Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворения
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворения»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
45.00 BYN
Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика развития речи
Организация: Ясли-сад, ГУО (аг. Геранёны)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики выразительности чтения стихотворений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол обследования сформированности навыков выразительного чтения стихотворений.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Перспективный план.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бланк контрольного этапа изучения выразительности стихотворений.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОЭТИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.1 Психолого-педагогические и лингвистические аспекты развития художественного слова, эстетического восприятия поэзии детьми дошкольного возраста
1.2 Особенности восприятия и запоминания стихов в дошкольном возрасте
1.3 Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста заучиванию и выразительному чтению стихотворений
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ
2.1 Изучение уровня сформированности навыков выразительного чтения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Содержание и методика обучения старших дошкольников выразительному чтению стихотворений
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Чтение художественных произведений оказывает существенную роль в развитии человека, являясь одной из задач обучения и развития детей старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образования перед поступлением ребенка в общеобразовательную начальную школу.
Изучением данной темы занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, О. И. Никифорова, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, Л. М. Гурович и др.
В процессе развития ребенка в дошкольном учреждении на занятиях по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» с помощью различных методических приемов воспитателя формирует речевой и артикуляционный аппарат, направленный на совершенствование детской речи, обогащающий словарный запас и развивающий способность передавать мысли и чувства интонационно выразительны. Воспитатель на занятиях по образовательной области «Художественная литература» знакомит ребенка с разнообразием, богатством, красотой родного языка в процессе изучения различных стихотворений. Выразительное чтение педагогом произведений искусства вслух дает возможность ребенку понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы, передаваемые вербально, ощутить всю полноту эстетического воздействия произведения. Актуальность исследования обусловлена поиском оптимальных методов и приемов литературного чтения произведений, направленных на развитие навыков выразительности чтения стихотворений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить уровень сформированности навыков выразительного чтения, выявить методические особенности обучения старших дошкольников выразительному чтению стихотворений.
Объект исследования: обучение выразительному чтению стихотворений детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОЭТИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
1.1 Психолого-педагогические и лингвистические аспекты развития художественного слова, эстетического восприятия поэзии детьми дошкольного возраста
Дошкольный этап развития человека представляет собой очень важный этап в процессе развития личности, именно в это время закладываются индивидуально-психологические качества и начинается формирование личности. В настоящее время люди придают большое значение дошкольному образованию: реализуются различные программы развития детей, проводятся научные исследования, в детских садах оказываются психологические услуги.
Детская художественная литература оказывает умственное, нравственное, эстетическое влияние на развитие нравственных чувств, способы оценивания нормы нравственного поведения, помогает в развитии эстетической личности ребенка [5].
Н. С. Карпинская писала, что «художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность» [6].
В. А. Сухомлинский отмечал «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [12].
По словам Е. А. Флериной «литературное произведение дает готовые языковые формы, совестные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок» [1].
В процессе дошкольного образования ребенок благодаря усвоению грамматических правил родного языка осваивает грамматические нормы в сочетании с его лексикой тем самым способствуя развитию речи при помощи образцов литературного языка.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ
2.1 Изучение уровня сформированности навыков выразительного чтения у детей старшего дошкольного возраста
Изучение уровня сформированности навыков выразительного чтения стихотворений у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе исследования ГУО «Ясли-сад аг. Геранёны». В исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 5-6 лет. Выборка составила 9 мальчиков и 6 девочек в связи с чем гендерный сравнительный анализ не проводился.
Экспериментальное исследовало состояло из нескольких этапов работы:
1. Произведен теоретический анализ литературы по заданной теме, сбор материала для исследования, сформирована выборка, произведен отбор задействованных методик, сформирована структура исследования
2. Разработка необходимого содержания и методики обучения старших дошкольников выразительному чтению стихотворения.
3. Анализ и интерпретация полученных данных исследования, количественная и качественная обработка полученных результатов, сформулированы выводы проведенного экспериментального исследования.
Цель эмпирического исследования: выявить сформированный уровень выразительного чтения стихотворений.
Методика диагностики выразительности чтения стихотворений у детей старшего дошкольного возраста заключалась в изучении:
1. Техника чтения: правильность произношения слов, наличие правильности ударений, темп чтения, четкость произношения.
2. Выразительность речи: правильность логических ударений, постановки пауз и изменения темпа речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтение художественных произведений оказывает существенную роль в развитии человека, являясь одной из задач обучения и развития детей старшего дошкольного возраста в рамках дошкольных учреждений перед поступлением ребенка в общеобразовательную начальную школу.
При помощи воздействия художественным образом происходит осуществление воспитательной функции поэтических произведений. Но для полноценной реализации воспитательной функции необходимо знать психологические особенности данного ребенка и понимание им литературы как особого вида искусства. Наиболее существенное условие для развития полноценной, здоровой психики и дальнейшее ее развитие, согласно возрастным и социокультурным нормам, является своевременное и полноценное овладение детьми речью.
Детская художественная литература оказывает умственное, нравственное, эстетическое влияние на развитие нравственных чувств, способы оценивания нормы нравственного поведения, помогает в развитии эстетической личности ребенка. Поэтические произведения вызывают у детей дошкольного возраста яркий эмоциональный отклик. Работа с произведениями стихотворной формы позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, решает задачи формирования звуковой культуры речи (тембр и сила голоса, тон, темп, интонация) что способствует развитию четности артикуляции речевого аппарата.
Таким образом в ходе проведения экспериментального исследования по выявлению уровня развития у детей старшего дошкольного возраста навыков выразительности чтения стихотворений была доказана гипотеза, что формирование навыка выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста проходит успешнее, когда в ходе специально организованной деятельности и нерегламентированной деятельности воспитателем грамотно подобраны, реализованы использованы такие методы и приемы обучения и воспитания, как систематическое использование методических приемов обучения, нацеленных на формирование выразительности речи дошкольников и специально подобранный дидактический материал способствующий развитию навыков выразительности чтения стихотворений.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 400 с.
2. Алексеева, М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2008. – 278 с.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2017. – 368.
4. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду / Р.И. Жуковская. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
5. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2006. – 77 с.
6. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская. - Москва : Педагогика, Б. г.. – 149.
7. Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - М. : Смысл, 1999. - 365 с.
8. Методика выразительного чтения : учебное пособие / Под ред. Т. Ф. Завадской. – М. : Просвещение, 1977. – 463 с.
9. Найденов, Б. С. Методика выразительного чтения / Б. С. Найденов. – М. : Просвещение, 1977. – 191 с.
10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 464 c.
11. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. — М.: Академия, 2006. — 256 с.
12. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2- е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.
13. Шаромова, В. С. Формирование навыка чтения у детей с общим недоразвитием речи / В. С. Шаромова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 83–87.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики выразительности чтения стихотворений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол обследования сформированности навыков выразительного чтения стихотворений.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Перспективный план.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бланк контрольного этапа изучения выразительности стихотворений.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты