Учебник и его роль в обучении истории и обществоведению
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Учебник и его роль в обучении истории и обществоведению»
по дисциплине: «Методика преподавания истории и обществоведения»
2021
45.00 BYN
Учебник и его роль в обучении истории и обществоведению
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания истории и обществоведения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ» И «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
1.1 Цели, задачи и принципы отбора содержания учебного предмета «Обществоведение»
1.2 Цели, задачи и принципы отбора содержания учебного предмета «История Беларуси»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНИКА И ЕГО РОЛИ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ» И «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
2.1 Учебник по предмету «Обществоведение» для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь
2.2 Учебник по предмету «История Беларуси» для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Выпускник учебного заведения должен уметь самостоятельно ориентироваться не только в личной жизни, но и в жизни общества и государства, в происходящем в мире. Следовательно, развивающаяся личность должна находиться в центре образовательного процесса на протяжении всей своей живой связи с природной и социальной реальностью, с миром культуры в разнообразии и изобилии. Все большее значение приобретает разработка образовательных технологий, способствующих развитию познавательных способностей учащихся, конструктивной социализации, усвоению духовного наследия белорусского народа и высоких достижений мировой культуры.
Преподавание истории – один из важнейших факторов формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся, укрепления национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития суверенного государства Беларусь.
Системные и глобальные изменения в мире оказывают серьезное влияние на преподавание истории в образовательных учреждениях Республики Беларусь и требуют адаптации к сегодняшней образовательной среде. Сегодняшняя образовательная среда – система образовательных и психологических условий и влияний, которые дают возможность раскрыть способности и личностные качества школьников.
Учебный предмет «Обществоведение» направлен на объединение информации об обществе и людях в строго научном порядке с целью создания условий для гармонизации интеллектуального и социального развития человека, способного самостоятельно управлять различными информационными потоками и сложными процессами общественной жизни [16].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ» И «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
1.1 Цели, задачи и принципы отбора содержания учебного предмета «Обществоведение»
Интегрированный учебный предмет «Обществоведение» предназначен для содействия формированию социально зрелой творческой личности с сильным осознанием и уверенностью в себе, способной показать конструктивные способы самореализации на основе культурного понимания и исторического опыта, основных ценностей отечественной и мировой культуры, понимание тенденций развития современного общества, активная творческая деятельность [4].
Задачи образования в области обществоведения должны обеспечить:
- развитие мировоззрения и его места в нем в соответствии с состоянием современных научных знаний и доступное для учеников;
- приобретение необходимых знаний о важнейших сферах общественной жизни и деятельности человека, их эффективное применение в процессе взаимодействия с социальной средой и исполнения типовых социальных ролей;
- развитие духовной, нравственной, правовой, политической, экономической, экологической, эстетической культуры учеников, а также культуры мышления, общения, работы, обучения и отдыха;
- развитие гражданственности, патриотизма и ответственного социального статуса учеников, конструктивного общения, взаимопонимания и сотрудничества;
- повышение общеобразовательных навыков и умений;
- освоение соответствующих содержанию учебного предмета «Обществоведение» конструктивных способов деятельности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНИКА И ЕГО РОЛИ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ» И «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»
2.1 Учебник по предмету «Обществоведение» для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь
Учебник по предмету «Обществоведение» для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь (9 класс) [7].
Материал курса «Обществоведение» для девятого класса начинается с темы, которая лаконично описывает социальную сущность человека. Исходная идея такова: наука в общественной жизни различает следующие области: экономика, общество, политические права и духовность. Они также присутствуют в жизни каждого человека, потому что все мы вовлечены в экономическую и интеллектуальную деятельность нашего общества, в социальные связи людей, в жизнь страны.
Человеком здесь считается человек с определенной целеустремленностью, темпераментом и характером.
Вторая тема знакомит людей и общество с проблемами культуры. Культура характеризует уникальность человека, его особый способ существования, отличный от биологического. Таким образом, эта тема предлагает некоторую информацию из культурных исследований.
Третья тема касается межличностного общения. Это особенно интересно и познавательно для молодежи. А программа девятого класса завершается темой человеческой морали [11].
Выбор содержания определяется тем фактом, что 9-й класс заканчивает базовую школу и в конце должно быть начальное представление об общей организации общественной жизни и человеческой натуре.
Авторы учебников для 9-х классов, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, постарались сделать их информативными, интересными и поучительными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебные предметы, как правило, базируются на материалах определённых наук (физика, география, химия, математика, история и т. д.) либо определённых областей культуры (изобразительное искусство, музыка, физическая культура). Каждый учебный предмет выполняет определённую мировоззренческую функцию.
Учебный предмет «Обществоведение» дополняет другие предметы социально-гуманитарного цикла новым содержанием и обеспечивает более комплексное внедрение междисциплинарных связей в образовательный процесс. Помимо систематических научных знаний в содержании предмета «Обществоведение» представлены социальные нормы (моральные и правовые), образовательные, знания и практические методы, гуманистические и демократические ценности. Содержание предмета направлено на развитие целостного понимания ценностей человеческого существования, призвания и долга человека.
Изучение истории в учебных заведениях ориентировано на понимание учениками исторического опыта, развитие исторического мышления, развитие навыков общественного прогнозирования и осознания исторической ответственности за свою деятельность.
Учебники по предмету «Обществоведение» для 9-11 классов содержат систематизированную педагогическую информацию, адаптированную к особенностям возраста учащихся. Учебники социальных наук соответствуют по структуре и содержанию курса, материал излагается по принципам научности, объективности и проблематичности; язык и стиль преподавания учебного материала соответствуют познавательным способностям учащихся. Основные компоненты учебников – основной и дополнительный пояснительные тексты, методический аппарат и иллюстративный материал – взаимосвязаны и ориентированы на эффективное усвоение учениками содержания научного предмета.
1. Воронин В.А. и др. История Беларуси, XVI–XVIII вв. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017
2. Всемирная история Нового времени, XVI–XVIII вв.: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В.С.Кошелева. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010;
3. Гісторыя Беларусі, другая палова ХVІ – канец XVIII ст.: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І.П. Крэнь, В.А. Белазаровіч, Н.М. Ганушчанка. – Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2010
4. Концепция учебного предмета «Обществоведение» Режим доступа: http://school20-orsha.by/index.php?option=com_content&view=article&id=515&Itemid=160
5. Концепция учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» Режим доступа: http://mksosh31.ucoz.ru/koncept_vsemir_istorija_istorija_belarusi.pdf
6. Кошелев В.С. и др. Всемирная история Нового времени, XVI–XVIII вв. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017.
7. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: пособие / В.А. Мельник. – Минск, 2010.
8. Обществоведение: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М.И. Вишневский [и др.]; под ред. М.И. Вишневского. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009. 208 с.
9. Обществоведение: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М.И. Вишневский [и др.]; под ред. М.И. Вишневского. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009. 240 с.
10. Обществоведение: учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М.И. Вишневский [и др.]; под ред. М.И. Вишневского. Минск: Нар. асвета, 2010. 270 с.
11. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Минск, 2004.
12. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для высших учебных заведений / под общ. ред. С.Н. Князева и С.В. Решетникова. – Минск, 2004.
13. Основы права Республики Беларусь: понятия и схемы / под ред. В.А. Круглова, Е.В. Шейпак. – Минск, 2003.
14. Учебная программа по учебному предмету «История Беларуси» для ІХ класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2021-2022/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2020-2021/3815-istoriya-belarusi.html
15. Человек в мире культуры / Т.М. Алпеева, Е.В. Беляева, Г.А. Василевич, Н.Н. Ганущенко и др. – Минск, 2002.
16. Человек и общество: справ, пособие для абитуриентов и школьников / под ред. С.В. Решетникова, Я.С. Яскевич. – Минск, 2001.
17. Человек. Общество. Государство: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. школ с рус. яз. обучения: В 4 кн. Кн. 3. Мир социального действия / Е.В. Беляева, Г.А. Василевич, Н.Н. Ганущенко и др.; под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2001.
18. Учебная программа по учебному предмету «История Беларуси» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie-2021-2022/304-uchebnye-predmety-v-xi-klassy-2020-2021/3815-istoriya-belarusi.html
19. Учебная программа по учебному предмету «История Беларуси» для XI класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) Режим доступа: https://adu.by/images/2021/08/up-istoriya-Belarusi-11kl-baz-rus.pdf
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты