ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Общие положения о понятиях «внешняя торговля» и «торговая политика государства»
1.1. Понятие, цели и виды внешнеторговой политики государства
1.2. Значение внешней торговли для национальной экономики в современных условиях
ГЛАВА 2 Методы регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
2.1. Таможенно-тарифное регулирование
2.2. Нетарифное-регулирование
2.3. Понятие и сущность внешней торговли объектами интеллектуальной собственности
ГЛАВА 3 Меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных, довольно сложных условиях роста и развития экономических отношений между странами мира, внешнеторговая политика играет очень важную роль. Позиция любой страны в мировой хозяйственной системе напрямую зависит от того, насколько эффективна проводимая ей внешнеторговая политика, а грамотность ее построения обуславливает необходимое развитие внутреннего рынка. Ни одна страна в мире не сможет достичь серьезных успехов в своем экономическом развитии, если она находится в изоляции от мировой экономической системы.
Современное состояние мирового хозяйства и мирового экспорта и импорта товаров и услуг, характеризуется развитым прогрессом при развитии международной специализации. Также при этом значительно возрастает зависимость национальных экономик стран от внешних факторов, в первую очередь, от уровня развития мирового производства, уровня научно-технического прогресса, международного обмена. Даже страны, которые имеют в своем составе очень большие природные, материальные и трудовые ресурсы, не могут эффективно развиваться без эффективной внешнеторговой политики.
В концепте международных экономических отношений национальные экономики рассматриваются не как обособленные хозяйственные структуры, а как структурный комплекс закономерностей субъектов хозяйствования на всемирном рынке, поэтому-то миссию внешней торговли в совершенствовании национальной экономики республики существенно повышается.
Интеграция стран, увеличение их непосредственности, воссоединение и взаимосвязанность национальных экономик посредством углубления экспортных отношений, развития внешней торговли насчитывают обособленный объект для изучения.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что внешнеторговая политика страны является ее основным гарантом для обеспечения экономической безопасности страны. Это происходит потому, что внешняя торговля является самым разнообразным и многосторонним компонентом внешнеэкономических отношений для любой страны мира.
Целью курсовой работы является определение правового режима внешней торговли Республики Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Установить понятие, цели и виды внешнеторговой политики государства;
- Определить значение внешней торговли для национальной экономики в современных условиях;
- Изучить таможенно-тарифное регулирование и нетарифное-регулирование;
- Определить понятие и сущность внешней торговли объектами интеллектуальной собственности;
- Разобрать меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОНЯТИЯХ «ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ» И «ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА»
1.1 Понятие, цели и виды внешнеторговой политики государства
Страны, приобретающие высокое состояние в мировой экономической структуре, в целях защиты своих интересов употребляют определённые концепции в управлении внешнеторговой политики.
Под «внешнеторговой политикой» понимаются меры государства, ориентированные на формирование благотворных обстоятельств по увеличению воспроизведения и международного обмена и обозначение распорядка упорядочения коммерческих отношений с иными странами, дозволяющие гарантировать удобную станцию для конкурентного преимущества для отечественного производства, совершенствование и правовое поддержание конкурентного различия в целях благотворного функционирования инфраструктуры, а также увеличения влияния на внешнем рынке [14, c. 83].
Внешнеторговая политика гарантирует комплекс мер, которые ориентированы на выполнение торговых процессов между всевозможными регионами и странами на всемирном рынке товаров и услуг.
Очертим базовые цели внешнеторговой политики:
- налаживание стратегии увеличения объема экспортно-импортных операций;
- выстраивание концепции преобразования системы внешнеторговых операций;
- формирование целесообразных обстоятельств для предоставления страны необходимыми ресурсами, товарами и услугами;
- обозначение норм взаимодействия экспортных цен и импортных цен.
Долголетний опыт учёных, которые специализируются освоение тонкости регулирования внешнеторговой политики, дозволил усовершенствовать концепт «политики свободной торговли», согласно которому, государство имеет концепцию минимального вмешательства государства в дела внешнеэкономического регулирования. Впрочем, сходная трактовка концепта не подразумевает, что государство держится отчужённой концепции в отношении политики внешнеторгового регулирования. Государство при упорядочении вопросов внешнеторговой политики специализируется подписанием договоров со странами дальнего и ближнего зарубежья, что и рассматривается специфическим обеспечением свободы хозяйствования субъектам.
Осуществление государством политики вольной торговли в дальнейшем дозволяет заполучать высочайший экономический результат от обмена с зарубежными странами, их компаниями и корпорациями.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Таможенно-тарифное регулирование
Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется государством с использованием экономических (таможенно-тарифных) и административных (нетарифных) мер.
Экономические (таможенно-тарифные) методы государственного регулирование внешнеэкономической деятельности предполагает использование в качестве инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности таможенных пошлин, таможенных процедур и правил.
Таможенно-тарифное регулирование предполагает прямое воздействие государства на цену товара. При этом преследуются цели:
1) регулирование внешнеторговых потоков (характерно для развитых стран);
2) пополнение доходной части бюджета (характерно для развивающихся стран);
3) защита национальных производителей (характерно как для развивающихся, так и для развитых стран).
Таким образом, основной целью таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является обеспечение рациональной структуры внешнеторгового оборота страны при одновременном пополнении доходной части бюджета.
Выделяют следующие задачи таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности:
1) оптимизация товарной структуры товаров, ввозимых на территорию государства;
2) обеспечение рационального соотношения экспортируемых и импортируемых товаров, обеспечение положительного сальдо внешнеторгового баланса;
3) формирование условий для изменений в структуре производства и потребления товаров в государстве;
4) обеспечение экономической безопасности государства путем защиты от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции государства в мировую экономику.
ГЛАВА 3 МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
- таможенно-тарифного регулирования;
- нетарифного регулирования;
- запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности [2].
Совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность с помощью набора различных методов и инструментов.
Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются стимулирование национальной экономики, защита экономических интересов государства и субъектов хозяйствования, удовлетворение потребительского спроса на товары иностранного производства, а также реализация внешней, в том числе внешнеэкономической политики белорусского государства.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:
– реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
– обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;
– единства таможенной территории;
– приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
– невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
– обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
– применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
– выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
– обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
– гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
– гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внешнеторговая политика является стратегическим комплексом направлений, форм, средств и методов движения материальных, сырьевых, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Кроме того, внешнеторговая политика является сложнейшей сферой в экономическом регулировании любой из стран. Обычно государственные органы направлены на применении методов протекционизма и сохранении элементов свободной торговли, стремясь обеспечить благоприятные условия в экономической сфере.
Таким образом, имеются два вида внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм. Для внешнеторгового регулирования Республики Беларусь характерна политика протекционизма, посредством которой происходит государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность, что подтверждает отсутствие конкурентоспособности некоторых товарных групп, однако, стоит отметить то, что нет государств, которые в чистом виде используют ту или иную форму внешней политики.
Республика Беларусь выстраивает свои торговые отношения в рамках своей внешнеторговой политики, нацеливаясь на сотрудничество в рамках углубления интеграционных связей со странами-членами ЕАЭС. Такое сотрудничество обусловлено историческими предпосылками развития внешней торговли страны, а также общемировыми тенденциями, обуславливающими развитие интеграционных процессов. Для Такое сотрудничество приносит выгоду как для Республики Беларусь, так и для других членов ЕАЭС, открывая большие возможности для оперирования на крупном рынке сбыта.
таможенно-тарифное регулирование входит в систему мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифное регулирование – это экономический метод регулирования внешней торговли. В основе таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенных пошлин. Инструментами таможенно-тарифного регулирования являются: таможенное декларирование, таможенная процедура, таможенная пошлина, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и таможенный тариф.
До сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров и классификация.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004 – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2014. – 62 с.
2. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 ноября 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовй информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе [подписан в г. Астане от 29.05.2014 г.]: [Электронный ресурс] // Евразийский Экономический Союз. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org/#info.
4. Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017.
5. Алехина, О. В., Кащеев, В. В., Порошин, Ю. Б. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности / О. В. Алехина, В.В. Кащеев, Ю. Б. Порошин // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. – Саратов, 2016. – С.35-45.
6. Астаханов, Г. Г. Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза / Г. Г. Астаханов // Экономика. – 2017. – № 3(6). – С.51 – 70.
7. Бабин, Э. П. Основы внешнеэкономической политики / Э. П. Бабин. – М.: Норма, 2017. – 367 с.
8. Бакаева, О. Ю. Нетарифное регулирование внешней торговли в рамках ВТО / О. Ю. Бакаева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2015. – № 11. – С. 169 –174.
9. Дмитриева, Е. О. Современная политика в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности / Е. О. Дмитриева // Экономические отношения. – 2016. – № 2 (8). – С.49 – 55.
10. Дробот, Е. В. Система нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е. В. Дробот. – СПб.: Троицкий мост, 2016. – 247 с.
11. Дюмулен, И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учеб / И. И. Дюмулен. – М.: ВАВТ, 2017. – 520 с.
12. Евразийская экономическая комиссия: Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза в 2019 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/Report_2019.pd
13. Идрис. К. Интеллектуальная собственность: мощный инструмент экономического роста. Обзор. ВОИС, 2012. – 35 с.
14. Кузнецова, Г. В. Международная торговля товарами и услугами. Учебник / Г. В. Кузнецова, Г. В. Подбиралина. – Москва: Высшая школа, 2017. – 576 c.
15. Мантусов, В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях / В. Б. Мантусов. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 272 c.
16. Повалихина, Т. И. История мировой экономики и международных экономических отношений / Т.И. Повалихина. – М.: Современная школа, 2017. – 256 с.
17. Рагулина, Ю. В. Международная торговля. Учебник / Ю. В. Рагулина, Н. А. Завалько, В. О. Кожина. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2017. – 272 c.
18. Симионов, Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю. Ф. Симионов, О. А. Лыкова. – М.: Феникс, 2018. – 192 с.
19. Статистические данные по Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 08.11.2021.
20. Тарелко, Н. А. Международные экономические отношения / Н. А. Тарелко, Л. М. Короткевич. – М.: ТетраСистемс, 2018. – 112 c.
21. Теория международных отношений: учебник для академического бакалавриата – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 316 с.
22. Handbook of statistics 2020 Country [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat43_en.pdf.
23. World Intellectual Property Indicators: 2012. WIPO. 2012. P.25 http://www.wipo.int/export/sites/www/freepublications/en/intproperty/941/wipo_pub_941_2012.pdf
24. WTO. International Trade Statistics 2012. P. 177. www.wto.org/statistics