Просторечия как средства выразительности в рассказах В.М.Шукшина
Минское городское кадетское училище №1 им.М.В.Фрунзе
Курсовая работа (проект)
на тему: «Просторечия как средства выразительности в рассказах В.М.Шукшина»
по дисциплине: «Русский язык и культура речи»
2021
45.00 BYN
Просторечия как средства выразительности в рассказах В.М.Шукшина
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
Введение
Глава 1 Художественная манера Василия Шукшина
1.1 Деревенская проза как направление в русской литературе
1.2 Очерк литературного творчества Василия Шукшина
Глава 2 Анализ просторечной лексики в прозе Шукшина
2.1 Роль просторечий в произведениях Шукшина
2.2 Анализ речи персонажей произведений «Волки», «Материнское сердце» и «Микроскоп»
Заключение
Список информационных источников
Введение
Просторечье как жанр в российской литературе занимает ведущее место в деревенской прозе. Деревенская проза как жанр в русской литературе появилась в 60-х годах 20 века для обозначения произведений посвященных деревенской жизни и обращающихся, прежде всего к изображению тех гуманно-этических ценностей, которые связаны с многовековыми традициями русской деревни. Писатели, которые в то время прибегали к этому жанру были: Солженицын, Белов, Солоухин, Крупин, а также Шукшин. В русской литературе этот жанр был особенным, так как рамки этого жанра не были только в пределах сельской жизни. Под этот жанр подходит описание произведений из ряда, где описываются отношения города и деревни, а также где главный герой совсем не сельчанин, но произведение по духу сельское. В зарубежной литературе очень малое количество таких произведений, больше всего их представлено в русской литературе, это ситуация обуславливается строением менталитета наших государств. Особое место в этом жанре занимает Василий Маркович Шукшин.
Читатели с огромным желанием погружаются в его прозу благодаря простому и понятному языку, который присущ деревне и простому народу. Шукшин был одним из ведущих представителей этого жанра, его произведения читались и читаются легко и непринуждённо. Редко можно встреть мастера народного слова как Шукшин, Шукшин был огромным фанатом своей родины и это прослеживается в каждом его произведении.
Актуальностью нашей работы является популяризация произведений Шукшина, а также употребление просторечий в речи среди читателей.
Целью нашей работы является изучить просторечия как средства выразительности в рассказах В.М.Шукшина.
Для того чтобы изучить поставленную цель мы поставили перед собой следующие задачи:
изучить деревенскую прозу как направление в русской литературе;
написать очерк литературного творчества Василия Шукшина;
проанализировать роль просторечий в произведениях Шукшина;
а также, сделать анализ речи персонажей произведений «Волки», «Материнское сердце» и «Микроскоп».
Предметом данного анализа является просторечья как средства выразительности.
Глава 1 Художественная манера Василия Шукшина
1.1. Деревенская проза как направление в русской литературе
После того как в сталинское время жизнь русской деревни показывали вначале вообще очень редко, а позже – в искаженном виде, особенно идеализировалось насильственное объединение крестьян в колхозы и искажалась правда о послевоенном восстановительном периоде в 1952 году. Начиная с произведений В. Овечкина, появлялась документальная проза, рассказывавшая о том, какой вред государственному сельскому хозяйству наносили централизованные указания сверху, исходившие от некомпетентных людей.
При Хрущеве, который, находясь во главе партии и государства, пытался улучшить положение сельского хозяйства, эта обвинительная литература, ориентированная на экономику, стала быстро развиваться. Чем больше в нее привносилось элементов, тем ярче она выявляла вред, наносимый человеку государственной бесхозяйственностью [2].
После того как А. Солженицын в рассказе "Матренин двор" (1963 год) сказал о тех нетленных человеческих и в первую очередь религиозно-христианских ценностях, которые сохраняются в современной среднерусской деревне при всем ее убожестве. Русская деревенская проза достигла большого подъема и в течение следующих десятилетий породила многочисленные произведения, которые могут по праву считаться лучшими в русской литературе этого периода. К примеру, В. Шукшин выводит в своих рассказах чудаковатых крестьян, показывая их в контрасте со слабохарактерными городскими жителями; В. Астафьев предостерегает от опасности современной цивилизации для окружающей среды.
Далее в жанре деревенской прозы стали писать: В. Афонин С. Воронин, М. Ворфоломеев, И. Друцэ (Молдавия), Ф. Искандер (Абхазия), В. Крупин, С. Крутилин, В. Липатов, Е. Носов, Г. Троепольский, В. Распутин.
Такие авторы, как, например, В. Солоухин, которые в своих произведениях наряду с деревенскими традициями пытались защищать также культурные ценности как церкви, монастыри, иконы, родовые имения, подвергались порой резкой критике. В целом, однако, деревенская проза, несовместимая с принципами, провозглашенными в 1917 году, и объединившаяся вокруг журнала «Наш современник», пользуется благосклонной терпимостью официальных организаций, поскольку все русское политико-патриотическое движение чувствует с их стороны значительную поддержку.
Глава 2 Анализ просторечной лексики в прозе Шукшина
2.1. Роль просторечий в произведениях Шукшина
Если проанализировать произведения Василия Макаровича Шукшина, то можно сделать вывод, что основой речевого материала является нейтральная общеупотребительная лексика современного литературного русского языка. Однако, нам известно что индивидуальный стиль определяют стилистические элементы, которые автор употребляет в своих произведениях. Это могут быть слова и конструкции, выражения, фразеологизмы, идиомы и т.д.
В данном случае, мы видим, что автор избегает употребления так называем книжной лексики, для него эта лексика не играет особого значения. Можно даже сказать, что он ее избегает, с целью принести произведению простоты и убрать «высокопарности». Все выше перечисленные особенности присущи Шукшину и говорят о его «языковых пристрастиях».
Говоря о словарном составе произведения, мы можем упомянуть любовь автора к разговорной лексике, просторечной и фразеологии, которые в основном имеет стилистическую окраску. Автор очень часто использует диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы и бранные слова. Все эти слои неравноценны как в чисто количественном отношении, так и со стороны их функций.
Речь автора также интересна для рассмотрения, автор также использует просторечья, это связанно с тем, что автор хочет быть как бы на уровне с героем, описывать ситуацию и отношение к героям на его языке, а также передавать ту атмосферу, которая «царит» в произведении. Делая анализ произведений нужно обязательно упомянуть, что все герои Шукшина – это простые деревенские жители. Речь людей в произведениях насыщена простыми выражениями и разговорной лексикой, поэтому данные произведения это клад для изучения просторечной лексики [7].
Использование просторечья автором обусловлено, их семантической емкостью, если сравнивать с книжным вариантом.
Пример:
«К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать, отдохнуть».
Заключение
Проза Шукшина является одним из главных этапов развития русской литературы, с этим возникает вопрос влияния писателя на язык в литературе. Отвечая на данный вопрос, можно сказать, что шукшинский язык сыграл важную роль в развитии традиций разговорного жанра, он является одним из основоположников этой культуры живого пласта устной речи в литературе, а также он один из первых задал тенденцию развития литературы, впитав достижения своих предшественников. Шукшин создал новый стиль в прозе.
Просторечье – это термин в русской литературе, который обозначает особое явление, которое существует в русскоязычной среде. Данный термин может быть определен как язык ежедневного «простого» общения. Просторечье практически не существует в других языках [7].
В рассказах Шукшина есть элементы просторечья и там они занимают доминирующее положение, они присутствуют как в речи героев, так и в речи автора. Для того, чтобы описать героя автор использует разные формы просторечных выражений, в художественном произведении – это может быть диалектизмы, вульгаризмы, неправильные грамматические и морфологические формы, фразеологизмы. Все эти моменты создают эмоциональное состояние произведения.
Просторечная речь героя и автора может быть разной, у автора – это в основном литературная форма, описательная, для создания настроения, а у героя она более открытая граничащая с грубостью. Это создает благоприятную почву для взаимоперехода и сближения героя и автора, их точек зрения.
Просторечья создают атмосферу произведения автора, своеобразную, красноречивую. Но в тоже время не избыточную, а стилистически обоснованную. Шукшин выбирает наиболее характерные в народной речи элементы лексики, которые придают колоритности и помогают раскрыть содержание и идею произведения.
1. Виноградов, В.Н. Стилистические средства словообразования / В.Н. Виноградов. М, 1972. -378 с.
2. Винокур, Г.О. Об изучении языка литературных произведений /Г.О. Винокур. М., 1959. – 256 с.
3. Винокур, Т.Г. Стилистическое развитие современной русской разговорной речи./ Т.Г. Винокур. М., 1968, - 304 с.
4. Вопросы стилистики устной и письменной формы речи. / Под ред. О.Б. Сиротинина. – из.: Саратовского ун.-та, 1989. –187 с.
5. Елистратов, В. С. Русская правда Василия Шукшина: Словарь языка Василия Шукшина. / В.С. Елистратов. - М., 2001. 402 с.
6. Казак, В Лексикон русской литературы XX века/ Казак В.- М.: РИК "Культура", 1996.
7. Олейникова, А.И. Разговорная лексика в структуре художественного повествования // Вопросы изучения русского языка. - Владикавказ, 1994. – 357 с.
8. Салагаева, Л.Л. Народно-разговорная основа языка прозы В.М. Шукшина : канд. /Л.Л. Салагаева. - Алма-Ата, 1983. - 195 с.
9. Сахаров, В. И. Дела человеческие/ В.И.Сахаров. – из.: Современик,1985.-256с.
10. Шукшин, В.М. Избранные произведения: 2 т./ В.М. Шукшин.- М.: Молодая гвардия, 1975.- 688 с.
11. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mybrary.ru/books/proza/short-story/235425-vasilii-shukshin-volki.html/.
12. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00772281190023008848/page/5/.
13. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rushist.com/index.php/rus-literature/3060-shukshin-materinskoe-serdtse-polnyj-tekst.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты