Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования»
по дисциплине: «Теория и методика руководства изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика руководства изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий, направленные на развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятия «изобразительные умения»
1.2 Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительных умений детей дошкольного возраста
1.3 Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования особенностей изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация и содержание педагогической работы по развитию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
2.3 Результаты эффективности экспериментального исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
К числу наиболее значимых вопросов педагогики в современных условиях относится вопрос развития творческих способностей. Перед системой образования стоит задача, связанная с воспитанием в детях таких черт, как творческий подход к окружающему, самостоятельность, активность познавательной деятельности, способных обеспечить впоследствии, с переходом детей во взрослый возраст, значительные позитивные изменения в обществе. Значимость знаний, которые получает человек, характеризуется непостоянством, поскольку одним из их свойств является утрата актуальности со временем. В этой связи возникает потребность развитии у детей дошкольного возраста оригинальности, инициативности, находчивости, решительности, предприимчивости, т.е. качеств, основу которых составляет детское творчество.
Изобразительная деятельность – это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Через рисунок ребенок может отразить свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.
Способности к изобразительной деятельности закладываются в дошкольном возрасте, который в современной науке рассматривается как период «первоначального фактического складывания личности». Поэтому игнорирование или формальный подход к решению проблемы развития изобразительных способностей в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только высокой природной зрительной чувствительности (восприятия), но и воображения, ведущего свойства способности к изобразительной деятельности.
Занятия по изобразительной деятельности, в дополнение к выполнению учебных задач, являются важными инструментами для всестороннего развития детей. Обучение рисованию, скульптуре, прикладному применению и дизайну способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Роль изобразительного искусства как средства эстетического воспитания и его влияние на развитие личности и, в частности, творческого воображения в последнее время приобретает особую важность. В этой связи необходимо активно использовать в образовательном процессе потенциал различных нетрадиционных методик рисования как неисчерпаемого источника развития изобразительных умений дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятия «изобразительные умения»
Для того чтобы раскрыть теоретические основы изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в контексте механизма развития у детей умений и навыков, необходимо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки.
Проблема формирования умений у детей дошкольного возраста очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман А.В. Хуторской и др.
Непосредственными целями любой учебной задачи являются усвоение детьми системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
В словаре С.И. Ожегова приводится следующее понятие: умение – это навык в каком-нибудь деле, опыт [16, с. 532].
В словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой сущность понятия умение заключается в подготовленности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [12, c. 154].
В толковом словаре Д.И. Ушакова понятие умение трактуется как способность делать что-либо, приобретенная обучением, опытом [22].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования особенностей изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
Для изучения развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование нетрадиционных техник рисования способствует повышению развития изобразительных умений.
Базой эксперимента стало учреждение дошкольного образования .... В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5-7 лет.
Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня развития изобразительных умений детей дошкольного возраста.
С детьми дошкольного возраста было проведено занятие «Рисунок по замыслу». За день – два до занятия детям было предложено подумать и выбрать содержание рисунка. Напомнить, как много интересного дети видят вокруг. Все это можно нарисовать. Подсказать последовательность выполнения и приемы работы.
Во время занятия педагог следил за поведением детей, отмечая действия детей по следующим критериям (в основу анализа были положены критерии оценки, выдвинутые Н.А. Ветлугиной):
1. Отношения, интересы:
- искренность, увлеченность, эмоциональность;
- интерес к деятельности;
- способность «вхождения» в изображаемый образ.
2. Способы творческих действий:
- Создание нового из ранее усвоенного;
- Дополнения, изменения, преобразования;
- Самостоятельное нахождение новых способов.
3. Качество результатов творчества:
- нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;
- индивидуальный «почерк»;
- соответствие элементарным художественным требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительные умения – это навыки, опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.
Нетрадиционные техники рисования – это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны. Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей дошкольного возраста, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. В среднем и старшем дошкольном возрасте используют такие нетрадиционные техники как: рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка. Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже.
В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у детей дошкольного возраста еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Ребенку в изображении деталей присущ элемент случайности. Особо доступным выразительным средством для детей дошкольного возраста является использование цвета. Другое средство выразительности, используемое детьми дошкольного возраста – линия. Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Характерным для детей старшего дошкольного возраста является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками.
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012. – 528 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.
3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М., 2003. – 512 с.
4. Гаруновіч Л.Б. «Першыя крокі ў свет прыгожага: метад. парады / Л.Б. Гаруновіч. – Мн.: Зорны верасень, 2005. – 74 с.
5. Горбатова, Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением): пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.В. Горбатова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012 – 72 с.
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997. – 269 с.
7. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] : Учебное пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина. – М. : Академический проект, 2003. – 304 с.
8. Запорожец А.В. Воспитание дошкольника / А.В. Запорожец. – К.: Либедь, 2000. – 356 с.
9. Захарова Ю. В. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста : пособие / Ю. В. Захарова. – Минск: БГПУ, 2016. – 68 с.
10. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники [Текст] / Р. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 2006. – 289 с.
11. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст] : Пособие для педагогических дошкольных учреждений / Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 160 с.
12. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
13. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
14. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. – М. : Академия, 2008. – 336 с.
15. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / А. В. Никитина. – СПб. : Каро, 2010. – 90 с.
16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2011. – 736 с.
17. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск.: Современное слово, 2005. – 972 с.
18. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков. – М., 1990. – 220 с.
19. Силивон В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография / В.А. Силивон. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183с.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед уч. зав. / Г.А. Урунтаева. – М., 2009. – 583 с.
21. Усова А.П. Об организации обучения дошкольников / А.П. Усова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 156 с.
22. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. – 848 с.
23. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 96 с.
24. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ [Текст] / Т. А. Цквитария. – 2012. – 128 с.
25. Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Шайдурова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 160 с.
26. Шаляпина, И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий [Текст] / И. А. Шаляпина. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 64 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий, направленные на развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты