Лепка как средство развития пластических навыков детей старшего дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Лепка как средство развития пластических навыков детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Лепка как средство развития пластических навыков детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Наглядный материал к комплексу занятий по лепке для детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты контрольного этапа эксперимента.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности психофизиологического (сенсорного) развития у детей дошкольного возраста
1.2 Этапы формирования пластических навыков дошкольников
1.3 Понятие и виды пластического творчества
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Описание базы и методов проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2 Содержание работы по развитию пластических навыков детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного возраста – это период интенсивного развития ребенка, когда его способности и навыки улучшаются. Графическое развитие дошкольников позволяет ему познавать окружающий его мир во всем его многообразии. В дошкольном возрасте происходит переход от накопления знаний к их практическому применению с помощью изобразительного искусства на занятиях лепки.
В детском саду воспитатели организуют множество интересных мероприятий, в которых дошкольники получают знания, навыки и развиваются физически и умственно. Преподаватели формируют отношение детей дошкольного возраста к событиям и явлениям окружающего мира, учат воспринимать форму, цвет, размер, количество, пространственные отношения между предметами, учат видеть и понимать красоту жизни, природы, искусства.
Основой воспитания детей является их знакомство с окружающим их миром, с миром предметов и явлений. Дети закрепляют полученные знания в речи, высказывают их в различных видах деятельности и отражают в игре. Для того, чтобы подготовить ребенка к лепке, для скульптурного представления объектов, педагог знакомит ребенка с объектами, показывает их характеристики, помогает понять форму, структуру объектов, которые характеризуют их свойства.
«Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии» [13, с. 43]. Непосредственно на уроках лепки дошкольники учатся быть внимательными к художественному материалу. Навыки культуры трудовой деятельности начинают обретать форму, которая включает планирование будущих работ, независимый контроль за своими действиями в процессе деятельности. Стремление детей достичь качественного результата свидетельствует об их настойчивости, умении преодолевать трудности. Лепка является незаменимым средством или методом обучения детей дошкольного возраста для формирования правильных пластических навыков.
В педагогике имеется совсем небольшое количество современных работа и статей, посвященных проблеме развития пластических навыков дошкольников с применением лепки. По причине этого, данную тему работы можно считать актуальной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности психофизиологического (сенсорного) развития у детей дошкольного возраста
«Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Сенсорные процессы (опущения, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущения и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности. Так как ребёнок изучает находящееся вокруг его, например, с помощью тактильных ощущений (ощупывает предметы), обоняния, зрительно» [7, с. 110].
«С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие» [3, с. 21].
Сенсорное развитие составляет, с одной стороны, фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
«Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания» [14, с. 87].
«Система сенсорного воспитания разрабатывалась на основе современных дидактических принципов.
В основу первого принципа положена, работа воспитателя и родителей, которые учат детей ориентироваться в предметном окружении» [9, с. 101].
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, то есть применения полученных знаний в повседневной жизни. Совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности психофизиологического (сенсорного) развития у детей дошкольного возраста
Целью данной курсовой работы являлось проанализировать процесс развития пластических навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием лепки. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование навыков пластической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (констатирующий этап). Диагностика уровня сформированности умений и навыков работы с пластическими материалами у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап (формирующий этап). Разработка содержания работы и направлений деятельности по развитию пластических навыков детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап (контрольный этап). Повторная диагностика уровня сформированности умений и навыков работы с пластическими материалами у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №14 г. Барановичи».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей 5-6 лет.
В качестве основного метода диагностики сформированности умений и навыков работы с пластическими материалами у старших дошкольников является наблюдение. Продуктивному использованию данного метода способствуют небольшая наполняемость группы, элементарное содержание учебного материала и минимальные темпы его прохождения.
В качестве диагностического задания применялась методика «Пластилиновые узоры», которая использовалась для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином, навыки работы с мелкими деталями, способность передавать форму и пропорции, степень освоения навыков лепки на плоскости. Дошкольникам предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.
Методика проведения: педагог показывает дошкольникам, как наносить пластилин слоем в 1-2 см на листок бумаги, разглаживать ее, смачивая палец водой. Объяснить и показать, как наносить рисунок заостренной палочкой стеки; фон вокруг рисунка можно обжать, тогда рисунок получится выпуклым. Пояснить, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорное или психофизиологическое развитие детей дошкольного возраста охватывает всю деятельность детей. Благодаря формированию сенсорных представлений дошкольники получают отчётливые представления об окружающей действительности, в процессе которого происходит всестороннее развитие личности. В процессе дошкольного возраста начинается усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на старший дошкольный и школьный возраст.
В педагогике дошкольного образования выделяют следующие этапы формирования пластических навыков детей дошкольного возраста: непрерывное обследование объемной формы предмета; прерывное обследование по частям основных деталей предмета; повторное ощупывание предмета как целое, обогащенное деталями; обследование структурной поверхности, т.е. фактуры предмета. Реализация этих этапов возможна посредством использования лепки. Лепка является одним из видов изобразительного искусства, доступного детям дошкольного возраста, является важнейшим средством разностороннего развития детей. Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста; это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Различают следующие виды лепки: декоративная, предметная, сюжетная. На занятиях лепкой в детском саду осуществляется развитие творческого воображения, формирование у детей изобразительных и технических умений, создание интереса к данному виду деятельности.
Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. В последнее время используются такие нетрадиционные виды лепки, как лепка из нетрадиционного материала (пластика, соленое тесто), а также пластилинография, рельеф – изображения на пластинках, пластилиновая мозаика и др.
1. Архипенко, М. Художественно-эстетическое воспитание – лепка из глины – лепка из соленого теста : Журнал / М. Архипенко // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С.59-62.
2. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве : Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. / А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2015. – 164 с.
3. Гусева, И.В. Соленое тесто: лепка и роспись / И.В. Гусева. – СПб : Литера, 2005. – 96 с.
4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография / Г.Н. Давыдова. – М. : Скрипторий, 2003. – 80 с.
5. Ишмуратова, Е.М. Дигностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста / Е.М. Ишмуратова // Вестник практической психологии образования. – 2009. - № 3(20). – С. 116-121.
6. Колдина, Д.Н.. Лепка с детьми 4-5лет / Д.Н. Колдина. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 120 с.
7. Колодина, Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. [Электронный ресурс]: Конспекты занятий. / Д.Н. Колодина. – Режим доступа: https://educ. wikireading.ru/2502
8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. : Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136 с.
9. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : Обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2010. – 247с.
10. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество :Книга / О.В. Корчинова. – М.: Феникс, 2005. – 163с.
11. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – Москва: Просвещение, 1987. – 128с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – Москва: Просвещение, 1985. – 255 с.
13. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду. : Пособие для воспитателей/ Е.А. Коссаковская. – М.: Учпедгиз, 1961. – 145 с.
14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. - Москва: Просвещение, 1991. – 256 с.
15. Милосердова, Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки / Н.Е. Милосердова. – М. : ЦПО, 2008. – 120 с.
16. Парамонова, А.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду/ А.А. Парамонова. – Москва: Академия, 2002. – 192с.
17. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду : / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1982. – 236с.
18. Сальникова, Л.С. Калейдоскоп семейного досуга / Л.С. Сальникова. – М : Моск. рабочий, 1988. – 160 с.
19. Смирнова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией / Т.В. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 112 с.
20. Тихмирова, О.Ю. Пластилиновая картина / О.Ю. Тихмирова, Г.А. Лебедева. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 120 с.
21. Учебная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=W21226635p&p1=1.
22. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 280 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты констатирующего этапа эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Наглядный материал к комплексу занятий по лепке для детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты контрольного этапа эксперимента.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты