Организация наблюдений в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация наблюдений в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами»
по дисциплине: «Экология»
2021
45.00 BYN
Организация наблюдений в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика для выявления уровня сформированности представлений детей о птицах.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПТИЦАМИ
1.1 Сущность и понятие процесса наблюдений в ознакомлении детей с природой
1.2 Особенности организации наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста
1.3 Особенности наблюдений за птицами, методика наблюдений за птицами
Выводы по главе 2
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПТИЦАМИ
2.1 Анализ практики дошкольного учреждения
2.2 Организация наблюдений в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами
2.3 Результаты исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная концепция дошкольного воспитания показывает, что детей нужно знакомить с природой с раннего возраста, воспринимая ее как мир человеческих ценностей. К ним относятся познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя исследователем, испытывает радость от экспериментирования с объектом природы, обнаруживает новое в знакомом и знакомое в новом, выводит простейшие законы, признает их неизменность. Дети, живущие в городе, имеют ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач экологического воспитания является ознакомление детей с природными объектами ближайшего окружения, в том числе с птицами.
Наблюдение является основным методом в процессе ознакомления детей с природными объектами ближайшего окружения, в том числе с птицами. Большим запасом накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний являются представления. Чем понятнее и ярче представление, тем легче оно используется ребенком в познавательной и практической деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что основы экологической культуры человека закладываются в детстве. Очень важно пробудить у детей интерес к живой природе, привить любовь к ней, научить их заботиться об окружающем мире.
Заметное влияние на исследование проблемы оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и др.
Однако исследований, посвященных организации наблюдений в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами недостаточно.
Цель курсовой работы – проанализировать использование метода наблюдения в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность и понятие процесса наблюдений в ознакомлении детей с природой.
- изучить особенности организации наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста.
- характеризовать особенности организации наблюдений за птицами, методику наблюдений за птицами.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПТИЦАМИ
1.1. Сущность и понятие процесса наблюдений в ознакомлении детей с природой
Развитие навыков наблюдения и наблюдательности у детей дошкольного возраста традиционно считается важной задачей дошкольного образования в области умственного воспитания.
В современной педагогике и психологии наблюдение изучается с разных точек зрения:
- как один из психических процессов,
- как вид познавательной деятельности,
- как метод обучения.
Наблюдательность же, в отличие от деятельности наблюдения и наблюдения как метода, рассматривается как качество личности ребенка в целом, как качество сознания или личности ребенка.
Все эти аспекты обоснованы, и наблюдение как метод обучения не может рассматриваться вне понимания сущности наблюдения как деятельности. Обратимся к вопросу о природе наблюдения как деятельности.
Существуют три способа определения сущности наблюдения как деятельности:
- «в педагогике и психологии наблюдение чаще всего определяется как целенаправленное, систематическое, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего нас мира. Автором этой точки зрения является психолог А.А. Смирнов.
- высказывания С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова представляют иную точку зрения. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят фокус определения наблюдения на интеллектуальные процессы. Б.М. Теплов образно назвал наблюдение « мыслительным восприятием». С. Л. Рубинштейн придерживался мнения, что этапы развития наблюдения – это построение смысла из наблюдаемых процессов [13].
- настоящее решение вопроса кроется в высказывании Б.Г. Ананьева, который считал, что наблюдение – это сложная психическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь объединяются в единый и целостный акт умственной работы» [11].
Наблюдение как вид деятельности является результатом длительного процесса воспитания и обучения и развивается уже в дошкольном возрасте.
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПТИЦАМИ
2.1. Анализ практики дошкольного учреждения
С целью организации наблюдений в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами было организовано экспериментальное исследование.
В основу экспериментальной работы легла следующая гипотеза: использование наблюдений в процессе ознакомления детей 3-4 лет с птицами способствует повышению интереса и мотивации к изучению всего живого, а также эффективному усвоению темы.
В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 3-4 лет (из них 6 девочек и 4 мальчика).
Экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов, а именно:
I (предварительный) этап – проведен анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы по проблеме исследования, осуществлен подбор методик исследования.
II этап – констатирующий – диагностика сформированности представлений о птицах у детей младшего дошкольного возраста.
III этап – формирующий – практическая работа в экспериментальной группе по реализации цикла наблюдений с целью формирования у детей представлений о птицах.
IV этап – аналитический – проведение контрольной диагностики включил обработку и анализ полученных результатов контрольного тестирования, сравнение с констатирующей диагностикой, формулирование обобщающих выводов.
Для первоначальной диагностики уровня сформированности представлений о птицах у детей младшего дошкольного возраста детям предлагалось ответить на 10 вопросов (Приложение 1), некоторые из вопросов сопровождались наглядным материалом.
За каждый правильный ответ можно получить 1 балл, за неправильный 0 баллов. Таким образом максимальное количество баллов которые может набрать ребенок в ходе диагностики 10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдение как метод – это целенаправленное, более или менее длительное и систематическое активное изучение детьми природных объектов и явлений, организованное педагогом. Наблюдение является основным и направляющим методом в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и важность его использования связана, прежде всего, с особенностями знаний, доступных дошкольникам. Основной запас знаний, накопленных детьми дошкольного возраста, – понятийный, то есть образы предметов и явлений, которые они воспринимают в раннем возрасте. Чем конкретнее и ярче представление, тем больше вероятность того, что дети будут использовать его в практической и познавательной деятельности. Это требует частого непосредственного контакта с природой и наблюдения за ее объектами.
Организация наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста заключается в следующем: первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей; наблюдения должны быть короткими (максимум 7-10 минут), четкими, интересными, содержательными и новыми; направляя наблюдение, педагог побуждает детей принимать специфическую задачу наблюдения – задавать вопрос.
Педагог знакомит детей младшего дошкольного возраста с птицами в течение всего года в детском саду, а птицы являются наиболее доступным предметом обучения и экологического воспитания для детей. У детей дошкольного возраста быстро развивается духовная связь с птицами, поскольку они привлекательны, подвижны, а их активное поведение соответствует любознательной натуре ребенка. Птицы являются обязательной частью почти всех пищевых цепочек в природе и оказывают влияние на жизнь человека. На примере птиц можно показать детям взаимосвязь природы. Красота птиц и звук их песни вызывают положительный и эмоциональный настрой.
С целью организации наблюдений в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с птицами было организовано экспериментальное исследование.
В основу экспериментальной работы легла следующая гипотеза: использование наблюдений в процессе ознакомления детей 3-4 лет с птицами способствует повышению интереса и мотивации к изучению всего живого, а также эффективному усвоению темы.
1. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И. Золотова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
2. Золотова, Е.И. Методика проведения наблюдений за животными / Е.И. Золотова // Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1982.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
4. Кущ, Н.В. Особенности экологического воспитания детей в процессе ознакомления с птицами родного края / Н.В. Кущ // Вестник педагогического опыта. – 2016. – № 36. – С. 154-161.
5. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Аверсэв, 2016. – 255 с.
6. Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.-Минск: Нац. ин-т образования, 2016.-255с.
7. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред.Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
8. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М., 2002. – 78 с.
9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сад / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 96 с.
10. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с птицами ближайшего природного окружения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/74334452.pdf.
11. Панферов В. Н. Методология научного мышления Б. Г. Ананьева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nauchnogo-myshleniya-b-g-ananieva
12. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В. Прошкина. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 88 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст]: учебное пособие для студентов СПО / С.Л. Рубинштейн. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2012. – 287с.
14. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Рублевская. – Минск: НИО, 2017.
15. Рыжова, Н.А. Программа творчество и красота [Текст]: дошкольное воспитание / Н.А. Рыжова – 11-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2013. -184с.
16. Рыжова, Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст]: дошкольное воспитание / Н.А. Рыжова. – 11-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2011. – 197с.
17. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. 1991. – 240 с.
18. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С.21 – 27.
19. Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Е.А. Стреха.-Минск: Аверсэв, 2016. -118 с.
20. Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные : пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Е.А. Стреха.-Минск: Нац. ин-т образования, 2017.-118 с.
21. Теплюк,С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н.Теплюк. – М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика для выявления уровня сформированности представлений детей о птицах.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты