Особенности эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Особенности эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе по методике В.В. Бойко
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня выгорания у специалистов по социальной работе по методике Н.Е. Водопьяновой
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
1.1 Синдром эмоционального выгорания как феномен
1.2 Профессиограмма и психограмма специалистов помогающих профессий
1.3 Профессиональная деформация специалистов помогающих профессий
1.4 Профилактика эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный человек на протяжении своего жизненного пути не раз сталкивается с трудностями и обстоятельствами, которые требуют от него адаптивных способов совладания. От качества их преодоления во многом будет зависеть вектор развития, состояние психосоматического здоровья и социальная адаптация.
Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Специалисты, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести специалистов помогающих профессий.
Стресс является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалиста помогающих профессий. В последнее десятилетие отмечается особое внимание учёных к исследованию проблемы, связанной с сохранением и поддержанием психоэмоционального здоровья специалистов помогающих профессий и повышением их профессиональной эффективности (Н.Е. Водопьянова, А.В. Антоновский, ЮМ. Кузьмина, В.М. Минияров и др.). Это обусловлено тем фактом, что, будучи представителями помогающих профессий, чья работа связана с интенсивным общением с людьми, частым эмоциональным перенапряжением, физическим и умственным истощением, специалисты по социальной работе и медицинские работники в высокой степени подвержены стрессам.
Не каждый специалист может адаптироваться к постоянным напряженным условиям труда, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения. Это приводит к увеличению вероятности возникновения и развития негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но часто незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание. Этот синдром оказывает негативное влияние на личность работника, а также на его успехи в профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
1.1 Синдром эмоционального выгорания как феномен
Термин «выгорание» впервые был предложен и введен в 1974 г. Фроуденбергером, который определил выгорание: «клинико-психологический синдром, возникающий под воздействием хронического стресса, связанного с выполняемой работой, и включающий прогрессирующее эмоциональное истощение, потерю мотивации или деморализацию, а также отсутствие профессиональных достижений» [20, с. 59]. К. Маслач сформулировала наиболее широко используемое определение синдрома выгорания, который, со слов автора, следует понимать, как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений, проявляющийся среди специалистов, работающих с людьми [16, с. 88].
Эмоциональное истощение проявляется в потере психологических ресурсов в результате их опустошения, ощущение сниженного эмоционального фона [2, с. 23].
Деперсонализация (лишение индивидуальности, обезличивание или циничность) характеризуется как негативное отношение к контактам на рабочем месте и их деформация. Циничность включает проблемы взаимоотношений с пациентами, коллегами, подчиненными, негативизм, пренебрежение их чувствами. Эти проблемы возникают в результате некачественного выполнения своих профессиональных обязанностей, отстраненного ответа на обязательства, связанные с работой. Она является следствием недостаточности развития психологических и профессиональных ресурсов медицинских работников, а также социальных и материальных ресурсов, обеспечивающих успех производственной деятельности и качество работы [11, с. 137].
Снижение профессиональных достижений и отсутствие профессиональной компетентности часто порождает чувство недостаточности успехов на работе и понижение собственной самоэффективности, уверенности в выполнении своих профессиональных обязанностей. Редукция профессиональных достижений интерпретируется как ощущение некомпетентности, неэффективности, неудовлетворенности своими успехами, обесценивание достигнутого уровня знаний/ступени карьерной лестницы [17, с. 65].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является изучить особенности эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На основании цели работы, перед нами стояли следующие задачи:
1. Провести эмпирическое исследование эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий.
2. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования, сделать выводы исходя из результатов исследования.
Выборка: с целью проведения эмпирического исследования было сформировано две группы испытуемых:
1 группа – 20 человек (специалисты по социальной работе);
2 группа – 20 человек (медицинские сестры).
Для проведения исследования применялись следующие методики:
– методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
– опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой).
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Назначение методики: выявление выраженности компонентов выгорания как стратегии защитного поведения у представителей коммуникативных профессий.
Применение методики: в индивидуальном и групповом обследовании в сочетании с другими методиками по диагностике личностных особенностей.
Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмиругощие воздействия» [3]. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный человек на протяжении своего жизненного пути не раз сталкивается с трудностями и обстоятельствами, которые требуют от него адаптивных способов совладания. От качества их преодоления во многом будет зависеть вектор развития, состояние психосоматического здоровья и социальная адаптация. Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Специалисты, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Стресс является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалиста помогающих профессий.
Не каждый специалист может адаптироваться к постоянным напряженным условиям труда, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения. Это приводит к увеличению вероятности возникновения и развития негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но часто незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание. Этот синдром оказывает негативное влияние на личность работника, а также на его успехи в профессиональной деятельности. Принято считать, что наиболее подверженной категорией синдрому эмоционального выгорания, являются специалисты помогающих профессий, а в первую очередь медицинские работники и специалисты по социальной работе. Проблема эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий в последние годы приобретает все большую актуальность.
На основании теоретического анализа социальной и психолого-педагогической литературы и проведенного нами исследования можно подвести итог и сделать следующие выводы:
1. Эмоциональное выгорание представляет собой это нарастающее эмоциональное истощение, механизм психологической защиты, который проявляется полной или частичной эмоциональной глухотой в ответ на психотравмирующие факторы. Часто возникает у врачей, психологов, педагогов и людей, ухаживающих за детьми или пожилыми родственниками.
1. Башенкова, Л.А., Кухарская Е.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015. – №11. – С.43 – 45.
2. Бодров, В.А. Современные представления о чувстве усталости в профессиональной деятельности // Психол. журнал. – 2012. – Т. 33. – С. 23–34.
3. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: 2009. – С. 99-105.
4. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 213 с.
5. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
6. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журнал. – 2007. – Т. 18. – № 6. – С. 35–44.
7. Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып. 1. – Ч. 1. – СПб., 2015. – С. 123–132.
8. Линдеман, X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности / Х. Линдеман. – М. – 2010. – 281 с.
9. Липский, И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ / И.А. Липский. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. – 320 с.
10. Маничев, С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2011. – С. 192–202.
11. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Питер, 2001. – 289 с.
12. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. – М., 2009. – 274 с.
13. Носкова, Е.Г Психология труда: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 298 с.
14. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001. – Т. 22 – № 1. – С. 90–101.
15. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 215 с.
16. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
17. Скугаревская, М.М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская. – Минск: БГМУ, 2003. – 278 с.
18. Судаков, К. Системные механизмы эмоционального стресса / К. Судаков. – М., 2012. – 231 с.
19. Трунов, Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. – 2004. – № 6. – С. 32–34.
20. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психологии. 2004. – № 6. – С. 57–64.
21. Яркина, О.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы предпосылки // Вестник ТГУ, 2008. – №3. – С. 307-311
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе по методике В.В. Бойко
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня выгорания у специалистов по социальной работе по методике Н.Е. Водопьяновой
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты