Этапы формирования педагогического мастерства специалиста в области физического воспитания детей дошкольного возраста
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Этапы формирования педагогического мастерства специалиста в области физического воспитания детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
45.00 BYN
Этапы формирования педагогического мастерства специалиста в области физического воспитания детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ФУНДАМЕНТЕ И КОМПОНЕНТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общая характеристика профессионального мастерства специалиста физического воспитания
1.2 Компоненты профессионального мастерства
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности средств воспитания специалиста
2.2 Исследование особенностей формирования профессионального мастерства педагога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что педагога, как специалиста, способного решать задачи по профессиональному назначению, характеризуют таким понятием как «педагогическое мастерство». Это понятие получило отражение в научной и методической литературе. Изучение ее показало, что единого подхода к его пониманию не сложилось. От понимания существа педагогического мастерства зависит понимание его содержания и способов обеспечения его становления и развития.
Одни из авторов рассматривают педагогическое мастерство, как свойство, особенности личности педагога, другие – знания, умения, навыки, третьи – объединяют и то, и другое вместе, четвертые – в одних случаях как качество личности, а в других – уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д. Одновременно встречаются выражения «основы педагогического мастерства» и «педагогическое мастерство», каждое из которых имеет свое содержание.
Основы педагогического мастерства – это то, что получает обучаемый на этапе подготовке его как специалиста в образовательной организации. Они позволяют выпускнику адаптироваться по профессиональному назначению. В последующем именно на практике и направленном профессиональном самосовершенствовании основе перерастают в педагогическое мастерство.
Это позволяет определить основы педагогического мастерства как образование личности, определяющее подготовленность педагога к адаптации по профессиональному назначению. Оно характеризуется уровнем приобретенных психолого-педагогических знаний, владения технологиями, методами и методиками педагогической деятельности, а также развитыми качествами личности, обусловленными потребностями адаптации и самореализации выпускника по профессиональному назначению.
Педагогическое мастерство педагога, в свою очередь, – это качественная характеристика его профессионализма, развитости у него искусства самореализации по профессиональному назначению. Оно характеризуется уровнем профессиональной подготовленности, усвоенным компетенциями по профессиональному назначению (усвоенными психолого-педагогическими знаниями, владением технологиями, методами, методиками и опытом их реализации в различных ситуациях педагогической деятельности), а также совершенством (развитостью) качеств личности, определяющими успешность самореализации его по профессиональному назначению.
Объект – педагогическое мастерство специалиста в области физического воспитания.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ФУНДАМЕНТЕ И КОМПОНЕНТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общая характеристика профессионального мастерства специалиста физического воспитания
Педагогическое мастерство учителя невозможно рассматривать вне его профессиональной деятельности, а также без анализа набора профессиональных и личностных качеств. Именно по этой причине практически все определения педагогического мастерства сводятся к некоторому интегративному комплексу профессиональных знаний, способностей, умений и т. п., позволяющему учителю на высоком профессиональном уровне решать образовательные задачи. Однако интегративный набор (комплекс) профессиональных и личностных качеств педагога разнится от автора к автору.
Пожалуй, данный факт только подтверждает мысль о том, что профессия учителя, как ни одна другая, сложна в описании и, как следствие, структурировании всех профессиональных функций. В связи с данной проблематикой интересна точка зрения И. Ф. Харламова на стадии профессионального развития педагога.
Первая стадия – педагогическая умелость – является базой (основой) профессионализма педагога и достигается благодаря обучению в вузе, а также первым профессиональным пробам в ходе работы в школе. На второй стадии – педагогическое мастерство – учитель способен достичь высоких профессиональных результатов за счет «отшлифовки» полученных в ходе теоретической подготовки профессиональных знаний в непосредственной практической деятельности. Третья стадия – педагогическое творчество – характеризуется самостоятельной созидательной деятельностью в рамках реализации образовательной программы. Несмотря на тот факт, что учителю не всегда удается создать что-либо принципиально новое, находясь на этой стадии, педагог способен усовершенствовать имеющиеся у него в запасе способы обучения, формы организации познавательной работы и т. п. На четвертой стадии – педагогическое новаторство – педагог реализует на практике принципиально новые идеи, по своему характеру чаще всего являющиеся прогрессивными, способные существенно повысить качество образования [14].
Если под педагогическим мастерством И. Ф. Харламов [14] подразумевает некоторый промежуточный этап в профессиональном развитии педагога, то В. И. Ковальчук проводит градацию мастерства педагога, выделяя четыре уровня, соответствующих уровню развития профессионализма, – элементарный, базовый, совершенный и творческий [6].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности средств воспитания специалиста
Согласно учебной программе дошкольного образования, одним из важнейших концептуальных положений совершенствования образовательной работы с детьми становится личностно ориентированный подход в образовании, позволяющий посредством опоры на систему взаимосвязанных идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности [13].
Важнейшим условием совершенствования учебного процесса является повышение педагогического мастерства педагога, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы. В проблеме формирования мастерства преподавателя необходимо обратить внимание на два момента. С одной стороны, на особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой её объекта, которым является человек (он же субъект деятельности), и постоянной изменчивостью педагогических ситуаций. Всё это не позволяет педагогу опираться на какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий [10].
С другой стороны, при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникает проблема соотношения творчества педагога и определённого алгоритма действий, которые преподавателю надо постоянно осуществлять. При всём многообразии педагогических систем и работающих в них педагогов есть общие закономерности их функционирования. Выявление этих закономерностей, формулирование их в виде предписаний алгоритмического типа для определённого класса педагогических задач, выявление закономерностей в области обучения оперированию с этими предписаниями - задача педагогики [1].
Н.В. Кузьмина выделила ряд закономерностей педагогической деятельности, определила критерии эффективности деятельности преподавателя, уточнила и апробировала теоретическую модель педагогической деятельности. В качестве такой модели выступает психологическая структура деятельности педагога, представляющая собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач.
В данной структуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогических задач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которые соответствуют пяти функциональным компонентам данной структуры: гностическому, конструктивному, коммуникативному и организаторскому [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, педагогическое мастерство педагога выступает многогранным творческим процессом, основанным на осознании его необходимости, обусловленной непрерывными инновациями в образовании и изменениями социально-экономических стимулов и условий труда. Повышение личного профессионального уровня педагога является определяющим феноменом по отношению к физическому воспитанию воспитанников. Педагогическое мастерство включает в себя совершенствование всех компонентов профессиональной подготовленности преподавателя и может с успехом использоваться для повышения, как общего уровня, так и парциальных составляющих подготовленности специалиста. Трансформация социально значимых целей в личностную мотивацию к профессиональному самообразованию и развитию является предпосылкой и условием эффективного повышения личного профессионального уровня специалиста в области физического воспитания.
Главным в педагогическом мастерстве является творчество. Чаще всего творчество проявляется в способности максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи.
Наряду с этим педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а так же умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
Особое место в структуре педагогического мастерства занимает педагогическая техника, позволяющая учителю, преподавателю, воспитателю с наименьшими затратами энергии добиваться больших результатов.
В настоящее время выделяют много путей совершенствования педагогического мастерства специалиста в области физического воспитания дошкольников. Однако, ни один из изложенных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогического мастерства педагога. Только в комплексе при ведущей заинтересованной роли самого педагога, они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его педагогического мастерства.
1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
2. Вейдт, В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2019. - № 3 (сентябрь). – С. 13-23.
3. Дедулевич, М.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. - 92 с.
4. Жигалова М.П. Основы педагогического мастерства: учебно-методический комплекс для слушателей ИПКиП / Автор-составитель М.П. Жигалова. – Брест: БрГТУ, 2020. – 144 с.
5. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сб. – Изд. 2-е, испр. и доп. / сост. и ред. Л. В. Мардахаев. – М.: Группа МДВ, 2018. – 312 с.
6. Ковальчук, В. И. Модель развития педагогического мастерства мастера производственного обучения профессионально-технических учебных заведений / В. И. Ковальчук // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2014. – 2014. – № 2. – С. 112-120.
7. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: пособие / под ред. Ю.М. Забродина. – М.: Всеросс. научн.-практ. центр профориент. и психолог. поддержки населения, 1994. – 342 с.
8. Корепанова М.В., Гончарова О.В., Лавринец И.А. Основы педагогического мастерства : учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 240 с.
9. Кузьмина, Н. В. Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования / Н. В. Кузьмина, В. А. Чупина, Е. Н. Жаринова // Научный диалог. – 2015. – № 11 (47). – С. 212-227.
10. Особенности педагогического мастерства и его элементы: учебно-методическое пособие / автор-сост. Н.В. Кожухова, рец. Г.С. Саволайнен; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2011. – 24 с.
11. Остапенко, А. А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / А. А. Остапенко // Южно-российский журнал социальных наук «Человек. Сообщество. Управление». – 2013. – № 4. – С. 37-52.
12. Современные педагогические технологии в образовательном процессе учреждения дошкольного образования : учеб.-метод. пособие / под. общ. ред. В. Н. Шашок ; сост. В. Н. Шашок [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2019. – 123 с.
13. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс] режим доступа: https://adu.by/images/2019/10/up-doshkolnoe-2019-rus-bel.pdf.
14. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
15. Шебеко, В.Н. Самообразование педагога как условие профессионального роста / В. Н. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 9. – С. 1-15.
16. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс / В.Н. Шебеко. – Минск, 2014. – 96 с.
17. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования. – 5-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2012. – 56 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты