современном понимании понятие здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее выражение волевых усилий, осознания поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности. Здоровым может считаться такой образ жизни, который приводит человека к оптимальной продолжительности и качеству жизни в конкретной социальной общности.
Уровень восприятия проблем со здоровьем как личностно значимых все еще низок; подростки не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как общественно опасную проблему для общества; недооценивают роль общественного здравоохранения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом, у подростков нет полностью развитой потребности в поддержании здорового образа жизни, поведенческого стиля, который гарантирует формирование здоровья.
Вредные привычки – навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. К ним, прежде всего, относятся: курение, употребление спиртных напитков, онанизм, навязчивые действия (теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты: «ну», «значит», «короче» и т.п., сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, вертеться, выдергивать волосы, грызть ногти, раскачивать головой или биться ею о подушку перед сном и т.п.
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков
1.1 Историко-педагогический анализ работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни
Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи – укрепление здоровья индивидуума [1, c. 32]. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
На протяжении длительного исторического периода здоровье человека постоянно находилось в фокусе внимания философской мысли. Однако не меньший интерес к здоровью и условиям его сохранения проявлялся со стороны практической, а затем и теоретической педагогики. В истории развития педагогической мысли и школьного образования можно найти немало педагогических теорий и методических систем, в основу которых были положены здоровьесберегающие и здоровьеформирующие ценности и приоритеты [7, с. 43].
ГЛАВА 2 Педагогические условия работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков
2.1 Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у подростков во внеклассной работе
Работой классного руководителя является проведение внеклассных мероприятий по профилактике вредных привычек у учащихся, наркомании, табакокурения, алкоголизма и воспитанию потребности в здоровом образе жизни, изучение эффективности проводимой работы.
Основными задачами классного руководителя являются:
- изучение физических и психических особенностей ученика, особенностей личности и коллектива учеников, условий их развития;
- помощь подростку в укреплении физического здоровья;
- создание гуманистической атмосферы в группе как условия нравственного развития подростков;
- помощь в личностном развитии ученика, развитие способности быть личностью (стремление к самосознанию, умение делать разумный жизненный выбор, способность реализовывать свои положительные качества)
- помощь в интеллектуальном развитии (развитие интереса к обучению, помощь в когнитивном самоопределении и развитии индивидуальных интеллектуальных склонностей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Формирование здоровой личности является одной из главных задач педагогики, педагоги прошлого оставили нам в наследство свои мысли о целях, задачах физического воспитания в семье и учебных заведениях, разработали его содержание, методы, обосновали необходимость ведения здорового образа жизни.
Классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности учащихся: изучает особенности развития, состояние здоровья, жизненные проблемы; в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает учащихся к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению; проводит родительские собрания, даёт консультации, привлекает родителей к помощи школе.
Во второй главе работы было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у учащихся. В результате проведенного исследования было установлено, что подростки в большинстве воем считают свой образ жизни, который они ведут здоровым. Подростки полагают, что здоровый образ жизни человеку нужен для того, чтобы жить. Большая часть опрошенных подростков не употребляют алкоголь, табак и наркотики. Подростки считают свой образ жизни здоровым. Примером здорового образа жизни для испытуемых подростков являются родители, родственники и люди с ближнего окружения. В конце работы были разработаны некоторые рекомендации по совершенствованию здорового образа жизни среди подростко
1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 215 с.
2. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 208 с.
3. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 2010. – №3. – С. 43-51
4. Богатырёва, Я.В. Развитие личности ребенка – основополагающий фактор деятельности детского оздоровительного лагеря / Я.В. Богатырёва, О.Г. Волощенко // Современные технологии в образовании : материалы Международной науч.-практ. конф., Минск, 26–27 нояб. 2015. В 2 ч. Ч 1 / УО БНТУ; редкол.: Б.М. Хрусталёв (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2015. – С. 30–34.
5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2001. – 215 с.
6. Галанов, А.С. Игры, которые лечат / А.С. Галанов. – М.: Изд. Творческий центр, 2011. – 298 с.
7. Кильдиярова, Р.Р. Профилактика девиантного поведения / Р.Р. Кильдиярова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 289 с.
8. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи: пособие для преподавателей и кураторов средних специальных и высших учебных заведений / Р.И. Купчинов. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 211 с.
9. Лещинский, Л.А. Берегите здоровье / Л.А. Лещинский. – Москва: Физкультура и спорт, 2015. – 303 с.
10. Лысая, А.А. Профилактика вредных привычек у подростков в учреждениях среднего специального образования: сб. науч. тр. / Минск гос. ун-т ; редкол.: А.А. Лысая (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2016. ¬– 329 с.
11. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.Н. Лисицын. – М.: Медицина, 2012. – 139 с.
12. Матвеев, В.Ф., Гройсман, А.Л. Профилактика вредных привычек школьников / В.Ф. Матвеев. – М.: Просвещение, 2010. – 327 с.
13. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://didacts.ru/termin/zdorovyi-obraz-zhizni.html.
14. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://didacts.ru/termin/vrednye-privychki.html.
15. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npospo/gumanitarnye nauki/library/2019/01/24/formirovanie-u-podrostkov-tsennostnogo-otnosheniya
16. Онищенко, Г.Г. Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков / Г.Г. Онищенко. – М.: Академия, 2013. – 314 с.
17. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА, 2011. – 395 с.
18. Планирование работы в летнем оздоровительном лагере: пособие для руководителей, их заместителей, педагогов учреждений общего среднего образования / [сост.: А.М. Городович, Т.В. Куратник]. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 138 с.
19. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – Москва: Современное слово, 2015. – 116 с.
20. Русакова, Е.М. Формирование здорового образа жизни: курс консультирования подростков и молодежи / Е.М. Русакова. – Мн..: Соврем. шк. – 2007. – 200 с.
21. Тубчинова, В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков : автореф. дис. ... канд. социо. наук: 20.00.04 / В. С. Тубчинова ; Сибирский гос. техн. ун-т. ¬— Улан-Удэ, 2005. – 12 с.
22. Юковчиц, Л.К. Педагогическое воспитание / Л.К. Юковчиц. – Спб.: Питер, 2009. – 292 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Анкета «Уровень сформированности у подростков основ здорового образа жизни».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты