Формирование общественного мнения в коллективе подростков
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование общественного мнения в коллективе подростков»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование общественного мнения в коллективе подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №144, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования общественного мнения в коллективе подростков
1.1. Сущность понятия «общественное мнение»
1.2. Формы и методы формирования коллектива подростков
Глава 2. Педагогическое руководство формированием общественного мнения в коллективе подростков
2.1. Диагностика формирования общественного мнения в коллективе подростков
2.2. Мероприятия культурно-досуговой деятельности как эффективный способ формирования общественного мнения в коллективе подростков
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено проблеме формирования общественного мнения в коллективе подростков.
Особую актуальность эта проблема приобретает в современных условиях, связанных с коренными изменениями во всех общественно-политических, экономических структурах и переоценкой жизненных ценностей. Появились признаки кризисного состояния в духовной жизни: теряется престижность знаний, снижается нравственная культура. Объективной реальностью стало нарастание негативных тенденций в подростковой среде, проявляющихся в потребительстве, тунеядстве, росте преступности. Данные социолого-педагогических исследований [3, 4, 11] свидетельствует о том, что у более половины школьников ценностные ориентации и отношения идут вразрез с требованиями общества. Поэтому воспитание высоконравственной личности в создавшихся условиях – насущная потребность общества.
При этом одной из важнейших закономерностей воспитания выступает то, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Воспитание оказывается более действенным, когда осуществляется в коллективе и поддерживается им, потому что, во – первых, важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников товарищеских отношений, коллективизма, культуры общения, и, во –вторых, воздействие педагога на личность должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, в котором живут и взаимодействуют учащиеся, который обеспечивает свободу и защищенность личности и обогащает ее духовное развитие. Считается общепризнанным, что определяющий вклад в исследование теоретических и методических основ коллективного воспитания внесли наши отечественные педагоги – А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Н. К. Крупская. Их идеи по указанной проблеме внимательно изучаются во многих зарубежных странах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ
1.1. Сущность понятия «общественное мнение»
Общественное мнение — «форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности» [11, с. 46-47].
Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
Термин «общественное мнение» вошёл в употребление несколько столетий назад, однако, сам феномен наблюдался практически во все исторические эпохи. Об этом могут свидетельствовать исследования механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов, которое провела известный антрополог Маргарет Мид. Она отметила эффективность общественного мнения в регуляции жизни племён: «Общественное мнение эффективно, если кто-нибудь выступает как нарушитель заповедей, или в случае конфликта, или если необходимо принять решение относительно будущих действий».
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика формирования общественного мнения в коллективе подростков
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №144» г. Минска. Респонденты учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов в количестве 40 человек.
Метод диагностики: анкетирование.
Анкетирования. состояло из следующих вопросов:
1. Легко ли тебе общаться с ребятами в классе?
2. Любите ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?
3. Помогаешь ли ты ребятам из класса?
4. Обижают ли тебя в классе?
5. С желанием ли ты сейчас ходишь в школу?
6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу?
Детям предлагались три варианта ответа: да, нет, иногда. Проанализировав анкеты ребят, были получены следующие результаты.
Ребятам легко в общении, об этом свидетельствует 75% положительных ответов. А 25% опрошенных ребят дало ответ «иногда» по причине того, что им вообще нелегко дается общение с людьми. На второй вопрос положительно ответило 70% ребят, а это большинство, 30% ответило «иногда», ответ «нет» отсутствует. Готовы прийти на помощь ребятам 70% воспитанников, 25% опрошенных ответило «иногда», и лишь 5%, ответило «нет». Неоднозначно ответили на четвертый вопрос по причине разного понимания слова «обида». С желанием ходят в школу 80% детей, 15% ответило «иногда», 5% - «нет». 95% воспитанников не хотят поменять школу и класс, один ученик осознанно ответил иначе, т.к. он после окончания начальной школы планирует обучение в средне-специальном учебном заведении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, в котором выражается отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью, к явлениям, событиям и фактам социальной действительности, затрагивающим их потребности и интересы.
2. Коллектив – это высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности и сплоченностью, а также стремлением к развитию внутри коллектива. Учитывая то, что формирование любого коллектива, а коллектива подростков тем более – это сложный и противоречивый процесс, проходящий несколько стадий (этапов) развития с различной степенью интенсивности, не стоит забывать, что его результативность зависит от заинтересованности обеих сторон, педагогов и подростков. Задача педагогов состоит в том, чтобы очень мудро и грамотно и профессионально подойти к решению этого вопроса, чтобы в результате сформировался не просто коллектив подростков без какой-то общей цели, а коллектив с социально-одобряемыми видами деятельности. В нем возможны кризисные моменты, остановки и даже движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а управляемый процесс (в случае формирования коллектива подростков, управляемый педагогический процесс).
3. Алгоритм диагностического мониторинга структуры и динамики общественного мнения представляет собой систему последовательно осуществляемых процедур сбора, обработки и анализа информации с целью ее систематизации, и представления в виде определенным образом организованной базы данных, составляющих основу для принятия управленческих решений в конкретной социальной сфере.
1. Адарченко, Е.А. Теория воспитания в схемах и понятиях / Е. А. Адарченко, Л. Н. Городецкая. – Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 44 с.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследования / Л.И. Божович. – М.: Просвещение,1968. – 464 с.
3. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И. Н. Емельянова. – М.: «Академия», 2008. – 256 с.
4. Ефремов, О.Ю. Педагогика / О.Ю. Ефремова – Спб.: Питер, 2010. – 352 с.
5. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Электронный ресурс] / А.С. Макаренко // Манифест пользователей. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/54292/.
6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: «Современное слово», 2005. – 719 с.
7. Пряничникова, Я.Д. Проблема формирования коллективных отношений подростков в условиях временного детского коллектива / Я.Д. Пряничникова, Т.В. Калинина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2018. №3. – С. 23-32.
8. Рожков, М.И. Теория воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384 с.
9. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 238 с.
10. Тартышная, М.А. Все лучшее – впереди: социально ориентированные формы работы со школьниками / М. А. Тартышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 285 с.
11. Хамзина, К.О. Психолого-педагогические условия формирования детского коллектива / К.О. Хамзина // Образование и проблемы развития общества. – 2018. – №2. – С. 45-49.
12. Шиховцева, Н.Н. Педагогические условия формирования нравственных ценностей подростков общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Шиховцева; Карачаево-Черкесский гос. ун-т. – Майкоп, 2007. – 24 с.
13. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
14. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1967. – 360 с.
15. Юлдашева, Р.М. Факторы, влияющие на формирование детского коллектива / Р.М. Юлдашева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №3. – С. 87-89.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты