Уроки физической культуры как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Уроки физической культуры как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика с методикой преподавания»
2021
45.00 BYN
Уроки физической культуры как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика с методикой преподавания
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
1.2 Особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Содержание и организация уроков физической культуры, обеспечивающих формирование здорового образа жизни у младших школьников
2.2. Практика организации работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках физической культуры
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое жизни. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены.
Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
Здоровый образ жизни является одним из факторов, который непосредственно влияет на здоровье. Он основывается на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М. Амосова, О.И. Давыдовой, В.Г. Жданова, О.Л. Зверевой, Я.А. Коменского, С.П. Семенова, Ф.Г. Углова, Д.Уотсона, Г.С. Шаталовой.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохранении и развитии здоровья ребенка принадлежит правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако современная школа с её сверхнагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В современном обществе всё больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни [7, с.28].
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его трудоспособность и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Это важнейшая предпосылка для познания окружающего мира, для самоутверждения и счастья человека [16, с. 18].
Здоровье представляет собой одно из самых важных условий полноценного участия в жизни общества. При этом люди не всегда имеют четкое представление о том, что обозначает термин здоровье. Как правило, человека считают здоровым, если на данный момент у него нет острых или хронических заболеваний или если он чувствует себя хорошо, его ничего не беспокоит, что означает, что у него нет только жалоб на болезни. Следует отметить, что здоровье в широком смысле этого слова означает не просто отсутствие болезни. Оно также включает в себя физическую, психическую и социальную составляющие жизни [8, с. 65].
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого–либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни [19, с. 62].
В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, принятым в 1948 году: «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [6, с. 14].
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Содержание и организация уроков физической культуры, обеспечивающих формирование здорового образа жизни у младших школьников
Современный этап развития общества требует инновационных преобразований в сфере образовательно воспитательного процесса, когда на первый план выходит проблема здоровьесбсрежения учащихся, и значит, необходимы новые подходы к здоровьетворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения.
Одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения здоровья детей, формирования у них отношения к собственному здоровью как к главной человеческой ценности.
«Быть здоровым естественное стремление человека» – пишет К. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком, не лечение, а творение здоровья [8, c. 84: 24].
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
В понятие «здоровый образ жизни» можно включить разные составляющие, в том числе и воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков. Вокруг детей с раннего детства необходимо создать такую учебно воспитательную среду, которая была бы насыщена символикой, знаниями валеологичсского характера. И педагоги физической культуры на своих уроках должны формировать азы валеологической культуры, направленной на основание принципов, традиций здорового образа жизни. Именно это приводит к формированию потребности вести здоровый образ жизни. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев ценности у младших школьников обладают силой инерции, и сформированные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы обладают устойчивостью, проецируются на будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни – активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья. К основным компонентам здорового образа жизни можно отнести следующие: рациональная двигательная активность, закаливание организма, правильное питание, сохранение психоэмоционального состояния.
Фундаментом здорового образа жизни младшего школьника является отношение ребенка к своему здоровью. Установление отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном школьникам уровне) становится отправной точкой в формировании определенного поведения детей. Методология обучения основам ЗОЖ базируется на деятельностном подходе с дифференциацией средств и методов обучения и принципов формирования мотивации в зависимости от ведущего типа деятельности на различных этапах непрерывного образования.
Важным фактором формирования ЗОЖ признаётся содержание образования, построенное на интегративной основе – синтезе знаний различных учебных дисциплин: физической культуры, валеологии, биологии. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» следует назвать сложными. В первом из них отражено сохранение и развитие биологических, социальных, духовных функций человека и общества, а определить его можно по уровню, на котором освоены общечеловеческие, государственные и национальные региональные ценности культуры.
Сохранить здоровье ребенка, значит, создать здоровый генофонд, предупредить появление неудачников, запрограммированных общественным институтом-школой. Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни необходимо рассматривать как важнейший момент успешной помощи подрастающему поколению в личностном развитии, в формировании общего потенциала здоровья, способности к самовоспитанию во всех сферах жизни человека.
1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологопедагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 2010. – 198 с.
2. Антропова, М.В. Физическое развитие ребенка / М.В. Антропова. – М: Просвещение, 2009. – 246 с.
3. Анцыферова, Л.И. Пcихология формирования и развития личноcти / Л.И. Анцыферова // Человек в cиcтеме наук. – М.: Наука, 2012. – C. 426–433.
4. Аханова, В.М., Романова Е.В. Гигиена питания / В.М. Аханова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384с.
5. Брехман, И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И. И. Брехман. – Л., 2002. – 125 с.
6. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
7. Глушанко, В.С. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций для студентов / В.С. Глушанко. – Витебск: издательство ВГМУ, 2001. – 283 с.
8. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: Учеб.-метод. пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 84 с.
9. Жарикова, А.А. Проблемы формирования здорового образа жизни. Социальная работа с молодежью: пособие / А.А. Жарикова – Минск : Асвета, 2007. – 374 с.
10. Загвязинский В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. – Москва: Академия, 2008. – 113 с.
11. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2000. – 88 с.
12. Здоровье студенческой молодежи: достижения науки и практики на современном этапе. / Под ред. В.А. Соколова. – Минск: БГПУ, 2002. – 182 с.
13. Каленникова, Т.Г Словарь психолого-педагогических понятий / Т.Г Каленникова. – Минск: БГТУ, 2007. – 30 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
15. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков – М.: Академия, 2001. – 320 с.
16. Мартынова, В.В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью: пособие / В.В. Мартынова, Т.И. Курило. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 168 с.
17. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие, образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 302 с.
18. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
19. Фурманов, А. Г. Здоровый образ жизни / А. Г. Фурманов, Ю. Н. Князев. – Минск, 2003. – 163 с.
20. Харисов, Ф.Ф. Теоретические подходы к определению «Здоровье» [Текст] / Ф.Ф. Харисов // Здоровье-сберегающее образование. – 2012. – № 7. – С. 14- 23.
21. Царегородцев, Г. И. Здоровье населения как социально-гигиеническая проблема [Текст] / Г. И. Царегородцев. – М.: 2016. – 117 с.
22. Чумаков, Б.Н. Валеология / Б.Н. Чумаков. – 2-е изд., доп. и испр.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты