Роль односоставных предложений в цикле стихотворений Александра Блока О прекрасной даме
Минское городское кадетское училище №1 им.М.В.Фрунзе
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль односоставных предложений в цикле стихотворений Александра Блока О прекрасной даме»
по дисциплине: «Русский язык и культура речи»
2021
45.00 BYN
Роль односоставных предложений в цикле стихотворений Александра Блока О прекрасной даме
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
Глава 1. Художественные приемы Александра Блока
1.1. Применение односоставных предложений в поэзии
1.2. Творчество Александра Блока
Глава 2. Анализ применения односоставных предложений в цикле стихотворений Александра Блока
2.1. Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»
2.2. Классификация односоставных предложений в стихотворении Александра Блока «О прекрасной даме»
Заключение
Список информационных источников
Введение
Данная работа посвящена роли односоставных предложения в самом значимом цикле произведений Александра Александровича Блока стихи о «Прекрасной Даме», который он посвятил Любови Менделеевой.
Односоставные предложения – это предложения, которые имеют особую семантическую структуру и обладают огромными выразительными возможностями. В настоящее время односоставные предложения выделяют как отдельные тип простого предложения, но до сих пор лингвисты и языковеды ведут споры о том, сколько типов и видов односоставных предложений.
Но на данный момент, все сходятся на одном мнений, что односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные, те в свою очередь делятся именные – номинативные/назывные, глагольные – инфинитивные, безличные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные предложения.
Мы выбрали данную тему, так как она является актуальной в наше время, в связи с тем, что система односоставных предложений до конца не изучена, а роль односоставных предложений в поэзии является многозначной и многозадачной. Однако вопрос об выразительных особенностях односоставных предложений до сих пор остается открытым. Следовательно, представляет под собой богатый материал для исследований и научных открытий.
Целью нашей работы является изучить роль односоставных предложений в поэзии Александра Блока, показать выразительные возможности на примере цикла стихов о «Прекрасной Даме», продемонстрировать способность односоставных предложений делать текст более экспрессивным, динамичным и ярким, изучить наиболее употребительные группы односоставных предложений.
Для изучения данных целей мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить применение односоставных предложений в поэзии
Описать творчество Александра Блока
проанализировать стихотворение Блока «О прекрасной даме»
классифицировать односоставные предложения в стихотворении Александра Блока «О прекрасной даме».
Предметом исследования данной работы являются односоставные предложения.
Глава 1. Художественные приемы Александра Блока
1.1. Применение односоставных предложений в поэзии
Начнем наше исследование с понятия, что же такое предложение – это основная синтаксическая единица языка, по мнению Виноградова, одного из ведущих ученых-академиков, предложение – это грамматически оформленная по законам определенного языка единица речи, которая является главным средством формирования и сообщения мысли. В зависимости от грамматических основ в составе предложения, они делятся на два типа: простые и сложные.
Простое, в свою очередь – это предложение образованное одной грамматической основой, которая может состоять из двух членов предложения – это подлежащие и сказуемое, либо из одного. Предложения, грамматическая основа, которых состоит только из одного главного члена, называются односоставными. Такие предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член им не нужен, а в некоторых случаях даже невозможен. Такие предложения в отличие от неполных предложений понятны даже вне контекста.
Перейдем к типам предложений, которые употребляются в поэзии и в художественной литературе вообще. В современном русском языке существуют два типа односоставных предложений – именные и глагольные. К первому типу относятся назывные или номинативные предложения, ко второму – определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, инфинитивные.
Все эти типы используются в поэзии разными писателям:
Назывные предложения или номинативные – это односоставные предложения, в которых есть только один главный член и это подлежащие, отсюда и название этого типа. Главной целью этого типа является назвать предмет, явление, или выразить эмоцию дать оценку [2].
Пример:
«Осень. Чащи леса.» И.А. Бунин
«Какие перышки! Какой носок!» И.А. Крылов
«Февраль. Достать чернил и плакать!» Б.Л. Пастернак
«Ужасный день!»,«Осада! Приступ!»
Глава 2. Анализ применения односоставных предложений в цикле стихотворений Александра Блока
2.1. Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»
Название данному циклу Блока предложил Брюсов, в него вошли лучшие стихотворения Блока 1901 по 1902 год, посвященные Людмиле Менделеевой.
Последнее издание цикла, которое случилось еще при жизни Блока – в 1922 году, включает 164 поэзии, написанные писателем всего за год, начиная с 1901-го и заканчивая осенью 1902 года. Однако, такое формирование сборника установилось не сразу. История знает историю о том, что Блок объяснял избранную структуру необходимостью представить совокупность идей. Также такая форма определилась еще и потому, что таковой была логика внутреннего развития сборника «Стихов…». Сам поэт говорил, что ««...“однострунность” души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах – понятиями..». В своем дневнике Блок подчеркивал, что стихи – это молитва, а поэт – это апостол, слагающий эти стихи в божественном экстазе, вдохновение же похоже на веру. В данном цикле отмечали три облика героини: космический – Душа Мира, религиозный – царица Небесная, бытовой – нежная, но немного надменная девушка. Данные творения раскрывают отношения с разными типами женщин с подругой, невестой, женой, в которой поэт видел воплощений Вечной Женственности, христианский символ:
Я в лучах твоей туманности. Понял юного Христа [1].
В данном стихе появляются церковные образы: храмы, соборы, врата.
По мнению Брюсова, в «стихах о Прекрасной Даме» нет совсем или почти ничего реально, все душевные переживания перенесены в идеальный мир.
Пример:
Жизнь «мучит» поэта, земля для него – «пустынна», он себя чувствует в «старинной келье», на таинственном «царственном пути».
Впереди «огнистый столп», свои мечты он определяет как «сны раздумий небывалых», «как священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни!».
Заключение
Односоставные предложения являются неотъемлемой частью нашего языка. Они имеют неполную грамматическую структуру, но, не смотря на это, обладают полной смысловой нагрузкой и интонационной законченностью.
Роль односоставных предложений в поэзии многозначна и многозадачная. Эти предложения придают репликам, строчкам автора и лирического героя красочности, динамичности, помогают избежать постоянного применения местоимения. Такие предложения также дают возможность поэту, автору сделать акцент только на каком-то действии, событии или явлении, при этом не называя того кто это действие совершает, они могут играть роль обобщения, показывать настроения как автора, так и лирического героя. Односоставные предложения передают состояние героев и природы и могут создать особый эмоциональный фон стихотворения. Для создания этих атмосфер автору понадобятся все виды односоставных предложений.
Делая вывод по данной работе можно вкратце рассказать о стихах Блока. Так в «Стихах о Прекрасной Даме» без труда прослеживаются самые многообразные влияния – от Библии и Платона до Фета, Соловьёва, Валерия Брюсова, но самое главное и основное, что преобладает в них и придаёт им живое звучание, – это реальность сложных и противоречивых переживаний, чувство любовной страсти, в конце концов, торжествующей свою победу над всеми иллюзиями и религиозно-мистическими домыслами молодого поэта; вот почему многие стихи о Прекрасной Даме и поныне захватывают их читателя. Циклы «Стихов о Прекрасной Даме» завершаются словами величайшего торжества: оказалось, что возлюбленная поэта не отвергла его молений, ответила на его призывы и теперь сбылись самые страстные чаяния. Отныне он – «недвижный страж» – навсегда заслужил вожделенный «венец трудов – превыше всех наград»:
Я скрыл лицо, и проходили годы. Я пребывал в служенье много лет. И вот зажглись лучом вечерним своды, Она дала мне Царственный ответ [1].
Если мы говорим о Блоке и о его цикле стихов «о Прекрасной Даме», то излюбленным приемом автора были определенно-личные предложения, при помощи этих предложений поэт пытался создать атмосферы более динамичного рассказа, а также номинативные предложения.
В итоге можно сказать, что односоставные предложения являются одним из стилистических приемов не только Александра Блока, но и многих поэтом и писателей современной литературы и литературы прошлых веков.
1. Блок, А.А. Стихотворения. Поэмы./ А.А. Блок . – Мурманск,1980. – 300 с.
2. Виноградов, В.Н. Стилистические средства словообразования / В.Н. Виноградов. М, 1972. -378 с.
3. Винокур, Т.Г. Стилистическое развитие современной русской разговорной речи./ Т.Г. Винокур. М., 1968, - 304 с.
4. Кузнецова, Ф.Ф Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе / Ф.Ф. Кузнецова. – М.: Энциклопедиус, - 1991.
5. Смелковой, З.С .Пропедевтический курс русской литературы. / З.С. Смелковой. – М.: Азбука, 1986.
6. Соловьёв, Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока/ Б.Соловьев. – М. - 1968.
7. Тимофеев, Л.И. Творчество Александра Блока/Л.И.Тимофеев. – М. - 1963.
8. Турков, А. Александр Блок/ А. Турков. – М. - 1981.
9. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении/ А.М. Пешковский. – М.: Просвещение, 1956.
10. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russkiy-na-5.ru/articles/441.
11. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://new-best.com/education/kakova-stilisticheskaja-rol-nazivnikh-predlozhenij.htm /.
12. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-024.htm/.
13. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://irgali.narod.ru/files/odnosostavnie_nepolnue.htm/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты