Введение
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей сюжетно-ролевой игры как средства умственного развития детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что основным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра, которая развивает их умственные и физические силы, внимание, память, воображение, дисциплину и ловкость. Кроме того, игра – это уникальный способ приобретения социального опыта, характерного для ребенка дошкольного возраста. Во время игры формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие его к переходу на новые, более высокие ступени развития.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В процессе развития сюжетно-ролевой игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения.
Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и другие авторы. Степень изученности данной темы в психолого-педагогической литературе достаточно высока.
Исследования ученых, философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей сюжетно-ролевой игры как средства умственного развития детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста
База исследования: УДО «Детский сад №11» г. Гродно. В исследовании приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста. Выборка составила 3 (60%) мальчика и 2 (40%) девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности влияния сюжетно-ролевой игры на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Разработка сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Азбука дорожного движения»
Описание материала: Данный материал может быть использован педагогами старших возрастных групп для развития и обогащения ролевых игр. Представленные в работе материалы помогут поддержать интерес и в дальнейшем развить сюжет игры. Ролевая игра поможет сформировать и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге.
Цель:
Предупредить дорожно-транспортный травматизм среди детей путем организации сюжетно-ролевой игры на тему «Азбука дорожного движения».
Задачи.
1. развивать любовь к своей «малой родине».
2. укреплять знания детей о территории детского сада и своей родине.
3. продолжать учить придерживаться установленных норм поведения и развивать самооценку своего поведения и поведения других на дороге.
4. улучшать и расширять игровые навыки детей.
5. научить детей различать дорожные знаки.
- Запрещено («Въезд запрещен», «Пешеходный переход запрещен»).
- Информационные пункты («автобусная остановка», «пешеходный переход», «пункт питания», «больница», «телефон», «автосервис», «автозаправочная станция»).
- Предупреждающие знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Безбарьерный железнодорожный переезд»).
6. уточнить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах
7. расширять знания детей об общественном транспорте (автобусы, трамваи, троллейбусы)
8. закрепить понимание детьми назначения светофора.
9. обогащение и активизация словарного запаса детей.
10. Закрепить знания о профессиях (водители, сотрудники ГИБДД, врачи и т.д.).
Заключение
Дошкольное образование - важный период в развитии личности. Игра влияет на развитие всех аспектов личности ребенка.
Старший дошкольный возраст – это последний период дошкольного образования, когда психика ребенка приобретает новые очертания, а развитие языка, в частности, достигает высокого уровня.
Основным видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра.
В современной педагогике ролевая игра рассматривается как особый вид человеческой деятельности, призванный отражать окружающую действительность, особенно трудовую деятельность взрослых, их жизнь и социальные отношения. Центральным и решающим компонентом в ролевых играх является роль, которая реализуется в действии игры. В старшем дошкольном возрасте речь играет все большую роль в реализации. Речь раскрывает природу ролевых отношений.
Игра ведет к развитию, включая языковую деятельность. Языковая деятельность является одним из важнейших факторов развития языка. Вербальная активность возрастает с появлением у детей осмысленной мотивации. В свою очередь, по мнению многих авторов, языковая активность является одним из важнейших факторов развития языка.
Ролевые игры являются основным видом игр для детей дошкольного возраста. Для нее характерны основные черты игры: эмоциональная насыщенность и энтузиазм ребенка, независимость, активность и творчество. Основной характеристикой ролевой игры является наличие воображаемой ситуации.
В ходе проведения диагностической деятельности, нами было определено, что для детей старшего дошкольного возраста характерным является наличие среднего и низкого уровня развития представлений о интеллектуальном развитии.