Музыкальная культура Беларуси в содержании обучения в начальной школе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Музыкальная культура Беларуси в содержании обучения в начальной школе»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2021
45.00 BYN
Музыкальная культура Беларуси в содержании обучения в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План занятка «Юныя фалькларысты».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ КАК ДОСТОЯНИЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
1.1 Основные этапы развития музыкальной культуры Беларуси
1.2 Белорусское народное музыкальное творчество
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Содержание обучения музыкальной культуре Беларуси в начальной школе
2.2 Методическая разработка по обучению музыкальной культуре Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что музыкальная культура родной страны формирует моральный облик личности, участвует в эмоциональном становлении патриотизма, формировании ценностных ориентаций, обогащает внутренний духовный мир человека, а также сближает человека с природой родной земли. Музыкальная культура Беларуси развивается по своему содержанию вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, показывает новые социальные изменения, всегда оставаясь оригинальной и современной.
Изучение истории становления белорусской музыки является одной из важнейших задач в ряду музыкально-исторических дисциплин. Знания и навыки, полученные в ходе изучения детьми данного предмета, служат настоящим фундаментом для дальнейшего изучения особенностей исторического развития Беларуси на геополитической и культурной карте мира в различные эпохи.
Культура Беларуси является настоящим неповторимым кладезем разнообразных песен, сказок, танцев, обрядов, суеверий в которых отображена вся суть белорусского народа. Музыкальная культура являясь одной из базовых образовательных областей широко задействована в образовательном и воспитательном процессе современной системы образования. На современном этапе развития личности на передний план выходит проблема формирования патриотизма в подрастающем поколении. Формирование патриотичной личности, гражданственности, возрождение, сохранение и популяризация белорусской народной культуры является одним из аспектов сохранения белорусской государственности. В столь благоприятный возраст психологического и личностного развития как младший школьный именно учитель может оказать ведущую роль в формировании патриотических чувств учеников системы образования.
Поэтому очень важно привить чувство любви к Отечеству и белорусской музыкальной культуре в высокохудожественном репертуаре на этапе начального образования.
Цель: изучить и апробировать методику работы с музыкальной культурой Беларуси в содержании обучения в начальной школе.
Объект: музыкальная культура Беларуси.
Предмет: методика работы с музыкальной культурой Беларуси в содержании обучения в начальной школе.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить источники и историографию развития музыкальной культуры Беларуси;
2) раскрыть роль народного песенного творчества как явление белорусской музыкальной культуры;
3) изучить содержание учебно-методических пособий начальной ступени образования по изучению музыкальной культуры Беларуси;
4) с опорой на полученные знания составить методическую разработку по работе с белорусской музыкальной культурой.
ГЛАВА 1 МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ КАК ДОСТОЯНИЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА
1.1 Основные этапы развития музыкальной культуры Беларуси
Развитие культуры Беларуси в целом и музыкальной культуры в частности происходило постепенно, под влияние исторических эпох и событий, культурного влияния других стран и народов в ходе бесчисленных войн на территории наших земель. Однако не смотря на все разрушающие, негативные, губительные исторические события белорусская культура приобрела свою неповторимость, яркие отличительные черты, которые на современном этапе развития Беларуси следует сохранять и приумножать.
Становление культуры на территории Беларуси происходило поэтапно [5]:
1. Эпоха Средневековья (IX – XV века) и Возрождения (XVI век);
2. Эпоха Барокко (XVII – первая половина XVIII века) в истории музыкальной культуры Беларуси;
3. Эпоха Классицизма (вторая половина XVIII века);
4. Творчество композиторов на белорусских землях во второй половине XVIII века;
5. Музыкальная культура Беларуси в эпоху Романтизма (первая половине XIX века);
6. Творчество белорусских композиторов первой половины XIX века;
7. Тенденции развития белорусской музыкальной культуры второй половины XIX века.
Рассмотрим данные этапы развития музыкальной культуры нашей страны более подробно.
1. Эпоха Средневековья (IX – XV века) и Возрождения (XVI век).
Зарождение белорусской народности происходило под влиянием ассимиляции славянскими племенами живших на этнической территории Беларуси племен балтов. В период до Крещения Руси одной из ведущих форм духовной жизни и культурной (литературной и музыкальной) форм деятельности человека было народное устное творчество. Музыкальный фольклор стал в дальнейшем основой национальной музыки, отображая главнейшие черты культурности древних белорусов.
Ведущее значение в формировании профессионального музыкального искусства соотносят с принятием христианства в 988 году [9]. Построенные в этот период православные храмы (Полоцкий Софийский собор, Благовещенская церковь в Витебске, Борисо-Глебская в Гродно) становились настоящими центрами музыкальной культуры того времени. Певческие школы развивались на основе храмов и монастырей, развивавшие традиции византийской гимнографии. Белорусская музыкальная культура Полоцкого периода была вокальной в связи с запретом использовать в богослужении орган.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Содержание обучения музыкальной культуре Беларуси в начальной школе
Обучение музыкальной культуре Беларуси в начальной школе реализуется путем изучения на уроках учебных пособий для работы в классе для 1 – 4 класса учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языком обучения по учебному предмету «Музыка».
Рассмотрим учебные программы по учебному предмету «Музыка» для 1 – 4 классов [21-24] и учебные пособия «Музыка» для 1 - 4 классов [5; 6; 10; 11].
Целью обучения учебному предмету «Музыка» является «формирование музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры и реализуется путем достижения следующих компонентов:
1. образовательный – освоение музыкального искусства через овладение музыкальными знаниями; слушательскими, исполнительскими и композиторскими умениями; освоение художественного способа познания мира;
2. воспитательный – воспитание любви к музыке, искусству; присвоение растущим человеком ценностей, заложенных в содержании произведений искусства;
3. развивающий – развитие музыкальных, коммуникативных, творческих способностей; развитие самостоятельности и инициативности в решении творческих задач» [21].
Учебная программа «Музыка» подает содержание материала в учебном пособии «Музыка» комплексно взаимосвязанными основными разделами. Данное учебное пособие дает возможность «обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей знаний о выявлении тесной связи музыки и жизни. Решение данной задачи осуществляется через выявление жизненных истоков и жизненного содержания музыки, а также через применение в реальной жизни приобретенных в процессе обучения знаний, умений, опыта музыкальной и художественной деятельности» [21-24].
Усвоение содержания учебной программы организуется через уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-исследования с использованием форм, методов и приемов, направленных на сохранение и поддержание работоспособности учащихся, снятие физического и психического напряжения.
Учебное пособие полностью соответствует учебной программе. На первых страницах учебника размещены условные обозначения, представляющие собой значки с объяснениями. Учебник содержит в себе такие «условные обозначения, как:
1. послушайте музыкальное произведение;
2. пропойте песню или исполните мелодию на музыкальном инструменте;
3. выразительно прочитайте литературное произведение;
4. передайте впечатление от музыки средствами изобразительного искусства;
5. передайте впечатления от музыки выразительными движениями» [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальная культура Беларуси как ни одна другая образовательная область способствует формированию моральный облик личности, участвует в эмоциональном становлении патриотизма, формировании ценностных ориентаций, обогащает внутренний духовный мир человека, а также сближает человека с природой родной земли. Музыкальная культура Беларуси развивается по своему содержанию вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, показывает новые социальные изменения, всегда оставаясь оригинальной и современной.
Изучение истории становления белорусской музыки является одной из важнейших задач в ряду музыкально-исторических дисциплин. Знания и навыки, полученные в ходе изучения детьми данного предмета, служат настоящим фундаментом для дальнейшего изучения особенностей исторического развития Беларуси на геополитической и культурной карте мира в различные эпохи.
Культура Беларуси является настоящим неповторимым кладезем разнообразных песен, сказок, танцев, обрядов, суеверий в которых отображена вся суть белорусского народа. Музыкальная культура являясь одной из базовых образовательных областей широко задействована в образовательном и воспитательном процессе современной системы образования. На современном этапе развития личности на передний план выходит проблема формирования патриотизма в подрастающем поколении. Формирование патриотичной личности, гражданственности, возрождение, сохранение и популяризация белорусской народной культуры является одним из аспектов сохранения белорусской государственности. В столь благоприятный возраст психологического и личностного развития как младший школьный именно учитель может оказать ведущую роль в формировании патриотических чувств учеников системы образования.
Поэтому очень важно привить чувство любви к Отечеству и белорусской музыкальной культуре в высокохудожественном репертуаре на этапе начального образования.
Развитие культуры Беларуси в целом и музыкальной культуры в частности происходило постепенно, под влияние исторических эпох и событий, культурного влияния других стран и народов в ходе бесчисленных войн на территории наших земель. Однако не смотря на все разрушающие, негативные, губительные исторические события белорусская культура приобрела свою неповторимость, яркие отличительные черты, которые на современном этапе развития Беларуси следует сохранять и приумножать.
1. Антоневич В. А. Белорусское композиторское творчество в его связях с фольклором. – Мн., 1999.
2. Барышев Г. И. Театральная культура Белоруссии XVIII века. – Мн., 1992.
3. Божок Анастасия Леонидовна Фольклор как средство развития личности младшего школьника // Вестник ТГУ. 2011. №12.
4. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
5. Гуляева, Е. Г. Музыка : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : для работы в кл. / Е. Г. Гуляева, М. Б. Горбунова, И. В. Ящембская-Колёса. — Минск : Пачатковая школа, 2017. — 168 с. : ил.
6. Гуляева, Е. Г. Музыка : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : для работы в кл. / Е. Г. Гуляева, С. А. Простако ва, С. М. Кобачевская. — Минск : Пачатковая школа, 2018. — 168 с. : ил.
7. Дадиомова, О.В.Музыкальная культура Беларуси Х–ХІХ вв. / О.В. Дадиомова. – Минск : Ковчег, 2015. – 246 c.
8. Ерошенко А. Р. Песенное народное творчество как отражение национальной культуры и менталитета // Научный журнал КубГАУ. 2014. №102.
9. Ігнатоўскі У. М. Кароткі нарыс гісторыі Беларусі. – Мн., 1992.
10. Каваліў, В. В. Музыка : вучэб. дапам. для 1-га кл. устаноў агул. сярэд. адукацыі з беларус. і рус. Мовамі навучання : для работы ў класе / В. В. Каваліў, М. Б. Гарбунова.— Мінск : Мастацкая літаратура, 2016.— 135 с.: іл.
11. Ковалив, В. В. К56 Музыка : учеб. пособие для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : для работы в кл. / В. В. Ковалив, М. Б. Горбунова. — Минск : Пачатковая школа, 2019. — 152 с. : ил.
12. Кукреш Е., Щербакова Н. Культура эпохи Возрождения: Учебнометодическое пособие. – Мн., 2006.
13. Мальдзіс А. І. На скрыжаванні славянскіх традыцый: Літаратура Беларусі пераходнага перыяду (другая палавіна XVII – XVIII ст.). – Мн., 1980.
14. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, 1985.
15. Морозова О.П. История белорусской музыки: краткий курс лекций / О.П. Морозова. Могилев: Мог. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2016. 108 с.
16. Назина И. Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые. – Мн., 1979.
17. Назина И. Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные. – Мн., 1982.
18. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 2009-126с.
19. Пракапцова В. П. Мастацкая адукацыя ў Беларусі. – Мн., 1999.
20. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999.
21. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Музыка. I класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
22. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Музыка. IІ класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
23. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Музыка. IІI класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
24. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Музыка. IV класс. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
25. Цеханавецкі А. Міхал Казімір Агінскі і яго «Сядзіба музаў» у Слоніме. – Мн., 1993.
26. Ягупов, В. В. Педагогика: Учебное пособие / В.В. Ягупов. – Киев: Лебедь, 2012. – 560 с.
27. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. – СПб., - 2003.-413с.
28. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ План занятка «Юныя фалькларысты».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты