Роль музыкального сопровождения на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с заиканием
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль музыкального сопровождения на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с заиканием»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Роль музыкального сопровождения на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с заиканием
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ
1.1. Особенности детей дошкольного возраста с заиканием
1.2. Роль музыкального сопровождения на логопедических занятиях
1.3. Организация логопедического занятия с детьми с заиканием с музыкальным сопровождением
1.4. Виды музыкального сопровождения
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ С ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
2.1. Конспекты логопедического занятия с детьми с заиканием с музыкальным сопровождением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения, а существенной её частью справедливо считалось формирование плавной речи [6, с. 76].
Заикание это сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к дефектам и сбоям системы общения, отрицательно влияет на развитие личности ребенка: порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает появление нежелательных качеств характера застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма [4].
При заикании речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз.
Особенности стороны речи заикающихся дошкольников рассматривались такими психологами, лингвистами, педагогами, как: А.Н. Гвоздев, А.В. Ястребова, В.И. Селиверстов, В.В. Гербова, В.М. Шкловский, Е.Е. Шевцова, Е.Ф. Рау, И.А. Сикорский, Л.З. Арутюнян, М.Ф. Фомичева, Н.А. Власова, Н.А. Чевелева, О.С. Ушакова, С.А. Миронова, C.Л. Рубинштейн и другие [13; 18].
Коррекционная роль музыкального сопровождения на логопедических занятиях имеет решающее значение в работе с детьми с заиканием. Решению задачи по исправлению нарушений речи, способствует то, что дети с легкостью воспринимают музыку, склонны быстро и бессознательно познавать ее содержание и средства ее выражения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКИ
1.1. Особенности детей дошкольного возраста с заиканием
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [15].
Некоторые исследователи, изучающие симптоматику заикания, указывали на то, что у заикающихся довольно часто нарушения ритма и темпа речи сочетаются с нарушениями ритма и темпа общих движений человека. Нарушения двигательной сферы дошкольников с заиканием характеризуются, с одной стороны, мозаичным повышением мышечного тонуса, приводящим к определенной двигательной скованности, а с другой стороны, общей двигательной расторможенностью.
Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притопывание, сжимание пальцев в кулаки и т. п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у детей без заикания. Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный характер. В некоторых случаях такие движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почёсывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.
Так у детей с невротической формой заикания раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно. При обследовании детей чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения, как у детей, так и у взрослых, достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой [1].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ С ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
2.1. Конспекты логопедического занятия с детьми с заиканием с музыкальным сопровождением
Логопедические занятия с музыкальным сопровождением направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом [16].
Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением [18].
Нами были подготовлены конспекты логопедических занятий по коррекции заикания с музыкальным сопровождением [8, с. 41].
Конспект №1. Тема: «Магазин игрушек»
Цель: развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Задачи: развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса; развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями; развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи. Это один из наиболее тяжёлых дефектов речи, заикание трудно устранимо, и требует достаточно долгого времени, терпения и желания. Заикание травмирует психику ребёнка, не даёт возможности полноценно развиваться и входить в общение с окружающими, особенно в детском коллективе.
Преодоление заикание всегда осуществляется в комплексе с другими видами деятельности. Логопедические занятия с музыкальным сопровождением один из видов деятельности, который поможет не только разнообразить логопедическую работу, но и помочь дошкольнику выработать плавность речи. Стихи, песни, распевки, речевые игры на логоритмических занятиях помогут преодолеть имеющиеся трудности и помочь детям адаптироваться среди сверстников.
Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.
Решая первую задачу исследования, мы изучили особенности просодической стороны речи, точку зрения различных авторов по данной теме. Решая вторую задачу исследования, мы изучили эффективность логоритмики в коррекционно-логопедической работе, также рассмотрели возможности её использования на различных занятиях, а также в процессе коррекции речевых нарушений.
Таким образом, коррекция заикания с использованием музыкального сопровождения является актуальным вопросом на сегодняшний день так как делает коррекционный процесс более интересным, но при этом воздействует на развитие мелкой и общей моторики.
1. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова – М.: В. Секачев 1998. – 304 с.
2. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб., 1999. – 187 с.
3. Воронова, А.Е. Развитие и коррекция слухо – двигательно -зрительных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. Иркутск. – 2012. – 239 с.
4. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. –121 с.
5. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
6. Горина, Н.В. Особенности речи дошкольников с заиканием // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2013. – 255 с.
7. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте. – М., 2012. – 89 с.
8. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2003. – 167 с.
9. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2- З лет. - М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 98 с.
10. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975. – 132 с.
11. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие / С.В. Леонова; под ред. В.И. Селивёрстова. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 281 с.
12. Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей: Практическое пособие для логопедов и родителей / С.В. Меньшикова – Казань: Лиана, 1999 – 112 с.
13. Метлов, Н.А. Игры с пением для детского сада. - М., 1963.
14. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. — 1975. – 271 с.
15. Понятийно-терминологический словарь логопеда. [Текст] / под ред. В.И. Селивёрстова. - М., 1997
16. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста. –Дефектология, 1987. – № 3. – 72 с.
17. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
18. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г.Р. Шашкина. – М.: Академия, 2009. –192 с.
19. Филичева, Т.Б., Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева М. : – 1989. – 136 с.
20. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи: программы логопедической работы / Т.Б. Филичева и др. - Москва: «Просвещение» - 2008. – 39 с.
21. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников / Н.А. Чевелева - М.: Просвещение, 1966. – 96 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты