Конфликт добра и зла в романе Оскара Уальда Дориан Грей
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конфликт добра и зла в романе Оскара Уальда Дориан Грей»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Конфликт добра и зла в романе Оскара Уальда Дориан Грей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое основы эстетического направления
1.1. Понятие и принципы эстетического направления XIX века
1.2. Конфликт и его роль в художественном тексте
ГЛАВА 2. Конфликт романа «Портрет Дориана Грея»
2.1. Основные этапы жизни и творчества Оскара Уайльда
2.2. Конфликт добра и зла в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Оскар Уайльд – один из самых известнейших английских писателей XIX века, который стал известным за счет разработки своих эстетических принципов. Свои принципы писатель формирует на основе теории Джона Рескина и прерафаэлитов, повлиявшие на него в студенческие годы. Разработанная теория Уайльда является выдающимся творением, но в тоже время противоречивым символом эстетизма.
Фигура писателя в свое время ознаменовывала бунт против викторианского общества. Оскар Уайльд был апологетом прекрасного во всем. Англия – антагонист прекрасного. В таких реалия жил выдающийся творец своего времени. Ему ничего не оставалось, как идти против пустого и пошлого общества, строящегося на морали и только.
Роман «Портрет Дориана Грея», как и многие другие произведения автора, нашли отклик у знающих людей, но был не понят критиками и чопорным обществом. Роман был заклеймен за безнравственность и кощунство. Викторианское общество другого предложить и не могло. Ведь по сюжету главный герой Дориан Грей обменивает свою душу на вечную молодость, а его портрет будет стареть. Юноша не догадывается, что его душа заключена в портрете. Дориан дорожит только своей молодостью, красотой и земными удовольствиями, чем любовью или дружбой. Ведь остальное для него просто не существует. В данном исследовании интересно будет рассмотреть, как меняется жизнь Дориана Грея и соотносится с его аморальными действиями. Ведь вечная жизнь − это то, чего многие ищут, но лишь загоняет человека в ловушку существования.
В своем романе автор рисует Дориана как образ человека, который сталкивается с дилеммой: принять сторону добра или зла. Злые силы соблазняют душу Дориана, и начинается битва между добром и злом. Роман лишь место действия войны между двумя силами. Такой лейтмотив можно найти у «Фауста» Гете, «Мельмота Скитальца» Метьюрина и «Шагреневой кожи» Бальзака.
ГЛАВА 1. Теоретическое основы эстетического направления
1.1. Понятие и принципы эстетического направления XIX века
Эстетическое направление в Англии в XIX веке можно охарактеризовать, как особую систему взглядов и форм на искусство. Только в Англии представления об искусстве и эстетизме тесно переплетаются с духовной культурой и жизнью на фоне развития буржуазии, и всего английского общества. Другими словами, корни эстетического направления берут свое начало из прямой оппозиции, бунта и сопротивления [2, с.9]. Если внимательно присмотреться к английскому эстетизму того времени, можно заметить, что общая основа рождается из общеэстетического начала. Такая основа была свойственна не только Англии, но и всей Западной Европе.
Первые мотивы эстетического направления можно увидеть в творчестве Генрика Ибсена. Там мы находим символическое выражение того времени, повлиявшее на судьбу человека. Распад, тюрьма и конец жизни – это все то, что олицетворяло тогда духовную жизнь общества, а значит определяло эстетическую. Возникает конфликт между желаемым и действительным. Многие авторы и художники того времени стремились показать весь трагизм самой «человеческой личности» в таком обществе (Д. Россетти).
Соответственно, эстетическое направление утверждало за собой идею о фатальности человеческой судьбы. Над человеческой жизнью могут нависать силы внешние: капитализм, экономическая нестабильность и иллюзорность свободы. Поэтому многие художники разделяли человеческую жизнь на духовную (подлинную) и внешнюю (материалистическую). Два полюса могут быть обозначены как глубина и поверхность, небо и земля, близость и даль [8, c.29].
Такой разрыв в жизни человека стал основой художественного метода и искусства в целом. Истина заключалась в том, что было скрыто от других за видимой поверхностью. Другими словами, правда заключалась в ощущениях и переживаниях человека, но не во внешних благах.
ГЛАВА 2. Конфликт романа «Портрет Дориана Грея»
2.1. Основные этапы жизни и творчества Оскара Уайльда
Величайшая драма в жизни писателя заключалась в его скрытом гении, который он вложил в свою жизнь, а талант стал основой его произведений [16, p.107]. Казалось бы, что здесь может быть драматичным? Дело в том, что для него жизнь и литература – это высший синтез, построенный на искусстве. Выразить себя в каждой из этой формы можно лишь тогда, когда сама форма соответствует стилю. Соответственно, Оскар Уайльд полагал, что каждый человек должен воплощать свою жизнь как некое произведение, творить ее и формировать. То есть быть творцом своей жизни. А был ли писатель творцом своей жизни? Определенно да, ведь его жизненный и творческий путь похожи на акт творения художественного произведения с весьма интригующим сюжетом.
Хронологически отслеживая появления фигуры автора, мы можем установить точный период − вторая половина XIX столетия. Оскар Уайльд творить в самом сердце Британии – в Англии. Он пишет на уже классическом английском языке, когда талант вписывает его в английскую культурною традицию того времени. Однако место рождения автора совсем не Англия, а Ирландия, известный Дублин. Эта столица знакома читателю по роману Джеймса Джойса «Улисс». Да и писатель никогда не отрицал свое ирландского происхождения, оставаясь ирландцев в кругу англичан [6, c. 13].
Патриотизм к родной Ирландии достался Уайльду от его родителей. Отец, сэр Уильям Уайльд, был знакомой личностью, ведь тот был опытным хирургом и окулистом. Каждый житель Ирландии что ни день обращался к нему. В свободное время от оказания медицинской помощи, Уильям пишет медицинские, археологические и этнографические труды, отображающие весь национальный дух Ирландии. Мало кому известно, но тот еще собирал фольклорные сказания и мотивы. Может быть поэтому любовь к сказаниям досталась Оскару [13, c. 111].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведенного исследования мы пришли к выводу, что эстетическое направление в Англии известно по работам Дж. Рескина и прерафаэлитов, которые легли в основу последующих принципов Оскара Уайльда. Основными чертами эстетического направления викторианской эпохи выступают следующие элементы: двоемирие, внутренняя жизнь, скрытое и неподвластное.
В рамках разработки своих собственных принципов, Уайльд руководствовался, в особенности, двумя прочитанными курсами Рескина. Основополагающим принципов в теории Уайльда выступает «Искусство ради самого искусства», который воплощается в его художественных произведениях. Наиболее ярко писатель воплощает свои принципы в трактатах: «Критик как художник», «Упадок искусства лжи». Уайльд обличает ложные представления об искусстве и выдвигает основополагающие идеи в рамках эстетического направления.
Творческий путь Оскара Уайльда был крайне полным и богатым с точки зрения направленности. Писатель затронул многие жизненные вопросы чопорного общества, что делает его творчество парадоксальным. Местами автор обращается к символическим и мифическим элементам. Чего стоят его фольклорные сказки, баллады, пьесы и стихотворения.
Мы также выяснили, что жизнь Оскара Уайльда была противоречивой, как и жизнь Дориана Грея. Несмотря на то, что писатель поклонялся музе прекрасного, он же поклонялся низменным чувствам, пошлым и грязным. Роман «Портрет Дориана Грея» − это не просто история о юноше, обменявшим свою душу на вечную молодость, это притча, в которой переплетается авторское сознание с сознанием героя. Несмотря на то, что писатель совмещает в себе несколько личностей, можно сказать, что Оскар Уайльд – это одновременно Дориан Грей, Лорд Генри и Бэзил.
1. Андреев, Л. Г. Импрессионизм / Л. Г. Андреев. − М.: Изд-во МГУ, 1980. − 249 с.
2. Аникст, А.А. Вступительная статья /А.А. Аникст. − М.: Избранные произведения в 2-х т., 1960 − 36 с.
3. Берковский, Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н.Я. Берковский. − СПб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с.
4. Бодлер, Ш. Об искусстве / Ш. Бодлер. − М. 1986. − с. 304-305
5. Введение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для академического бакалавриата / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сербул. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 422 с.
6. Кривина, Т. М. Что знал о красоте Оскар Уайльд / Т. М. Кривина, Зарубежная литература – М., 2006. – №7. С. 13-14.
7. Ладыгин, М.Б. Практическое занятие по теме: Эстетические принципы О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» / М.Б. Ладыгин // Практические занятия по зарубежной литературе. – М.: Просвещение, 1981. – С.172-179
8. Луков, В.А. Эстетизм: учеб. пособие для вузов / В.А. Луков. – М.: Академия, 2008. – 512 с.
9. Мандель, Б. Р. Теория литературы: ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие / Б. Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 650 с.
10. Рескин, Дж. Лекции об искусстве / Пер. с англ. П. Когана под ред. E. Кононенко. − М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. − 319 с.
11. Стулов, Ю.В. 100 писателей США / Ю.В. Стулов – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 383 с.
12. Судленкова О.А, 100 писателей Великобритании / О.А Судленкова. − Издательство: Вышэйшая школа, 2020. − 369 с.
13. Федоров, А.А. Проза О.Уайльда и проблема творческой личности// Федоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети XIX века. − Уфа, 1993. − С.111
14. Эсалнек, А. Я. Теория литературы: учебное пособие / А. Я. Эсалнек. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 209 с.
15. Sierotwinski, S. Slownik terminow literackich / S. Sierotwinski. − Wroclaw, 1966.
16. Wilde, O. Intentions / Wilde, O. − London. Methuen, 1908. − 315 p.
17. Wilde, O. Poems / O. Wilde. − London, 1881. − P.16
18. Wilde, O. The Picture of Dorian Gray / O. Wilde. − London, 1891. – 334 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты