Развитие технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации»
по дисциплине: «Изобразительная деятельность»
2021
45.00 BYN
Развитие технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Изобразительная деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
1.1 Развитие технических навыков у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2 Значение аппликационной деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия руководства аппликационной деятельностью детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
2.1 Особенности развития технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
2.2 Методика развития технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
2.3 Оценка эффективности экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – один из самых благоприятных периодов в жизни ребенка для получения им развивающего эффекта.
В этот период у ребенка формируется психофизиологическая основа всей последующей системы психических норм и отношений, которая является основой для будущей реализации человека во всей его будущей жизни.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении проблем эстетического воспитания, так как по своей природе она является художественной деятельностью. Специфика изобразительного искусства дает широкие возможности для познания красоты, для развития у детей эмоционально–эстетического отношения к реальности.
Каждый вид изобразительной деятельности, помимо общего эстетического воздействия, имеет свои специфические влияния на ребенка. Ее применение имеет большое значение в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Она способствует воспитанию и развитию многих личностных характеристик личности, ее умственных и эстетических способностей.
Современные педагогические и психологические исследования доказывают необходимость художественного образования для психического и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность в этом возрасте – игровая и продуктивная. В процессе игры моделируются социальные отношения, а продуктивная деятельность проявляется в лепке, рисовании, конструировании и аппликации.
Особенностью аппликации является работа с относительно абстрактными элементами, которые, однако, формируются в легко узнаваемую реалистичную картину. Эта характеристика данного вида производственной деятельности позволяет эффективно развивать мышление и воображение, а также сенсомоторные навыки у младших дошкольников. А совместная работа – коллажи – обеспечивает оптимальные условия для формирования и развития коммуникативных навыков и основ социальных отношений.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова утверждается, что в процессе сенсорной деятельности субъекта, в том числе и аппликации, дошкольники имеют возможность задавать существенные характеристики субъектов и явлений, устанавливать связи между отдельными субъектами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные методы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается способность самостоятельно находить пути решения творческих задач и умение планировать свою деятельность.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
1.1 Развитие технических навыков у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Каждый ребенок, создавая изображение, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тем своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс [14, с. 76].
Навык это доведенное до автоматизма умение решать той или иной вид задачи. Навыки формируются посредством деятельности систематической и целенаправленной. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т.е. навыка.
В ряде педагогических работ (Е.И. Бойко, Д.Ф. Николаенко, К.К. Платонов и др.) указывается на необходимость четкого различия понятий «навык» и «умение». Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.
Технические навыки это умение правильно держать карандаш, кисть, сидеть правильно за столом, не сильно наклоняясь над столом; рисовать правой рукой, левой придерживая бумагу; учить рисовать только на бумаге, не пачкаясь, после занятия убирать весь материал на свое место.
Под техническими навыками В.А. Крутецкий понимает следующее:
– наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и несовершенства;
– точность и живость пространственных представлений;
– комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов);
– техническое мышление (способность понимать логику технических устройств) [11, с. 131].
И.В. Абокумова, К.А. Бабиянц рассматривают технические навыки как психологические особенности, проявляемые в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность. В качестве измеряемых показателей чаще всего выступают технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и понимание технических устройств [2, с. 104].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ
2.1 Особенности развития технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
Для изучения развития технических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации была проведена экспериментально-исследовательская работа.
Базой эксперимента стало учреждение дошкольного образования ....
Выборка исследования: в эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 5-6 лет.
Эксперимент проводился в три этапа – констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня развития технических навыков детей дошкольного возраста на занятиях по аппликации.
С дошкольниками было проведено занятие «Аппликация по замыслу». За день – два до занятия детям было предложено подумать и выбрать содержание аппликации. Напомнить, как много интересного дети видят вокруг. Все это можно все воплотить в работе на занятии. Подсказать последовательность выполнения и приемы работы.
Во время занятия педагог следил за поведением детей, отмечая действия детей по следующим критериям (в основу анализа были положены критерии оценки, выдвинутые Н.А. Ветлугиной):
1. Отношения, интересы: искренность, увлеченность, эмоциональность; интерес к деятельности; способность «вхождения» в создаваемый образ.
2. Способы творческих действий: создание нового из ранее усвоенного; дополнения, изменения, преобразования; самостоятельное нахождение новых способов.
3. Качество результатов творчества: нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств; индивидуальный «почерк»; соответствие элементарным художественным требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Навык это доведенное до автоматизма умение решать той или иной вид задачи. Навыки формируются посредством деятельности систематической и целенаправленной. Технические навыки это умение правильно держать карандаш, кисть, сидеть правильно за столом, не сильно наклоняясь над столом; рисовать правой рукой, левой придерживая бумагу; учить рисовать только на бумаге, не пачкаясь, после занятия убирать весь материал на свое место. Развитие технических навыков детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.
Создания художественных образов из различных фигур, вырезанных из любого материала и приклеенных или пришитых к соответствующему фону. В применении используются различные материалы: кожа, войлок, ткань, береста, мех, ткань, солома, бумага. Аппликация является одним из самых популярных видов изобразительной деятельности для детей: дети радуются яркому цвету бумаги, удачному ритмичному расположению фигурок, большому интересуются их техникой резки и склейки. Систематическое обучение детей различным аппликациям с использованием разных материалов создает основу для развития технических навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации, материал и использовать различные подходящие техники для более выразительного исполнения дизайна.
При направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности, в том числе и развитию технических навыков детей дошкольного возраста. К основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста относит информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод. Кроме основных методов важно максимально использовать игровые приемы. Игровые приемы – это способы совместного педагога и детей развития сюжетно-игрового замысла, путем постановки игровых заданий и соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способа сюжетно-ролевой игры.
1. Башарина, А.М. Аппликация из соломки в детском саду /А.М. Башарина. – М.: Академия развития, 2010. – 128 с.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
3. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4–5 лет / А.Н. Вовикова. – М.: Стрекоза, 2010. – 20 с.
4. Вохринцева, С.К. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа / С.К. Вохринцева. – М.: Страна Фантазий, 2011. – 33 с.
5. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2010. – 16 с.
6. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2011. – 152 с.
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 287 с.
8. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева – М.: Академия, 2000. – 344 с.
9. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
10. Зайцев, В.Б. Аппликация / В.Б. Зайцев. – М.: Рипол Классик, 2011. – 16 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2008. – 255 с.
12. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4–5 лет / Д.Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.
13. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2010. – 125 с.
14. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада /Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. – 128 с.
15. Короткова, Е.А. Рисование и аппликация в детском саду / Е.А. Короткова. – М.: Академия развития, Харвест, 2009. – 128 с.
16. Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 210 с.
17. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2009. – 144 с.
18. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О.А. Малик. – М.: Сфера, 2009. – 96 с.
19. Малышева, А.Н. Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – М.: Академия развития, 2010. – 145 с.
20. Маслова, И.В. Аппликация / И.В. Маслова. – М.: Баласс, 2012. – 64 с.
21. Новикова, И.Л. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду/ И.Л. Новикова. – М.: Академия Развития, 2010. – 192 с.
22. Погодина, С.В. Теория и методика развития изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
23. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 215 с.
24. Румянцева, Е.А. Аппликация. Простые поделки / Е.А. Румянцева. – М.: Мир книги, 2010. – 112 с.
25. Семёнова, Т.А. Бумажная мозаика / Т.А. Семёнова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 123–125.
26. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 190 с.
27. Система работы по художественно–эстетическому воспитанию. Средняя группа. – М.: Корифей, 2010. – 96 с.
28. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2011. – 75 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты