Сюжетное рисование как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сюжетное рисование как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика руководства изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Сюжетное рисование как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика руководства изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Цикл занятий, проведенных с экспериментальной группой детей старшего дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
1.1 Содержание понятия детского творчества
1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
1.3 Методические особенности руководства сюжетным рисованием
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по проблеме исследования
2.2 Содержание работы по развитию детского воображения
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного детства представляет собой самый благоприятный период для процесса всестороннего развития личности ребенка, а в будущем взрослого человека, в том числе и развитие его творческих способностей. Именно в период дошкольного детства активно формируется и развивается познавательная и предметная деятельность детей, при этом активизируется процесс развития памяти, мышления, воображения. Диагностика творческого воображения в дошкольном возрасте представляет собой сложный процесс, при котором необходимо выявить, какой уровень воображения характерен для конкретного ребенка и какие методы по ее развитию можно будет использовать.
Своевременное развитие творческого воображения у ребенка дошкольного возраста поспособствует в будущем развитию творческого потенциала взрослой личности, раскрытию индивидуальных творческих и креативных способностей. По причине всего этого, уделять особенное внимание развитию творческого воображения уже необходимо в период дошкольного возраста, для этого в настоящее время разрабатываются новые современные программы, включающие большое количество новых игр, упражнений, заданий для работы педагога в данном направлении.
Проблема процесса развития творческого воображения у детей дошкольного возраста привлекает пристальное внимание со стороны психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологии науки и педагогической практики ставят новые вопросы в ее изучении. Один из них – это вопрос о процессе развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
В настоящее время принято считать, что изобразительная деятельность, а именно сюжетное рисование, дает большие возможности для раскрытия творческих способностей ребенка, а в частности творческого воображения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
1.1 Содержание понятия детского творчества
Для того, чтобы изучить сущность понятия детского творчества в психолого-педагогической литературе необходимо остановится на формулировке понятия творчества и творческие способности. В основном в быту имеется мнение, что творческие способности это способности личности к различным видам изобразительной деятельности, а также навыки красиво изображать на листе бумаге, сочинять или писать музыку, писать стихи и другие художественные произведения. Рассмотрим, что на самом деле педагоги подразумевают под творческими способностями. Сущность понятия творческих способностей имеет тесную взаимосвязь с понятием «творчество» и «творческая деятельность».
Под творчеством принято понимать некоторый установленный процесс деятельности человека, который дает возможность приобрести личности новые духовные и материальные качества или ценности. Или, по-другому, под творчеством можно понимать процесс приобретения чего-то нового.
Творческая деятельность это процесс реализации деятельности человека, по итогам воплощения которой сотворятся что-то новое, не имеющееся ранее [13, с. 126].
Творческие способности личности включают в себя большое количество качеств человека. Исследованием сущность творческих способностей занимались и занимаются в настоящее время большое количество авторов, каждый из которых дает свою формулировку данному понятию [2, с. 252].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по проблеме исследования
Целью данной курсовой работы является изучить особенности процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетного рисования. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Для осуществления эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
– тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной (Приложение А);
– методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева (Приложение А).
На первоначальном этапе исследования осуществлялась диагностика уровня воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием теста «Свободный рисунок» Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной. Полученные результаты диагностики по данной методике представим в Приложении Б. На основании результатов исследования, указанных в Приложении Б, составим сводную таблицу результатов диагностики (таблица 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество – есть процесс деятельности, который создает качественно новые духовные и материальные ценности. Также данное понятие может рассматриваться как итог создания объективно нового. Творческая деятельность это процесс реализации деятельности человека, по итогам воплощения которой сотворятся что-то новое, не имеющееся ранее. Детское творчество представляет собой некоторую способности личности, которой свойственно удивляться, познавать что-то новое, приобретение умения находить нестандартных выход из решения сложных ситуаций, воспринимать новую картину или жизненную ситуацию с некоторой долей креативности.
С точки зрения психологии, проанализировав проблему развития творческих способностей личности, пришли к выводу, что период дошкольного возраста является самым благоприятным для этого процесса. Именно в период дошкольного возраста ребенок является очень активным, любознательным, отличается огромными потребностями к познанию окружающего мира. Процесс развития творческого воображения детей дошкольного возраста неизбежно сопровождается ограниченными чувствами и эмоциями. Поощрять творческие проявления особенно важно в дошкольном возрасте. Авторы педагоги выделили ряд условий, способствующих формированию творческих способностей у ребенка дошкольного возраста: высокий уровень ранней физической подготовки ребенка; создание вокруг ребенка специальной обстановки, которая будет способствовать его быстрому развитию; условие максимального напряжения в процессе развития творческих способностей.
Рисование, как вид деятельности, является необходимым компонентом развития личности ребенка дошкольного возраста. Проанализировав работы педагогов-исследователей пришли к выводу ,что сюжетное рисование способствует развитию творческих способностей и творческого воображения у детей дошкольного возраста.
1. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 1995. – т. 16. – № 5. – С. 49-58.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер// Журнал Дошкольное воспитание. – 1982. – №11. – 32-38 с.
4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М. : АСТ, 1999. – 220 с.
5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
6. Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира О. Дыбина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 5. – М. – С. 14-24.
7. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
8. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 10. – С. 27-31.
9. Иванова, Н.И. Воображение и творчество детей / Н.И. Иванова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 15-19.
10. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Карапуз-Дидактика, Сфера, 2006. – 192 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 256 с.
12. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Л.В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
13. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
14. Комоед, Н.И. Дизайнерская деятельность дошкольников / Н.И. Комоед. – Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 70 с.
15. Лыкова, И.А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании / И.А. Лыкова. – М., 2014. – 273 с.
16. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск.: Харвест, 2000. – 432 с.
17. Методика обучения изобразительной деятельностью: учеб. пос. для пед. училищ / под ред. д.п.н. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение,1991. – 260 с.
18. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М., 1991. – 216 с.
19. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
20. Хазратова, Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста / Н.В. Хазратова // Индивидуальность и способности. – М., 1994. – С. 93-114.
21. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 280 с.
22. Чернявская, О.М., Ручкина, Г.А. Моделирование среды воспитания личности // Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития. – 2015. – С. 132-145
23. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: Из опыта работы / Автор-составитель И.А. Кутузова. – М.: Просвещение, 2002. – 258 с.
24. Шмаков, С.А. Игра и дети / С.А. Шмаков. – М. – Знание, 1998. – 64 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пос. для студ. Вузов /Д.Б. Эльконин – М.: «Академия», 2007. – 384 с.
26. Ярыгина, А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов / А. Ярыгина // Дошкольное воспитание. – 2006. –
№ 2. – С. 65-71.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Цикл занятий, проведенных с экспериментальной группой детей старшего дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты