Формирование представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Музыкальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Музыкальная педагогика
Организация: Ясли-сад № 2, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Цикл занятий по знакомству с музыкальными инструментами в средней группе.
Поделиться
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности детей среднего дошкольного возраста
1.2 Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов
1.3 Особенности формирования представлений о музыкальных инструментах у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о музыкальных инструментах детей среднего дошкольного возраста
2.2 Методы и приемы формирования представлений о музыкальных инструментах у детей среднего дошкольного возраста
2.3 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное искусство является одним из самых действенных факторов целостного развития ребёнка. Обладая большой силой эмоционального воздействия, оно способствует развитию детской музыкальности, способности к восприятию музыки, психических процессов, эстетической восприимчивости ко всему окружающему, творческой активности, укреплению здоровья.
Проблема формирования у детей дошкольного возраста музыкальных представлений давно и глубоко интересует многих исследователей в различных её аспектах и продолжает быть актуальной до сих пор. Все исследователи считают, что формирование музыкальных представлений осуществляется только в разнообразной музыкальной деятельности и музыкальная способность – не только исток, но и итог обучения, главная задача всего образовательного процесса.
Игра на музыкальных инструментах – одно из самых любимых занятий детей в дошкольном учреждении, однако, не всегда занимает достойное место в практике работы дошкольного учреждения, что связано с трудоемкостью процесса обучения игре на инструменте (необходимы индивидуальные занятия) и наличием соответствующей материальной базы.
Элементарное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств.
Цель исследования: определить пути формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о музыкальных инструментах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» [2, с. 23].
Исполнительство – это передача замысла композитора слушателю во время исполнения музыкального произведения [8, с. 32].
Музыкально-исполнительская деятельность детей – это деятельность, связанная с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа [4, с. 28].
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольном учреждении образования наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности связано с овладением специальными и общими исполнительскими умениями:
– умение эмоционально воспринимать музыкальный образ;
– умение понимать музыкальный образ;
– умение в деятельности выразить музыкальное отношение к музыкальному образу;
– умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности [11].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о музыкальных инструментах детей среднего дошкольного возраста
С целью выявления уровня сформированности представлений о музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста в рамках данного исследования была проведена диагностика. В эксперименте приняли участие 40 детей средних групп ГУО «Ясли-сад № 2 г. Гомеля».
Для проведения экспериментального исследования с детьми старшего дошкольного возраста была проведена беседа, целью которой являлось выявить уровень сформированности представлений о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста. Опрос детей проводился в благоприятной и спокойной обстановке, в приятной атмосфере. Для проведения диагностики были использованы следующие вопросы:
– Какие инструменты симфонического оркестра ты знаешь?
– Из какого материала сделаны гитара, барабан и труба?
– Как извлекают звук из гитары, флейты, гобоя?
– Какой инструмент щипковый, а какой духовой?
– Какой звук у этих инструментов?
– Как называют музыканта играющего на флейте, гармошке, гитаре?
Критерии оценивания знаний о музыкальных инструментах в баллах (за каждый вопрос). За каждое задание ребенку проставлялись баллы. Были выделены следующие критерии для выставления баллов:
3 балла – правильный ответ, показывающий, что ребенок имеет представление о том, о чем его спрашивают;
2 балла – частично правильный ответ, ребенок имеет частичное представление и может ответить только после подсказок взрослого;
1 балл – неправильный ответ либо ребенок не знает ответа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в настоящее время сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для изучения формирования музыкальных представлений дошкольников в целостном педагогическом процессе, который можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей детей. Проблема формирования у дошкольников музыкальных представлений давно и глубоко интересует многих исследователей в различных её аспектах и продолжает быть актуальной до сих пор. Все исследователи считают, что формирование музыкальных представлений осуществляется только в разнообразной музыкальной деятельности и музыкальная способность – не только исток, но и итог обучения, главная задача всего образовательного процесса.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни ребёнка, но имеет огромное значение для всей его дальнейшей жизни. В этот период музыкальное развитие идет бурно и стремительно. Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям в музыкальной деятельности. Обучение музицированию детей дошкольного возраста реализуется в несколько этапов: осознание и ощущение музыкального пульса, метра; «озвучивание» несложных классических произведений шумовыми инструментами; создание и исполнение собственных композиций в оркестре или инструментальном ансамбле. Формы детского музицирования могут быть разными, но направление в освоении данной области должно быть определенным: от движения через речь к ритму, и далее – к инструментальному или вокальному музицированию.
С целью выявления уровня сформированности представлений о музыкальных инструментах у детей среднего дошкольного возраста в рамках данного исследования была проведена диагностика. Для проведения экспериментального исследования с детьми среднего дошкольного возраста была проведена беседа в виде анкетного опроса, целью которого являлось выявить уровень знаний о музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста. Опрос детей проводился в благоприятной и спокойной обстановке, в приятной атмосфере. Для проведения диагностики были использованы следующие разработанные вопросы.
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисомов. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 153 с.
2. Анцыпирович, О.Н. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / О.Н. Анцыпирович. – Минск : БГПУ, 2009. – 49 с
3. Артемьева И.В. Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников / И. В. Артемьева –М. : Мысль, 2000. – 87 с..
4. Бергер, Н. А. Теория музыки в современной практике музицирования. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Н.А. Бергер. – Саратов, 2011. – 62 с.
5. Бублей, С. П. Детский оркестр / С. П. Бубслей. – Л. : Музыка, 1989. – 109 с.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь / Н. А. Ветлугина. – М. : Музыка, 1986. – 116 с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2000. – 414 с.
8. Гогоберидзе, А. Г., Деркунская, В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Академия, 2005. – 214 с.
9. Забурдяева, Е. Г. Музыкально-педагогическая система К. Орфа и реформирование дополнительного музыкального образования / Е. Г. Забурдяева // Концепт : Научно-методический электронный журнал. – 2013. – Т. 3. – С. 2886 – 2890.
10. Зимина, А. Н. Мы играем, сочиняем! [Ноты] : Муз. воспитание детей 5-7 лет [с сопровожд. фп.]. – М. : Ювента, 2002. – 143 с.
11. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1990. – 195с.
12. Костина, Э. П. Камертон : программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
13. Костина, Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников / Э. П. Костина // Дисс. д. пед. наук. – Московский гос. университет культуры и искусств. – М. : 2004. – 37 с.
14. Лаптев, И. Г. Детский оркестр в начальной школе / И. Г. Лаптев. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 174 с.
15. Методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. для уч-ся пед. училищ / С. М. Шоломович и др. – Киев, 1985. – 166 с.
16. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 238 с.
17. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. А. Праслова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 260 с.
18. Радынова, О. П., Комиссарова, Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна : Феникс +, 2014. – 174 с.
19. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей, ч.1 / О. П. Радынова. М. : ВЛАДОС, 1997. – 212 с.
20. Скопинцева, О. А. Развитие музыкально-художественного творчества дошкольников / О. А. Скопинцева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 111 с.
21. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 225 с.
22. Тютюнникова, Т. Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей / Т. Э. Тютюнникова. – М. : Мысль, 2007. – 88 с.
23. Тютюнникова, Т. Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение : программа / Т.Э. Тютюнникова. – М. : Академия, 2005. – 24 с.
24. Тютюнникова, Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение: систематическое планирование курса музицирования для дошкольников и младших школьников / Т. Э. Тютюнникова. – М. : Академия, 2009. – 19 с.
25. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Аверсэв, 2019. – 480 с.
26. Ходонович, Л. С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх / Л. С. Ходонович. – Минск : Академия последипломного образования, 2000. – 69 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Цикл занятий по знакомству с музыкальными инструментами в средней группе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты