Музыкально-просветительская деятельность учителя музыки на факультативных занятиях
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Музыкально-просветительская деятельность учителя музыки на факультативных занятиях»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Музыкально-просветительская деятельность учителя музыки на факультативных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностика творческих способностей ребенка (А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Характеристика понятия «музыкально-просветительская деятельность»
1.2. Содержание внеурочной музыкально-просветительской работы учителя музыки
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Основные формы организации музыкально-просветительской деятельности с детьми
2.2. Программа организации факультатива «Музыкальный мир» для учащихся средних классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует необходимость всеобщего музыкального воспитания и просвещения. Одной из главных задач музыкального воспитания является формирование личности ребенка, а, следовательно, и человека и общества в целом. Музыка обеспечивает среду для формирования духовно-нравственной культуры личности на основе культурных, исторических и этнокультурных традиций, формирует опыт музыкально-творческой деятельности.
Состояние духовных и культурных стандартов в нашей стране вызывает тревогу и беспокойство, а потому весьма критично. Потеря нравственных ориентиров в духовной культуре и исчезновение национальной идентичности оказали и будут оказывать негативное влияние на общее музыкальное образование и воспитание молодежи.
Окруженное постоянным потоком низкопробной музыки, очевидно, что молодое поколение не способно критически оценивать и понимать то, что им преподносят. Все более популярным и распространенным становится развлекательное искусство, которое по своей сути не представляет ценности для детей, молодежи и общества. Нынешняя ситуация привела к тому, что молодое поколение потеряло свои моральные качества. В условиях современного общественного развития особенно актуально решение этих задач с целью формирования у подрастающего поколения истинных человеческих ценностей и идеалов. Фундаментальной целью современного образования является гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, которое является основой для развития интеллектуального и нравственного потенциала общества.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы дети и молодежь знакомились с высокохудожественными музыкальными образцами. В этом контексте особенно важна деятельность учителей музыки в средних школах. В настоящее время дети и подростки, в основном не любят слушать классическую музыку и относятся к ней крайне негативно. В этом контексте внеклассная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки становится основным источником целостного и гармоничного духовного развития подрастающего поколения.
Изучение проблем музыкального просвещения нашли отражение в трудах Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, Э.Б. Абдуллина, В.Г. Лысенко, Г.А. Халиковой и др. В настоящее время, когда общая и музыкальная культура общества стала необходимым условием его полноценного существования, организация систематической и плановой музыкально-просветительской работы приобрела особое значение и требует научного подхода в разработке ее методов. Поэтому необходимо переосмыслить профессиональную и социальную функцию учителя музыки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Характеристика понятия «музыкально-просветительская деятельность»
Просвещение рассматривается как процесс продвижения и распространения культуры. В художественно-педагогическом словаре «просвещение» понимается как «система образовательных и культурных учреждений в стране» [19, с. 174]. Исследователь М. Якушкина определяет просветительство как процесс нестандартизированного распространения достижений в представление науки и культуры и другой социально значимой информации для широкой общественности [34, с. 357]. И. Кон утверждает, что процесс просвещения предполагает относительно независимый и свободный выбор индивидом передачи информации [26, с. 10].
Передовые идеи русских революционеров-демократов В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского оказали большое влияние на развитие музыкально-просветительской мысли. В их педагогической теории особое значение уделялось искусству как средству воспитания личности, формирования ее мировоззрения, нравственного облика. Н.Г. Чернышевский говорил о том, что искусство «смягчает сердце, как источник хорошего расположения духа. Непосредственно возвышает и облагораживает душу, по возвышенности и благородству предметов и чувств, которыми прельщаемся мы в произведениях искусства» [30, с.312].
Музыкальное просвещение пробуждает интерес к музыке и урокам музыки, приобщает учащихся к искусству и расширяет музыкальный кругозор. Проблемы пробуждения интереса к музыке и урокам музыки, стимулирования учащихся к занятиям музыкой и расширения их музыкального кругозора решаются не только на традиционных уроках музыки, но и через музыкально-просветительскую деятельность во внеклассной работе и на внешкольных мероприятиях. «Музыкальное просвещение определяется как процесс распространения музыкальных и культурных явлений в обществе. По мнению Н. Савельевой, система музыкального просвещения объединяет все виды музыкальной деятельности: композиция и исполнительство, музыковедение, музыкальная педагогика и концертный бизнес» [28, 832].
«Музыкальное просветительство – это часть музыкального воспитания. Она имеет присущие только ей методы и формы подготовки, организации и реализации концертных проектов. И. Митус объясняет музыкальное просветительство как деятельность, основанную на диалектическом единстве знаний, компетентности и личностных характеристиках, в котором представлена ориентация будущего учителя музыки на улучшение эстетического воспитания» [18, с. 11]. Е. Яковлева отмечает, что музыкальное
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Основные формы организации музыкально-просветительской деятельности с детьми
Методы, формы и средства воспитания в педагогике тесно взаимосвязаны. Если в обучении мы можем со всей определенностью дать формулировку формам обучения и выделить, скажем, такую форму обучения, как урок, то в воспитании форма порой тесно связана с методом и средствами воспитания. К примеру, такие формы и средства организации воспитания, как классные, воспитательные часы и уроки в школе, лекции, диспуты, личный пример, поручение, соревнование и др.; в музыкальном воспитании это музыкальные кружки, вечера, концерты, конкурсы, фестивали, встречи с композиторами, известными музыкантами и другие формы и средства музыкального воспитания в то же время можно отнести и к методам музыкального воспитания [12, с. 12].
Музыкально-просветительская работа учителя музыки многообразна. Наиболее распространенные ее формы: создание хорового и оркестрового коллективов, вокальных и инструментальных ансамблей, музыкальных кружков и клубов, детского музыкального театра и филармонии, музыкальных лекториев; выпуск музыкального журнала или газеты; организация индивидуальных занятий по обучению игре на инструменте или сольному пению; проведение фестивалей, конкурсов; посещение концертных залов и музыкальных абонементов. Также в практике существуют различные формы музыкально-просветительских мероприятий, такие как беседы-диалоги, музыкально-литературные композиции, тематические концерты, музыкальные путешествия, встречи с героями любимых сказок, музыкальные альбомы, мини-спектакли и т.д.
Такой широкий спектр мероприятий по музыкальному образованию в школах позволяет учителям выявить музыкально одаренных детей и помочь им раскрыть свои таланты, одновременно расширяя границы изучения музыки в школе и способствуя активному общению с миром музыки. Такой обмен наиболее эффективен в форме концертов и лекций, где повествования в сопровождении не всегда понятной школьникам музыки стимулируют процесс восприятия и способствуют пониманию содержания музыкальных произведений. Сюда входят различные виды лекций – концерты, музыкальные лекции и их разновидности. В этом виде деятельности наиболее ярко проявляются специфические особенности музыкально-просветительской деятельности музыкальных педагогов – «музыкально-вербальное общение» с аудиторией [21, с. 322]. Эти формы музыкально-образовательной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из главных задач музыкального воспитания является формирование личности ребенка, а, следовательно, и человека и общества в целом. Музыка обеспечивает среду для формирования духовно-нравственной культуры личности на основе культурных, исторических и этнокультурных традиций, формирует опыт музыкально-творческой деятельности.
В настоящее время дети и подростки, в основном не любят слушать классическую музыку и относятся к ней крайне негативно. В этом контексте внеклассная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки становится основным источником целостного и гармоничного духовного развития подрастающего поколения.
Процесс музыкального просвещения обусловлен различными взаимосвязанными видами и формами просветительской деятельности, способствующими реализации культуротворческого потенциала просветителя, что, в свою очередь, стимулирует интерес общества к высоким образцам мирового музыкального культурного наследия. Музыкально-просветительская деятельность является мощным оружием формирования духовно-нравственных установок и ценностных ориентаций личности.
Учитель музыки выступает в роли организатора деятельности учеников, помогая им понять и жить достойно, раскрывая социокультурное содержание их жизни, и ежедневно работая с ними над достижением уровня современной музыкальной культуры и искусства. Музыкальная культура, которой овладевают ученики, становится прочным фундаментом для общей культуры каждого ученика. Поиск путей, методов и подходов для влияния на личность детей и молодых людей в контексте будущего музыкального образования является важной частью работы по музыкальному просвещению учащихся.
С целью выявления уровня музыкальной просвещенности детей нами проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей среднего школьного возраста. В исследовании приняли участие 30 учащихся 5 «А» и 5 «Б» классов. Базой исследования послужил .
В ходе исследования было выявлено, что у большинства школьников преобладает средний уровень развития творческих способностей по таким компонентам как: умение рассуждать и делать выводы, находчивость, сообразительность и внимательность, фантазия. Также в процессе исследования была выявлена значительная группа школьников с недостаточным уровнем развития творческих способностей, поэтому было принято решение разработать программу факультативных занятий с целью более подробного музыкального просвещения учащихся. Разработанная программа требует дальнейшей апробации. Считаем, что проведение факультативных занятий с учащимися средних классов будет способствовать их музыкальному просвещению.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин — М.: Просвещение, 2003.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2000.
4. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в школе Сб. статей / Сост. О.А. Апраксина. М. 1961 -2016. – Вып. 1 - 17.
5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - 2-е изд. - Л: Музыка, 1973. -144с.
6. Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в Венгрии/ Под ред. Баренбойма Л.А. М.: Советский композитор. – 2012.
7. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 2001. – С. 264.
8. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев. – М.: Просвещение, 2010.
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей / Д. В. Григорьев., П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011 - 223 с.
10. Заводова, Т.Е. Музыка и воспитание: Выпуск №2 / Т. Е. Заводова. – Минск: "Красико - Принт", 2005, 176с.
11. Зимина, А.Н. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4-7 лет: Практикум для педагогов / А.Н. Зимина. - М.: Гном и Д, 2001. - 32 с.
12. Кадыров, Р.Г. Музыкальная педагогика: Учебное пособие/ Р.Г. Кадыров. — Т.: Musiqa, 2009. — 504 с.
13. Кирнарская, Д.К. Актуальные проблемы развития художественного образования в XXI веке / Д.К. Кирнарская // Педагогика искусства. – 2014. – № 3. – С. 22–27.
14. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – СПб: Речь, 2010. – 64 с.
15. Королева, Т. П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т. П. Королева. – Минск: БГПУ, 2010. – 216 с
16. Королева, Т. П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. – Минск: УП «Технопринт», 2003. – 216 c.
17. Мельник, О.П. Особенности музыкально-просветительской работы учителя музыки/ О.П. Мельник // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: межвузовский сб. науч. трудов. – Саратов, Издательский центр: Наука, 2010. – Вып. 5. – С. 207-212.
18. Митус, И.В. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству: автореферат дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / И.В. Митус; Адыг. гос. ун-т. – Майкоп, 2004. – 26 с.
19. Морозова, С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII–начало XXI века) / С.А. Морозова // Человек и образование. – 2013. – № 4 (37). – С. 174–179.
20. Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М.С. Осеннева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
21. Полякова, Е.С. Перманентное развитие личности педагога-музыканта в условиях полисубъектного взаимодействия / Е.С. Полякова //Научные проблемы педагогики в современном дискурсе: сб. науч. ст. / под общ. ред. Л.Д. Глазыриной. – Минск: Беларуская навука, 2014. – С. 321–335.
22. Помелова, Е.В. Просветительство и его роль в развитии образования в Вятской губернии со второй половины XIX в. по октябрь 1917г.: Дис.…канд. пед. наук. – Киров,2005.
23. Португалов, К.П. Серьёзная музыка в школе / К.П. Португалов. – М.: Просвещение, 1980.
24. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 кл. М.: Просвещение, 2009.
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
26. Рудой, Е.Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Рудой Елена Львовна; Ин-т худож. образования и культурологии Рос. акад. образования. – Москва, 2015. – 22 с.
27. Ручимская, С.В. Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта: дис. … канд.пед.наук (13.00.08) /С.В. Ручимская; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2010. – 188 с.
28. Савельева, Н.Л. Тематическое решение концертного проекта в филармонической организации / Н.Л. Савельева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 831–834.
29. Тесюль, В.С. Уточнение понятия «Музыкальное воспитание образовательно оздоровительных центров Республики Беларусь» // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистров, аспирантов / Вит. Гос. Унт; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) *и др.+. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. Вып. 10. C. 197-199.
30. Чернышевский, Н.Г. Избранные философские сочинения/ Н.Г. Чернышевский. - 2002. – 446 с.
31. Шацкий, С.Т. Пед.соч. в 4-х т. Т.2. / С.Т. Шацкий. – М., 1975.
32. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр. - М., 2001.
33. Яковлева, Е.Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры / Е.Н. Яковлева // Вестник АГУ – 2015. – №1 (152). – С. 248–254.
34. Якушкина, М.С. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ / М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус // Научный диалог. – 2016. – № 3 (51). – С. 354–364.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностика творческих способностей ребенка (А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты