Использование дидактических игр в ознакомлении детей дошкольного возраста с цветом
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование дидактических игр в ознакомлении детей дошкольного возраста с цветом»
по дисциплине: «Формирование элементарных математических представлений»
2021
45.00 BYN
Использование дидактических игр в ознакомлении детей дошкольного возраста с цветом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Формирование элементарных математических представлений
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦВЕТОМ
1.1. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста
1.2. Содержание и методика формирования представлений о сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста
1.3. Особенности организации дидактической игры по формированию представлений о сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦВЕТОМ
2.1. Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2. Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного возраста является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, формируются знания о цветах. Ребёнок в дошкольном возрасте стремится всё познать и как можно быстрее, а сенсорика предоставляет возможность для этого.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [19].
Исследованиям в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста уделяли многие ученые такие, как: Б.Г. Ананьев, М.Э. Бернадская и И.В. Блинникова, А.В. Запороже, О.Г. Солнцева. В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии Б. Ананьевым, Л. Выготским, Л. Венгером, А.Н. Леонтьевым и другие [3, с. 96].
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [6].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦВЕТОМ
1.1.Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие ставит перед собой главную задачу– помочь ребенку накопить представления о цвете, форме величине предметов и т. д. Для правильного понимания сенсорного развития важно учитывать возрастные этапы развития дошкольников.
На основе сенсорики ребёнок познаёт мир ещё с младенчества (пробуя все на вкус, ощупывая). Сенсорика нам даёт большие возможности для ознакомления с окружающим миром, так как на основе чувственного восприятия дети знакомятся с окружающим миром. Все знания, которые ребёнку получает с помощью сенсорики, являются важными для ребёнка, и стимулируют его для изучения чего-то нового.
Сенсорные процессы (опущения, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущения и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности. Так как ребёнок изучает находящееся вокруг его, например, с помощью тактильных ощущений (ощупывает предметы), обоняния, зрительно.
Даже на занятиях в детском саду воспитателя, например, во время ухода за растениями дают детям потрогать растения, рассмотреть листочки, понюхать цветы, потрогать землю. Во время изучения нового материала воспитателя стараются каждому ребёнку предоставить материал для тактильного ощущения. На занятиях по физкультуре, дети ходят по досточкам различным, играют с колючими мячами и так далее. Так как некоторые исследователи утверждают, что существует и тактильная память [7, с. 36].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦВЕТОМ
2.1.Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
Цель исследования: изучить сформированность восприятия цвета у дошкольников младшей группы.
В исследовании принимало участие 10 детей.
Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета [23].
Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов); интервал между сериями один день.
Представим описание данной методики.
Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета).
Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.
Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.
Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.
Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.
Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изученного психолого-педагогической литературы по сенсорному воспитанию происходит развитие сенсорного восприятия ребёнка и уточняются его представления о предметах и их внешних свойствах, таких как цвет, форма, величина, ориентирование в пространстве и т.д.
Сенсорные процессы – это процессы, связанные с формированием и изменением ощущений ребенка, его восприятия и представлений, они неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, именно на их развитие и направлено сенсорное воспитание.
Для изучения уровня знаний о цвете нами было проведено диагностическое исследование в котором мы получили результаты: высокий уровень 10%, средний 50% и низкий 40%.
Наиболее интересным и доступным средством сенсорного развития младших дошкольников является дидактическая игра. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.
Игра – особый вид деятельности человека. Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но и часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и когда нужно, прийти на помощь другим. Дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка и сенсорному воспитанию.
1. Аллаярова, И.Е. Симфония красок. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 с.
2. Бейлина, А. Игры и игровые средства / А. Бейлина // Дошкольное воспитание.- 1995. – №3. – 76 с.
3. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников Мн.: БрГУ, 2007. – 150 с.
4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
5. Галкина, И.А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ / И. А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. –178 с.
6. Глушкова Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание. 2008. –№ 12. – 65 с.
7. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человек / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – 76 с.
8. Казакова, Р.Г. Нетрадиционные техники. – М: Творческий Центр, 2004. –138 с.
9. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: Пособие для учителя. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –224 с.
10. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №2. – 98 с.
11. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – 89 с.
12. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
13. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – Москва : Просвещение. – 1985. – 255 с.
14. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 231 с.
15. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников. М.: Новое знание, 2006. – 345 с.
16. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е. Н. Панова.– Воронеж.: Учитель, 2006. – 237 с.
17. Пантелеева Л.В. Формирование чувства цвета у детей 5-7 лет / Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974.- 175 с.
18. Парамонова, А.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / А.А. Парамонова. – Москва : Академия. – 2002. – 192 с.
19. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
20. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности / Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 2001. – 329 с.
21. Постоева, Л. Разноцветный мир /Л. Постоева, Г. Лукина // Ребенок в детском саду, 2008. – №3. – 64 с.
22. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова.- Минск: Народная асвета, 2007. – 211 с.
23. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой, – М.:Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
24. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. М: Просвещение, 1976. – 281 с.
25. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М: Учпедгиз, 2006. – 456 с.
27. Яньшин В. Цвет как фактор психической регуляции/ В. Яньшин // Московский психологический журнал, 2004. – №2. – 87 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты