Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха по предмету человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха по предмету человек и мир»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха по предмету человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха по предмету «Человек и мир»
1.1 Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии»
1.2 Особенности использования здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха
Выводы по главе 1
Глава 2. Практические основы использования здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха по предмету «Человек и мир»
2.1 Разработка комплекса заданий по использованию здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха на уроке по предмету «Человек и мир»
2.2 Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха на уроке по предмету «Человек и мир»
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из приоритетов национальной образовательной политики сегодня является охрана и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста. Если школы создадут здоровьесберегающую инфраструктуру в учебных заведениях, будут использовать здоровьесберегающие технологии и выполнять условия, необходимые для образовательных программ и просветительской работы с родителями, то можно будет говорить о полноценном влиянии на улучшение здоровья учеников и изменить их собственное отношение к нему.
Цель здоровьесберегающих технологий – предоставить учащимся возможность сохранить свое здоровье во время обучения в учебных заведениях, сформировать необходимые знания в этой области и научить использовать полученные знания в современной жизни. Эта технология направлена на укрепление, защиту и формирование здоровья учащихся. Здоровьесберегающая педагогика ориентирована на различные категории детей, включая детей с ограниченными возможностями. Так, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха имеют свои уникальные особенности в плане физического, функционального и психологического развития. Специфика физического и психического развития детей с нарушениями слуха обусловлена целым рядом причин: нарушением определенных физических функций, общей физической слабостью, недоразвитием или отсутствием речевых навыков.
Нарушения осанки, близорукость и сколиоз у детей с нарушением слуха наблюдаются чаще всего. Также окружность грудной клетки и жизненная емкость легких отличаются от показателей слышащих детей из-за слабости «мышечного корсета», связанного с ограничениями в словесной экспрессии у детей с нарушениями слуха. Наиболее очевидным двигательным нарушением является задержка в развитии мелкой моторики и артикуляционного аппарата пальцев рук. Наблюдаются отклонения в технике выполнения круговых движений при ходьбе: шаркающая походка, отсутствие пластичности движений и неточность движений. Также наблюдается задержка в развитии двигательной памяти и способности удерживать равновесие. Дефицит активности вестибулярного анализатора приводит к адаптивным реакциям в статике и моторике. К этим недостаткам относятся: чрезмерно широкая постановка ног при ходьбе и беге, повышенное плоскостопие и увеличенное искривление позвоночника. В результате детям с нарушениями речи трудно интегрироваться в общество, в результате чего они оказываются «оторванными» от нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в специальной помощи для успешной адаптации в обществе.
Глава 1. Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха по предмету «Человек и мир»
1.1 Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии»
Здоровье – одна из важнейших ценностей в жизни человека, залог счастья и долголетия. Наиболее полное определение здоровья звучит так: здоровье – это совокупность физических и психических качеств и свойств человека, которые являются основой для долгой жизни и необходимы человеку для осуществления творческих проектов, производительного труда на благо общества, создания крепкой, дружной семьи, деторождения и воспитания детей.
Существует шесть основных измерений или аспектов здоровья: физическое здоровье, психическое и интеллектуальное здоровье, личное здоровье, духовное здоровье, эмоциональное здоровье и социальное здоровье [2].
Однако результаты медицинских исследований становятся все более тревожными. Все меньше и меньше детей рождаются здоровыми. Темп и стиль современной жизни делают возможности для поддержания и улучшения здоровья все более редкими.
Здоровьесберегающие технологи включают в себя комплекс педагогических, психологических и терапевтических воздействий, направленных на сохранение и поддержание здоровья, а также на развитие ценностного отношения к личному здоровью.
Н.К. Смирнов описывает это понятие следующим образом: технология здоровьесбережения в образовании подразумевает комплексную систему организационных, педагогических технологий, ориентированных на охрану и сохранение здоровья детей, поддержку культуры их здоровья и заботу о здоровье педагогов, построенных на единой методологической основе [19].
Н.И. Соловьева описывает технологии здоровьесберегающего образования как совокупность организационных приемов управления учебно-познавательной и практической деятельностью детей, поддерживающих и укрепляющих здоровье детей научными средствами [20, с. 23-28].
По мнению Н.И. Рыловой, здоровьесберегающая среда школы – это группа управленческих, организационных, образовательных и оздоровительных технологий, ориентированных на возникновение и поддержание общественного, физического и психологического здоровья учащихся и педагогов, профилактику факторов риска, реализацию комплекса межведомственных мероприятий и формирование адаптированной образовательной среды, основанной на психолого-педагогических, лечебных и физических средствах и методах сопровождения образовательного процесса.
Глава 2. Практические основы использования здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха по предмету «Человек и мир»
2.1 Разработка комплекса заданий по использованию здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха на уроке по предмету «Человек и мир»
Целью изучения предмета «Человек и мир» является формирование первоначальных знаний о природе, обществе и здоровом образе жизни, а также формирование экологической культуры и гражданского самосознания у людей с нарушением слуха [21].
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- «расширять знания (представления и понятия) учащихся о неживой и живой природе, человеке как части природы, его деятельности, взаимодействии с природой, другими людьми;
- подводить учащихся к элементарному пониманию связей в системе «природа – человек – общество»;
- способствовать усвоению важнейших норм поведения в обществе, микросоциуме и ближайшем природном окружении;
- формировать первоначальные знания об особенностях строения и функционирования организма человека, необходимые для выработки санитарно-гигиенических навыков, соблюдения личной и общественной гигиены;
- прививать правила здорового образа жизни;
- создавать предпосылки для формирования элементов экологической культуры как результата усвоения элементарных научных знаний о природе, взаимосвязи ее компонентов;
- воспитывать патриотизм, национальное самосознание, гуманное отношение ко всему живому;
- развивать познавательный интерес и стремление к осознанию причин природных и социальных явлений;
- формировать и развивать речевые умения учащихся с нарушением слуха» [21].
Предмет «Человек и мир» характеризуется как прогрессивный предмет по отношению к предметам естественнонаучного (биология, география) и гуманитарного (общественные науки, история) циклов, подготавливая учащихся с нарушениями слуха к углубленным и дифференцированным знаниям о природе, человеке и обществе, которые следуют в процессе обучения.
В процессе работы с содержанием данного предмета ведется работа над формированием следующих ключевых компетенций:
- «семейно-бытовой;
- здоровьесбережения;
- социокультурной;
- гражданско-правовой;
- коммуникативной» [21].
Заключение
Здоровьесберегающие технологии подразумевают комплекс педагогических, психологических и терапевтических воздействий, направленных на охрану и поддержание здоровья, а также на формирование ценностного отношения к здоровью человека. Общие методологические принципы, с другой стороны, – это основные положения, определяющие содержание, организацию и методы образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Эффективность обучения и развития учеников с нарушениями слуха в значительной степени зависит от правильного выбора методов обучения и соответствующей учебной нагрузки. Одним из путей оптимизации организации учебной деятельности школьников является использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, что позволяет установить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка и обеспечить ее соблюдение с учетом его психофизических особенностей и психолого-педагогического сопровождения с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха. Следует подчеркнуть, что для достижения определенных результатов необходима комплексная и систематическая работа.
Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании предмета «Человек и мир» детям с нарушениями слуха означает включение физического и когнитивного компонента. Благодаря созданию специальных условий для активизации потенциала формирования здоровья повышается уровень информированности детей о здоровье и здоровьеформирующих факторах, формируется мотивация к ведению здорового образа жизни у самих детей, повышается уровень практических навыков и умений вести здоровый образ жизни. Это также повышает интерес учащихся к физической культуре и спорту и их желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями для сохранения и укрепления своего здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением слуха на уроке по предмету «Человек и мир» следующие: учитывается функциональное состояние организма ученика, возраст и двигательный опыт, особенности учебной деятельности; приоритет отдается упражнениям динамического характера; упражнения должны быть простыми и легкими в выполнении; комплекс обновляется не реже одного раза в две недели; замена отдельных упражнений должна осуществляться постепенно, с учетом особенностей обучения и др.
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход / Т.В.Ахутина // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 12-16.
2. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф. Базарный. – М., 2005. – 176 с.
3. Брехман, И.И. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / И.И. Брехман. – СПБ.: Наука, 2009. – 269 с.
4. Гайдукевич, С.Е. Особенности подготовки учителей-дефектологов к здоровьесберегающей деятельности: содержательный аспект / С.Е. Гайдукевич // Проблемы профессиональной компетентности учителя начальных классов: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14 ноября 2006 г. / БГПУ им. М. Танка. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 52-54.
5. Глебова, М.В. Педагогическая профилактика наркотической зависимости школьников с нарушением слуха: Автореф. дис. канн. пед. наук. / М.В. Глебова. – Санкт-Петербрг,2012.- с.8-14.
6. Захарова, И.П. Использование здоровьесбеоегающих технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога / И.П. Захарова, О.В. Аверина // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – С. 341-343.
7. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева // Начальная школа. – 2005. – №11. – С. 11.
8. Картавцева, А.И. Комплесная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образховательных учреждениях / А.И. Картавцева. – Издательство «Советский спорт», Москва, 2011. – С. 76-82.
9. Коржова, А.А. Развитие двигательных качеств слабослышащих дошкольников в процессе физического воспитания в специальном детскм саду: Автореф. дис. канн. пед. наук / А.А. Коржова- Ленинград,1990.- с.4-5,с.20.
10. Красноперова, Н.А. Комплексная характеристика зрения глухих и слабослышащих детей: : Автореф. дис. канд. пед. наук. / Н.А. Красноперова – Москва,1998.- с.4,5,20.
11. Матвеева, О.Р. Человек и мир : учеб. пособие для 3 кл. спец. общеобразоват. школ для детей с нарушением слуха: в 2 ч. / О. Р. Матвеева, Л. В. Михайловская. – Минск : Народная асвета. – 2010. – Ч. 1. – 85 с.
12. Матвеева, О.Р. Человек и мир : учеб. пособие для 3 кл. спец. общеобразоват. школ для детей с нарушением слуха: в 2 ч. / О.Р. Матвеева, Л. В. Михайловская. – Минск : Народная асвета. – 2010. – Ч. 2. – 94 с. 5.
13. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
14. Михайловская, Л. В. Формирование элементарной экологической грамотности при изучении предмета «Человек и мир» / Л. В. Михайловская // Дэфекталогія. – 2000. – № 1. – С. 67-84.
15. Рапопорт, И.К. Значение здоровьесберегающих и оздоровительных технологий в школе / И.К. Рапопорт // Справочник руководителя образовательного учреждения, июль 2009. – №7. – с. 7 – 9.
16. Речицкая, Е.Г. Актуальные проблемы семейного воспитания детей-инвалидов. Материалы международной научно-практической конференции 27-29 ноября 2007 года. Сборник научных статей / Е.Г. Речицкая. – Орел: Типография ОГУ, 2007 г.- 326с.
17. Речицкая, Е.Г. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха. / Е.Г. Речицкая, И.А. Волохова // В кн. педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1,2. под редакцией Е.Г.Речицкой; М.: Владос, 2009, 2013.- 285с., 389с.
18. Рылова, Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. автореферат кандидатской дис. / Н.Т. Рылова. – Кемерово: КГУ. – 2007. – 21 с.
19. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ. – 2005. – 320 с.
20. Соловьева, Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации / Н.И. Соловьева. – ЭКО, 2004. – № 17. – С 23 – 28.
21. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I-V классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://goo.su/B2q.
22. Храпова, О.П. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О.П. Храпова // Молодой ученый. – 2011. – №7. – С. 126-128
23. Чубарова, С. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект] / С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – №2. – С. 171 – 187.
24. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986 – 144 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты