ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКУЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ИСХОДЕ ДЕЛА
2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Комплексное изучение современных проблем правосудия, безусловно, влияет на правовой статус сторон в гражданском судопроизводстве. Необходимость изучения правовой природы процессуальных прав и обязанностей сторон в гражданском судопроизводстве обусловлена тем, что в современном обществе встает довольно острый вопрос о реальной защите прав и законных интересов граждан, провозглашенных конституцией.
Субъективные процессуальные права и обязанности имеют большое значение для гражданских разбирательств, что определяет их особую актуальность. Значимость изучения этой проблемы обусловлена необходимостью совершенствования гражданского процессуального законодательства и порядка осуществления правосудия по гражданским делам, расширением субъективных гражданских процессуальных прав и усилением их гарантий.
Таким образом, исследовательский подход к проблеме с точки зрения сравнительного анализа гражданско-процессуального позволяет по-новому, более объективно выделить сложные вопросы процессуальных прав и обязанностей сторон при рассмотрении гражданских дел в суде.
Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – Департамент) является субъектом гражданских процессуальных правоотношений, выполняют обязанности и имеют определенные законодательством правомочия в суде по гражданским делам.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что институт лиц, участвующих в процессе, является неотъемлемой частью предмета гражданского процессуального права, а именно гражданско-правовых отношений. Изучение данной темы актуально не только с научной точки зрения, но и с точки зрения оптимизации законодательства в этой области.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКУЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ИСХОДЕ ДЕЛА
Третьи лица в гражданском процессе ‒ это участники гражданского судопроизводства (граждане и юридические лица), вступающие в уже начавшийся процесс для защиты своих прав и интересов, которые не совпадают с правами и интересами сторон по делу [1, с. 89].
ГПК третьих лиц гражданского процесса подразделяет на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора (вступают в дело на стороне истца или ответчика только в том случае, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон) [2].
Еще одним участником гражданского процесса выступает прокурор. Прокурор – это действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры [3, с.104]. ГПК в ст. 83 устанавливает, что прокурор вправе на любой стадии гражданского судопроизводства подать в суд заявление о возбуждении гражданского дела в случае, когда это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан [2].
Государственные органы, юридические лица вправе от собственного имени подать в суд заявление в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам об отмене усыновления; о лишении родительских прав; о взыскании алиментов; о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных; по иным делам в случаях, предусмотренных ГПК и иными законодательными актами.
2 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь является структурным подразделением Министерства внутренних дел с правами юридического лица, уполномоченным осуществлять функции в сфере исполнения и отбывания наказаний, принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования, осуществления розыска лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду, и руководящим деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел (далее – уголовно-исполнительная система), лечебно-трудовых профилакториев.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь [19], иными актами законодательства, в том числе Положением о Департаменте исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 04.06.2004 № 268 [20].
Департамент - это ведомство, которое непосредственно занимается исполнением наказаний в Республике Беларусь. Все начальники колоний, СИЗО, тюрем, ИУОТ (исправительных учреждений открытого типа – «химия») и т.п. мест, где содержатся обвиняемые или отбывают наказания осужденные по приговору суда - назначаются и подчиняются этому департаменту.
Департамент – основное ведомство, которое решает все вопросы, связанные с условиями содержания, переводом осужденных из ИУ в ИУ, досрочно-условным освобождением, медицинским обслуживанием, питанием, воспитанием, трудоустройством в колонии, условиями труда, получением свиданий, посылок осужденными и т.п., с которыми сталкивается осужденный или лицо, заключенное под стражу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стороны гражданского процесса – это субъекты гражданского права, непосредственно принимающие участие в самом процессе (разрешении дела).
Так, стоит отметить, что главная классификация участников гражданского процесса основывается на их юридической заинтересованности в исходе дела: юридические заинтересованные в исходе дела лица (стороны, третьи лица и другие) и лица, такой заинтересованности не имеющие (прокурор, представители заинтересованных в исходе дела лиц и так потом).
В свою очередь юридически заинтересованные в исходе дела лица могут быть подразделены на участников, имеющих личный интерес в деле, и участников, имеющих государственный, общественный или иной интерес в исходе дела.
Гражданская процессуальная правоспособность есть способность стороны гражданского процесса (сторон и третьих лиц) иметь права и нести обязанности.
Гражданская процессуальная дееспособность – это способность стороны в гражданском процессе осуществлять свои права и выполнять обязанности в суде.
Права и обязанности сторон перечислены в ГПК. Правовой статус таких участников гражданского процесса в целом является единым для них. Однако некоторые участники имеют особые права и обязанности, касающиеся его правового положения в гражданском процессе.
Стоит отметить также таких лиц в гражданском процессе, как юридически незаинтересованные в исходе дела лица, к которым законодательство относит свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых и хранителей арестованного или спорного имущества – эти лица оказывают непосредственное влияние на течение процесса, а также помогают сторонам в производстве.
1. Колядко, И.Н. Гражданский процесс / И.Н. Колядко. – Минск, 2000. – 576 c.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 18–19. – 2/13.
3. Участие прокурора в гражданском процессе / В. Н. Аргунов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 136 с.
4. Гражданский процесс. Общая часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 576 с.
5. Осокина, Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть: учебник / Г.Л. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М. , 2013. – 667 c.
6. Тихиня, В. Г. Правотворчество и правоприменение в современном обществе: избр. науч. тр. по праву: в 3 т. / В. Г. Тихиня; авт. вст. ст. В. С. Каменков. – Минск: Право и экономика, 2015. – Т. 1. – 595 с. – Т. 2. – 572 с. – Т. 3. – 494 с.
7. Жилин, Г. А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции / Г.А. Жилин. – М. , 2000. – 70 c.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1999. – № 7 9. – Ст. 911.
9. Орлова, Л. М. Права сторон в гражданском процессе / Л. М. Орлова. – Минск: Изд-во БГУ, 1973. – 192 с.
10. Гражданский процесс. Особенная часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 592 с.
11. Здрок, О. Н. Гражданский процесс зарубежных стран: учеб. пособие / О. Н. Здрок. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2005. – 176 с.
12. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2./ С.С.Алексеев. – М.: Юрид. лит. 1982. – 360.
13. Иванова, О. В. Лица, не привлеченные к участию в деле, права которых нарушены решением суда / О. В. Иванова. – М.: Городец, 2010. – 272 с.
14. Рязановский, В. А. Единство процесса: учеб. пособие / В. А. Рязановский. – М.: Городец, 2005. – 80 с.
15. Скобелев В. П. Досудебный порядок разрешения (урегулирования) гражданских дел и право на судебную защиту // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / редкол.: В. И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2015. Вып. 10. С. 404–415.
16. Рехтина, И. В. Надзорное производство в гражданском процессе: вопросы теории и практики / И. В. Рехтина. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 208 с.
17. Старилов, Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы / Ю. Н. Старилов. – М.: Норма: Инфра-М, 2001. – 292 с.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
20. О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2012 года «» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.