Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика нравственной самооценки (Л.Н.Колмогорцева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика нравственной воспитанности. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для обучающихся составлен Н. Е. Щурковой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе
1.2 Влияние трудовой деятельности на нравственное воспитание дошкольников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической направленности, волевых качеств.
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку – труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств
Формирование нравственных качеств является одной из важнейших проблем современного общества. Актуальность заявленной нами темы подтверждается тем, что современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Цель исследования: изучить особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности.
Объект исследования: нравственные качества.
Предмет исследования: особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать влияние трудовой деятельности на нравственное воспитание дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие «нравственные качества» в психолого-педагогической литературе
На современном этапе развития общества выдвигаются новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой одну из ведущих ролей играет формирование нравственных качеств, как центральное звено развития ребенка.
Поскольку нравственные качества тесно связаны с процессом нравственного воспитания то, по нашему мнению, необходимо обратиться в первую очередь к рассмотрению понятия «нравственное воспитание».
Стоит отметить, что В.И. Болдырев под нравственным воспитанием понимает целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения [3, c. 75].
В то время как Б.Т. Лихачев придерживается точки зрения, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников; деятельности, отношения, общения, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, привычек, общественно ценного поведения. Следствием нравственного воспитания является нравственное самовоспитание [15, c. 37].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования – изучить особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Подбор психодиагностического инструментария для исследования формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень нравственной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить нравственную воспитанность детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Методы количественного и качественного анализа.
Для процедуры педагогической диагностики уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников были подобранны следующие методики:
Методика 1. Диагностика нравственной самооценки. Автор методики Л. Н. Колмогорцева.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под нравственным воспитанием мы будем понимать целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения. В свою очередь, мы охарактеризуем понятие «нравственные качества» как совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно. Необходимо заметить, что цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств. Прежде всего, это следующие качества: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма.
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда.
У детей старшего дошкольного возраста в недостаточной степени сформированы понятия нравственных нормах. У большинства детей старшего дошкольного возраста выявлен средний уровень нравственной самооценки. Эти дети знают как правильно себя вести в различных конфликтных ситуациях, в ситуациях, когда требуется помощь другому человеку. Но они отмечают, что не всегда поступают так, как того требуют нравственные правила. Не всегда отличаются добрым отношением к сверстникам и взрослым, считают, что иногда можно грубить неприятному для них человеку, умеют прощать людям их отрицательные поступки, стараются понять других людей, даже если они не правы, стараются вести себя сдержанно по отношению к взрослым. но у некоторых не всегда это получается. У этих детей старшего дошкольного возраста имеются знания нравственных норм, а отношение к ним недостаточно устойчивое. У многих воспитанников не сформированы нравственные отношения, проявляется неустойчивое, импульсивное поведение. Это дети, которые могут оказать помощь, если кто-то уже помогает; когда находят какую-либо вещь могут взять себе; к достижениям других относятся равнодушно; очень зависимы от мнения большинства.
1. Бахарева, А. С. Формы трудового воспитания детей / А. С. Бахарева. – М.: 2006. – 109 с.
2. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание: (философско-этические основы) [Текст] / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. – Воронеж : Изд-во Воронеж ун-та, 2010. – 143 с.
3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев: - Москва: Изд-во Просвещение, 2009. – 98с.
4. Бондаренко, И.В. Воспитание нравственных основ личности ребенка – дошкольника / И.В. Бондаренко// Современный детский сад. – 2017 – №5. – С.5-8
5. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – М.: Мозаика–Синтез, 2011. – 136 c.
6. Донской, Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе : Кн. для учителя / Г. М. Донской. – М. : Просвещение, 2006. – 93 с.
7. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2012. – 523 с.
8. Загрекова, Л. В. Педагогика : учебник / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – Н. Новгород. : НГПУ, 2011. – 232 с.
9. Засобина, Г. А. Педагогика: учебное пособие / под ред. Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина. М. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 250 с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 268 с.
11. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: Высшая школа, 2009. – 719 c.
12. Крайнева, Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности / Л.В. Крайнева. – М: Знание, 2005. – 198 с.
13. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 128 c.
14. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. – М.: Вентана–Граф, 2016. – 260 c.
15. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2002. – 273 с.
16. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание дошкольника/ В.Г. Нечаева. – М.: Педагогика, 2012. – 192 с.
17. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / А. М. Виноградова. – М.: Просвещение, 2007. – 222 c.
18. Романовский, В. И. Избранные труды, том 2. Приучаем детей к труду дома / В. И. Романовский. – М.: 2011. – 447 c.
19. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
20. Харламов, И. Ф. Педагогика. Учебник / И.Ф. Харламов. – М.: Унiверсiтэцкае, 2006. – 560 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика нравственной самооценки (Л.Н.Колмогорцева).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика нравственной воспитанности. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для обучающихся составлен Н. Е. Щурковой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты