Сказка, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сказка, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Сказка, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №103, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Организация деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты повторного исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «творческие способности»
1.2 Особенности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Сказка как средство развития творческих способностей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
2.1 Исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
2.3 Анализ результатов повторного исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Особый интерес представляет изучение творческих способностей в старшем дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст является благоприятным, чтобы создать возможность для творчества, так как в это время, закладывается умственная база для творческой работы. У детей данного возраста формируется готовность к созданию нового: рисунка, образа, воображения, которые отличаются уникальностью, вариативностью, эластичностью. Для старшего дошкольника характерны жизнерадостность, интерес, устойчивые вопросы к старшим, умение устно комментировать ход своей работы, устойчивая мотивация, достаточно сформированное воображение, настойчивость. Инициативность связана с любопытством, возможностями, любознательностью, изобретательностью, способностью регулировать действия и решать возникающие проблемы.
Сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. образцы поведения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект, она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности. Потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Потому сказку можно рассматривать как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проблема творчества и творческой деятельности интересовала таких психологов и педагогов как Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Н. Роджерс, И. Тэйлор. Зарубежными и отечественными психологами до сих пор исследуются внутренние психологические механизмы творческого процесса, внутренние и внешние условия, в которые происходит развитие творческого процесса, роль случайности в творчестве, проблема развития творческих способностей и потенциала.
В психолого-педагогической науке известны различные средства формирования творческих способностей – совместная творческая деятельность, внеучебная деятельность и т.д. Изучением проблемы развития творческих способностей детей занимались Л.Н. Антилогова, Г.С. Ахтямова, З.Ф. Байгильдина, И. Кучина, И.А. Фархшатова и др.
Однако, проблема изучения развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста недостаточно изучена.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Объект исследования: творческие способности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «творческие способности»
Изучая проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, необходимо осмыслить содержания понятий: «творчество» и «способности». Обращаясь к научным источникам, раскрывающим данные понятия, было выявлено несколько подходов к их интерпретации.
«Творчество – одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [3, с. 45].
В общепринятом смысле «творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [20, с. 137].
Творчество можно рассматривать в двух аспектах: философском и психологическом. Определение, предложенное в философском словаре, раскрывает следующую трактовку, характеризующую «творчество» как «процесс человеческой деятельности, при котором будут созданы качественно новые духовные и материальные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также мастерство, приобретаемое в обучении и практике, необходимое для осуществления творческого замысла» [7, с. 28].
В психологическом аспекте подробно раскрывает понятие «творчество» М.К. Тутушкина. Она считает, что «творчество – это деятельность, порождающая новые духовные и материальные ценности, отличительными чертами которой являются оригинальность и неповторимость, а также общественно-историческая уникальность. В творчестве заложено глубокое личностное начало, которое является основой для творческой деятельности» [17, с. 141].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
2.1 Исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
С целью изучения особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказки нами было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе Государственное учреждение образования «Ясли-сад №103 г. Могилёва». В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-7 лет.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев развития творческих способностей позволило определить уровень сформированное этого качества. Инструкции к выполнению заданий каждый ребенок прослушал.
Использовались следующие методики:
1. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» (Приложение А)
Цель методики: определить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста. «Дорисовывание фигур» является достаточно интересной и простой в использовании методикой. В себя данная методика 27 включает стимульный материал, включающий в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределённой формой. Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы.
2. Субтест «Завершение фигуры» фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса (Приложение А).
Методика предназначена для диагностики творческих способностей начиная со старшего дошкольного возраста при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Испытуемым предлагается на протяжении 10 минут дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку. Интерпретация результатов осуществляется путем сравнения с нормативными данными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности – это не врожденные, а приобретенные синтетические свойства, которые включают в себя различные психические процессы и психофизиологические функции. Они способствуют развитию личности, которое происходит в пределах культуры по заданным психологическим закономерностям. А задатки – это врожденные физиологические и анатомические особенности нервной системы человека, на основе которых формируются и развиваются способности. Из сказанного можно сделать следующие выводы: во-первых, способности не даны от природы в исходном виде, а, во-вторых, способности формируются в определенных условиях жизнедеятельности, в процессе усвоения и творческого применения знаний, умений и навыков. По-другому можно сказать, что задатки, имеющиеся в человеке, могут и не перейти в способности, а способности, в свою очередь, не смогут развиться.
Творческие способности это и есть креативность. Исследования психологов позволяют сочетать креативность с формированием воображения, которое имеет определенную конфигурацию, а это означает, что креативность дошкольника тоже имеет особую форму. На основе исследования Л.С. Выготского, можно сказать, что основной составляющей творчества дошкольника является его воображение. Творческие способности детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Дошкольный возраст дает отличные навыки, направленные на создание возможностей для творчества. Степень применения этих навыков также во многом будет определять творческие способности взрослого человека. Творческие возможности зависят от разнообразия предыдущего опыта детей. Необходимо совершенствование навыков детей для формирования достаточно прочных основ творческой деятельности.
Использование сказки позволяет развить творческие способности. Благодаря использованию метафор текст сказки не является для ребенка однозначным и ограниченным некоторым набором значений, а открывает поле для проявления воображения и нестандартного подхода к ее осмыслению. Творческие способности у детей старшего дошкольного возраста развиваются в результате использования ряда приемов: анализа сказки, рассказывания сказки, творческой работы по мотивам сказки. В процессе рассказывания сказки у детей старшего дошкольного возраста развивается фантазия, воображение, способности к децентрированию, творческое мышление.
1. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб.: Рус. христиан. гуманитар. ин-т, 2007. – 463 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2012. – 320 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 1008 с.
4. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / А.Е. Голубева. – М.: Проматей, 2003. – 511 с.
5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Малое изд. предприятие «NB Магистр», 2003. – 190 с.
6. Джаббарова, Л.А. Применение методов сказкотерапии в развитии вербальной креативности детей старшего дошкольного возраста и младших школьников / Л.А. Джаббарова // Современные технологии и инновации : сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2020. – С. 54-57.
7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
8. Кащенко, У.Д. Развитие творческого воображения школьника с помощью приемов сказкотерапии / У.Д. Кащенко // Современная наука : актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 236-238.
9. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии / ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин, А.Б. Орлов. – 2010. – №3. – С. 113-121.
10. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук.– Москва: Издательство политической литературы, 2012.– 144 с.
11. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2013. – 718 с.
12. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, – 2010. – 432 с.
13. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М.В. Межиева. – Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2012. – 127 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – СПб.: Питер, 2008. – 456 с.
15. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
16. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
17. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011 – 368 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
19. Соловьенкова, Н.К. Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста / Н.К. Соловьенкова // Ростовский научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 76-84.
20. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. – 672 с.
21. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 2011. – С. 9-10.
22. Фролова, Я.В. Использование приемов сказкотерапии на уроках родной литературы как средства развития творческих способностей и личностных качеств учащихся / Я.В. Фролова // Наука 21 века : вопросы, гипотезы, ответы. – 2020. – № 2 (30). – С. 29-31.
23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 2002. – 635 с.
24. Шадриков, В.Д. Общая психология: учеб. для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 411 с.
25. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – Москва: Просвещение, 1996. – 136 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Организация деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты повторного исследования по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты