Формирование количественных представлений у учащихся младших классов с ТНР
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование количественных представлений у учащихся младших классов с ТНР»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Формирование количественных представлений у учащихся младших классов с ТНР
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1. Формирование количественных представлений у младших школьников в норме
1.2. Особенности восприятия младшими школьниками с ТНР количественных представлений
1.3. Организация работы по формированию количественных представлений у младших школьников с ТНР
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Дидактические игры как средство развития количественных представлений у младших школьников с ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают учащиеся младших классов, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, математического решения, а именно умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества.
Актуальность проблемы математического развития учащихся с речевым недоразвитием, в частности формирования у них количественных представлений, очевидна. С одной стороны, это связано с трудностями, возникающими у детей при формировании математических знаний, обусловленных специфическими особенностями речевых и неречевых нарушений при тяжёлых нарушениях речи. С другой стороны, формирование первичных математических знаний является мощным средством интеллектуального развития учащегося, его познавательных и творческих способностей [21, с. 65].
Количество - это категория материалистической диалектики, которая отображает общее и единое в вещах и явлениях, характеризуя их с точки зрения относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе.
В отечественной педагогике вопросами формирования у детей количественных представлений занимались Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, В. Новикова, Л. Павлова, Л.Г. Петерсон, И.В. Чумакова.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1. Формирование количественных представлений у младших школьников в норме
Человек с раннего детства и до самой старости в определенной мере связан с математикой, поскольку на всех этапах своей жизни он применяет математические знания в том количестве и объеме, которые ему необходимы для социализации. В повседневной жизни человек почти каждый день сталкивается с решением задач, в которых ему нужно производить различные операции с числами и числовыми выражениями, оперировать математическими понятиями, осуществлять счет на работе и в быту. Ориентировка во времени и пространстве, овладение количественной стороной действительности, оперирование арифметическими выражениями также необходимы и для успешной организации жизнедеятельности ребенка. Всё это определяет важность математических знаний и умений. Американские психологи Р. Грин и В. Лаксон называют числа «регуляторами жизни», поскольку они помогают организовать и упорядочить жизнь человека и общества в целом [5].
Младший школьный возраст - это период, когда учащийся активно обращает внимание на количественные характеристики предметов и овладевать количественной стороной действительности. Первые математические представления появляются у детей в раннем детстве. Такого рода представления обладают следующими характеристиками: в их основе -конкретное восприятие ребенком предметов окружающей действительности, математические представления в этом возрасте носят обобщенный характер. Их усвоение происходит у ребенка спонтанно, без сознательных усилий в процессе его предметно-практической деятельности и общения с носителем информации.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
В теоретической главе мы изучили особенности формирования количественных представлений учащихся младших классов с ТНР.
Цель исследования: изучить особенности развития количественных представлений младших школьников с ТНР.
В эксперименте принимало участие 15 учащихся.
Нами в соответствии с параграфом нашей исследовательской работы были отобраны: ряд диагностических заданий для исследования сформированности математических знаний (Приложение А).
Все дети были поставлены в одинаковые условия, перед началом выполнения задания, мы объяснили правила выполнения заданий. Исследование проводилось в индивидуальной форме, на выполнение задания давалось 30 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме исследования показал, что количественные представления – деятельность по вычислению, определению каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел. Для учащихся с ТНР заключается в формировании представлений о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10), позволяющая осуществлять элементарные арифметические вычисления.
Основными задачами формирования количественных представлений у дошкольников являются развитие представлений детей о числе и закономерностях, существующих между числами в числовом ряду.
В теоретической части курсовой работы нами была изучена организация работы по формированию количественных представлений у учащихся младших классов, а также проанализированы особенности восприятия количественных представлений младших школьников с ТНР.
Из полученных результатов на констатирующем этапе мы видим, что учащиеся повысили уровень математических знаний. На высоком уровне 40% детей, 47% на среднем уровне и 13% на низком уровне сформированности математических знаний, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Дидактические игры - моменты, которые учитель сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с учениками. Основной источник, питающий детей – это игры, которая помогаем им освоить знаний, которые учитель стремится передать ученику.
1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. – М., 1983. – 187 с.
2. Баряева, Л.Б. Формирование математический представлений младших школьников с проблемами в развитии/Л.Б. Баряева. – М.: Академия. – 2002. – 231 с.
3. Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития младших школьников. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 140 с.
4. Гейдман, Б.П. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников математики. / Б.П. Гейдман. – М: МЦНМО. – 2011. – 210 с.
5. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
6. Губанова, О.В. Использование игровых приемов на уроках / О. В. Губанова, И.С. Левкина // Начальная школа. – 1997. – № 6. – 98 с.
7. Губанова, О.В. Игровые занимательные задания по математике. / Т.К. Жикалкина. Т.К. Жилкина. – М: Просвещение, 1989. – 192 с.
8. Екжанова, Е.А. Коррекцинно-педагогическая помощь детям дошкольного м младшего школьного возраста: научно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2008. – 336 с.
9. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. / Т.К. Жикалкина. – М.: Новая школа, 1995.- – 176 с.
10. Ипполитова, Н.А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. А. Ипполитова, Н. В. Стерхова // Общее и профессиональное образование. – 2012. – № 1. – 83 с.
11. Калиниченко А.В. Обучение математике младших школьников с нарушением речи: метод. пособие / А.В. Калиниченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
12. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. / В.Г. Коваленко. – М. : Просвещение. – 1990. – 219 с.
13. Лапшина, Е.А. Формирование представлений о количестве младших школьников через использование проблемно-поисковой технологии // Начальная школа. – 2009. – № 12. – 94 с.
14. Леушина, А.М. Формирование математических представлений у учащихся младшего школьного возраста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
15. Масловская, Т.А. Дидактические игры на уроках математики / Т. А. Масловская // Начальная школа. – 2003. – № 2. – 65 с.
16. Минскин, Е.М. От игры к знаниям / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение. – 2004. – 172 с.
17. Мыслюк, В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов. - Минск: Народная асвета, 2007. – 94 с.
18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир энциклопедий, 2015. – 998 с.
19. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.
20. Покровская, Т.А. Формирование у младших школьников представлений о количестве. – М.: БИНОМ, 2007. – 428 с.
21. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М.Н. Перова. – М. : Просвещение, 1996. – 327 с.
22. Пылаева, В.С. Дидактические идеи К.Д. Ушинского в современной начальной школе / В.С. Пылаева // Начальная школа. –2008. – № 7. – 76 с.
23. Тарунтаева, Т.В. Развитие математических представлений у младших школьников. – М.: Просвещение, 1980 – 274 с.
24. Чумакова, И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у учащихся с нарушениями речи. // Дефектология. – № 6. – 2003. – 87 с.
25. Чумакова, И. В. Формирование количественных представлений у младших школьников с нарушением речи. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 88 с.
26. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 150 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты