Формирование представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Музыка»
2021
45.00 BYN
Формирование представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Музыка
Организация: Ясли-сад, ГУО (аг. Геранены)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц -33.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Сущность представлений о музыке в дошкольном детстве
1.2 Формирование представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
2.1 Особенности и уровень сформированности представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Методические аспекты формирования представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
2.3 Эффективность формирования представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной сфере дошкольного образования большое внимание уделяется сфере музыкального развития и образования детей дошкольного возраста. На законодательном уровне закреплена должность музыкального руководителя, который обеспечивает особенности музыкального воспитания детей. Однако современное музыкальное образование ориентировано на формирование эстетических особенностей и подборе наиболее эффективных способов и методов эстетического воспитания детей.
Музыкальная культура ориентирована на системное изучение различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, музыкально-образовательная деятельность, что формирует определенный уровень развития эстетических эмоций, интересов, вкусов, представлений о красоте.
Именно дошкольное детство является сензитивным периодом в рамках развития музыкальной культуры детей. В рамках данного возрастного этапа характерными являются такие аспекты как формирование определенного эталона деятельности, что формирует определенную степень музыкального и общего развития человека. На основе формирования музыкальной культуры определяются основные направления ценностных ориентаций – формирование способности ценить красоту жизни и формировать интеллектуальные особенности музыкального развития.
Процесс формирования мотивированной оценки музыкальных произведений ориентирован на накопление определенного слухового опыта и формирование представления о музыке и ее основных видах, композиторах, музыкальных жанрах и т.д. В рамках определенной музыкально-ритмической деятельности необходимо отметить такие особенности как различные ритмические движения и способы их исполнения. Дети усваивают особенности названий танцевальных шагов, определение конкретного ритма и определение различных жанров [1, с.55].
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования представлений о музыке у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
1.1 Сущность представлений о музыке в дошкольном детстве
Дошкольный период – это время, на протяжении которого главное значение в развитии психики ребёнка играет эмоциональная сфера, Музыка – самое эмоциональное искусство по своему определению. Роль музыки в интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии личности дошкольника, а также взаимозависимость между продуктивными изменениями личности и музыкальным искусством изучали такие учёные, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, А.А. Ветлугина и другие.
Музыка в рамках современного дошкольного образования является важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыкальное воспитание в современном мире представляет собой определенные особенности культурной жизни, направленные на ознакомление со структурой общества [24, с.57].
По мнению В.А. Петровского: «в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой аргументируется необходимость и последовательность ознакомления дошкольника с миром музыкальной культуры. Учёные подчёркивают необходимость развития эмоциональной отзывчивости на музыку, которое непременно должно осуществляться через активизацию эмоциональной сферы детей уже с раннего дошкольного детства» [11, с.88].
Глава 2. Педагогические условия формирования представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки
2.1 Особенности и уровень сформированности представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста
База исследования: ГУО «Ясли-сад» аг. Геранены. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от 4 до 5 лет (две средние группы). Выборка составила 10 (25%) мальчиков и 30 (75%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Нами были сформированы две группы детей: контрольная и экспериментальная, общим количеством по 10 человек в каждой.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности и уровень сформированности представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что современное образование ориентировано на развитие гармонично развитой личности, что может быть сформировано благодаря особенностям музыкального развития. В настоящее время сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для изучения развития музыкальных представлений дошкольников в целостном педагогическом процессе, который можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей детей.
Музыкальные представления ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Для определения уровня развития представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено исследование при помощи методики Н. Вераксы. В ходе проведенного исследования нами было определено, что дети экспериментальной и контрольной группы демонстрируют низкий уровень развития музыкальных представлений.
После проведения констатирующего этапа, нами были проведены мероприятия в рамках повышения уровня представлений о музыке у детей среднего дошкольного возраста. Для проверки эффективности нами была проведена повторная диагностика, в ходе которой была определена эффективность проведенной работы.
После прослушивания и анализа произведения дети имеют возможность выразить свои впечатления от увиденного и услышанного в исполнительской и творческой деятельности: пении, рисовании, музыке и ритмическом движении.
1. Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е.Н. Арсенина. – М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014. – 336 c.
2. Бодраченко, И. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко. – М.: Айрис–пресс, 2011. – 176 c.
3. Виноградов, Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. Виноградов. – М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. – 160 c.
4. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. – М.: Просвещение, 2013. – 176 c.
5. Зарецкая, Н. В. Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Для детей младшего возраста (2–4 года) / Н.В. Зарецкая. – М.: АРКТИ, 2016. – 549 c.
6. Каплунова, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – М.: Невская нота, 2010. – 560 c.
7. Каплунова, И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD). Ст. гр. Комплект / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Москва: СИНТЕГ, 2012. – 606 c.
8. Каплунова, И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Младшая группа (+ аудиоприложение на 2 CD) / И. Каплунова , И. Новоскольцева. – М.: Композитор – Санкт–Петербург, 2010. – 236 c.
9. Картушина, М. Ю. Вокально–хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий / М.Ю. Картушина. – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 401 c.
10. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2012. – 144 c.
11. Конкевич, С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа) / С.В. Конкевич. – М.: Детство–Пресс, 2010. – 406 c.
12. Лазарев, М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2017. – 112 c.
13. Лунева, Т. А. Музыкальные занятия. Вторая младшая группа. Разработки и тематическое планирование / Т.А. Лунева. – М.: Учитель, 2013. – 216 c.
14. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова Людмила. – М.: Феникс, 2018. – 835 c.
15. Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 4–5 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С.И. Мерзлякова. – М.: Сфера, 2015. – 107 c.
16. Минина, Е. А. Музыкальное развитие детей 5–7 лет в детском саду. Конспекты занятий, музыкальный репертуар, критерии оценки результатов / Е.А. Минина. – М.: Академия развития, 2012. – 256 c.
17. Песни для детей на стихи Виталия Татаринова. Ласковая ласточка. – М.: Владос, 2011. – 830 c.
18. Петухова, А. А. Музыкальное развитие детей 2–3 лет. Планирование деятельности на каждый месяц. Сентябрь–май: комплект из 36 тематических карт–планов с методическим сопровождением / А.А. Петухова. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. – 713 c.
19. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах. Конспекты занятий с нотным приложением / О.П. Радынова. – М.: Сфера, 2014. – 128 c.
20. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. – М.: Национальное образование, 2015. – 176 c.
21. Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. – 144 c.
22. СвердельЛ. В музыкальном зоопарке. Песенки–картинки, стихи, загадки, сказки, игры, викторины / Свердель Л.. – Москва: СИНТЕГ, 2017. – 419 c.
23. Сучкова, И. М. Музыкальное развитие детей. 2–7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» / И.М. Сучкова, Г.В. Головнева, Е.А. Лысова. – М.: Учитель, 2011. – 564 c.
24. Сычева, М. А. Первые уроки музыки / М.А. Сычева. – М.: Феникс, 2013. – 368 c.
25. Топ–топ–топотушки! Музыкально–художественное развитие детей дошкольного возраста. – М.: Детство–Пресс, 2015. – 288 c.
26. Три поросенка. Инсценировка английской народной сказки. – М.: Композитор – Санкт–Петербург, 2012. – 613 c.
27. Тур, В. Сказка о глупом мышонке / В. Тур. – М.: Невская нота, 2015. – 1000 c.
28. Фирилёва, Ж. Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно–методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. – М.: Лань, Планета музыки, 2016. – 160 c.
29. Фролова, Ю. Веселая музыкалочка / Ю. Фролова. – М.: Феникс, 2017. – 856 c.
30. Ходаковская, З. В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3–4 лет / З.В. Ходаковская. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 154 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц -33.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты