ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты овладения детьми старшего дошкольного возраста приемами вырезания
1.1 Вытинанка как вид декоративно-прикладного искусства
1.2 Анализ программного содержания по обучению детей аппликации
1.3 Методические особенности руководства аппликацией детей различных возрастных групп
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по овладению детьми старшего дошкольного возраста приемами вырезания
2.1 Описание базы и методики проведения эксперимента о изучении проблемы курсовой работы
2.2 Содержание работы по овладению детьми старшего дошкольного возраста приемами вырезания
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем фактом, что вытинанка представляет собой одно из наиболее важных видов искусства, направленных на формирование представлений о современном искусстве. Многие педагоги направляют свою собственную активность на формирование представлений о вытинанке как основе образно-творческого мышления, что формирует изучение определенных элементов творчества в рамках развития воображения и умения работать с ножницами.
Вытинанкой может считаться и аппликация, которая основана на формировании представлений о цветной бумаге и приклеивание данных частей на основное изделие, что помогает создать определенный замысловатый аспект творчества.
Во многих аспектах изготовление вытинанки представляет собой определенную творческую работу, в рамках которой оригинальность и красота определенного изделия основаны на развитии воображения и мыслительной деятельности автора данного произведения. Данный вид активности и рукоделия формирует определенную усидчивость, коррекцию движений и моторику.
Выполнению определенных заданий может способствовать такая деятельность как просматривание определенных иллюстраций и репродукций картин, а также создание определенных скульптур и иные виды творческой деятельности.
Эта тема очень актуальна, поскольку искусство вытинанки можно использовать для развития в разных направлениях: дизайнерского мышления, мелкой моторики, художественно-эстетического вкуса, воображения и пространственного мышления и элементов исследовательской деятельности. Все это необходимо современному человеку для осознания себя как гармонично развивающегося человеческого существа.
Глава 1. Теоретические аспекты овладения детьми старшего дошкольного возраста приемами вырезания
1.1 Вытинанка как вид декоративно-прикладного искусства
Вытинанки представляют собой определенный вид декоративно-прикладного искусства, что основано на формировании определенных приемов понимания красоты, непосредственности восприятия. Вытинанки характерны для разных культур как украшения собственного жилища. Данные образы представляют собой определенные яркие бумажные узоры [1, с.78].
Многие исследователи путают понятие вытинанки с аппликацией. Однако, в отличие от аппликации, вытинанки строится на наличии множества мельчайших прорезных узоров.
Вытинанки – это декоративные и мелодраматические вырезки, представленные в основном в Восточной Европе (Польша, Литва, Беларусь, Украина, Россия). Он также известен как резьба еврейского народа - Резер. Количество резьбы в области вытынанки составляет 50 % и более. Эти картины имеют ярко выраженный национальный характер и отличаются стилистическим разнообразием и богатой палитрой.
Они созданы, во-первых, народными мастерами, работающими в традиционных центрах резьбы (например, в Украине - в селах Петриковка и Чарычка Днепропетровской области, в Польше - Келеко-Сандомирская резьба, в селах Лодзинского воеводства), а во-вторых, самодеятельными художниками-любителями, чье творчество связано с народной резьбой [2, с.55].
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по овладению детьми старшего дошкольного возраста приемами вырезания
2.1 Описание базы и методики проведения эксперимента о изучении проблемы курсовой работы
База исследования: УДО «Детский сад № 11» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. Выборка составила 8 мальчиков и 2 девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что вытинанка представляет собой определенный вид декоративно-прикладного искусства, который является одним из наиболее древних. Вытинанка имеет много схожего с аппликацией, однако есть необходимость в том, чтобы разграничивать данные понятия. Данные особенности отражают различные аспекты обучения детей искусству вытинанки.
В ходе проведения исследования и анализа программы нами было определено, что художественно-эстетическое развитие направлено на формирование у детей основ художественной деятельности и большое внимание уделяется процессу обучения детей аппликации. Основными целями и задачами обучения аппликации являются такие как развитие у детей художественного воображения, умения создавать выразительные образы и формировать определенные особенности оптимизации личностного становления каждого ребенка.
Нами были рассмотрены основные методические направления обучения детей вытинанке и аппликации в разных возрастных группах. Нами было выявлено, что дети на разных возрастных этапах склонны к тому, чтобы выбрать тот или иной способ изучения и формирования навыков вырезания.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из бумаги создаёт основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З.А. Богатырева. – М.: Просвещение, 1986.- 152 с.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду/ З.А. Богатырева. – М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
4. Броманова, Ю.Б. Страна чудесных ремесел и веселых мастеров: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Ю.Б. Гомозова, С.А. Гомозова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.- 143 с.
5. Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 1987. - 126 с.
6. Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду / И.Л. Гусарова. – М.: Просвещение, 1968.- 250 с.
7. Жабінская М.П. Выцінанка. Метадычны дапаможнік першы год навучання. – Мн., 1996 г. – 258 с.
8. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 1991. - 251 с.
9. Комарова, Т.С., Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина. – М.: Просвещение, 1982. - 305 с.
10. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А. Лыкова. М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
11. Малышева, А.Н., Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – М: Академия развития, 2002.- 145 с.
12. Панасюк, И.С. Альбом по аппликации. Старшая группа/ И.С. Панасюк. – М: Сфера, 2008, - 32 с.
13. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е.А. Панько- Минск: НИО; Аверсэв, 2007.- 304 с.
14. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Е.А. Панько и- Минск: НИО; Аверсэв, 2007.- 320с.
15. Сахута Е. Белорусская вытынанка // журнал «Мастацтва» – Мн.; 1988 г. – С.112