Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
по дисциплине: «Теория и методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Организация: УДО Детский сад №12, УДО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятий – «творчество», «декоративное творчество»
1.2 Особенности декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.3 Педагогические условия развития декоративного творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования особенностей декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методика развития декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (на занятиях рисованием)
2.3 Результаты эффективности экспериментального исследования
Выводы по второй главе
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Актуальность исследования обусловлена значимостью изобразительной деятельности и декоративного искусства в развитии ребенка дошкольного возраста Декоративная деятельность, построенная на материале народного искусства способствует развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Вопрос развития творчества у подрастающего поколения является одним из наиболее важным в проблемном поле дошкольной педагогики.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» учебной программы дошкольного образования ориентирована на формирование основных ценностных отношений к культуре своего народа, которое эффективно реализуется в процессе восприятия детьми произведений искусства.
Решение вопросов творческого развития детей дошкольного возраста является длительным и кропотливым процессом, который реализуется как в рамках основных занятий, так и режимной деятельности. В процессе изобразительной и декоративной деятельности ребенок приобретает совершенно новые знания о окружающем мире, начинает осмысливать качество тех или предметов, овладевает изобразительными навыками и умениями.
Развитие творческих и художественных особенностей представляет собой важное направление в рамках современных педагогических процессов. На современном этапе развития педагогики возникает необходимость в том, чтобы по-иному взглянуть на процессы обучения и воспитания детей. Наблюдения многих исследователей показали, что дети в дошкольном возрасте с большим интересом занимаются изобразительной деятельностью, однако технические и изобразительные навыки у детей дошкольного возраста развиты недостаточно. В современных учреждениях дошкольного образования мало внимания уделяется именно вопросам развития декоративного творчества.
В разработку вопросов развития художественных и творческих способностей детей дошкольного возраста значительный вклад внесли: А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Холезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, Н.А. Вершинина, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гамозова, Г.Г. Григорьева и т.д.
Объект исследования: декоративное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробирование методики развития декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «декоративное творчество».
2. Определить критерии оценки декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста и провести диагностику.
3. Разработать и апробировать серию занятий в рамках изобразительного искусства, направленных на развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературных источников, классификация, сравнение, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе УДО «Ясли-сад №284» Фрунзенского района г. Минска. В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 10 мальчиков и 5 девочек.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы ( ) страниц, содержащих ( ) таблицы, ( ) диаграммы, графики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятий – «творчество», «декоративное творчество»
Проблема развития творческих способностей является одной из наиболее значимых на сегодняшний день. Создавая творческое, новое, оригинальное, мы опираемся на данные имеющегося опыта, которые удерживаются при помощи творческих способностей. В каждом виде деятельности мы опираемся не только на наш индивидуальный опыт, но и на широкий социальный опыт, на опыт, накопленный другими людьми, в полной мере на опыт всего человечества.
Данное понятие раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. К примеру, К.К. Платонов, В.Э. Чудновский, Б.М. Теплов рассматривают способности как качество, как индивидуально-психологические особенности личности, приводящие к успеху в какой-либо деятельности [44, 54, 59].
Соласно Б.М. Теплову, способности возникают на основе задатков, врожденных способностей индивидуума. Они не могут возникать вне деятельности. На развитие способностей влияет темперамент, мотивация и самооценка [14].
По мнению В.А. Крутецкого способностями, наряду с индивидуальными особенностями психических процессов, являются и особенности эмоционально-волевой составляющей личности, ее отношение к действительности. Любая деятельность требует от человека целого ряда взаимосвязанных способностей. Также исследователь указал на существование общих способностей, которые необходимы для выполнения 8 любой деятельности, и специальных, без которых невозможно успешное выполнение какой-либо конкретной деятельности [2].
Декоративно-прикладное искусство — это определенная разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» следует отличать, с одной стороны, от технического и художественного ремесла, народных художественных промыслов (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом»), оформительского искусства (имеющего эстетический, но не художественный характер), а с другой стороны — от промышленного дизайна, изначально связанного с методикой проектирования и механическим воспроизводством изделий.
Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Детское творчество характеризуется тем, что в результате деятельности ребенок создает новый, оригинальный продукт, в котором он активно открывает что-то новое для себя и что-то новое о себе для других.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования особенностей декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе УДО «Детский сад №12» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Этапы исследования:
1. На первом этапе исследования нами был подобран комплекс учебно-методической и научной литературы, проведен теоретический анализ по проблеме исследования, сформирован и проведен констатирующий этап эксперимента.
2. На втором этапе исследования нами были определены основные цели и задачи формирующего этапа экспериментальной деятельности, определены основные этапы проводимой работы.
3. На третьем этапе исследования нами было проведено повторное диагностическое исследование и сформированы основные выводы по проведенной работе.
Цель эмпирического исследования: определить особенности развития декоративного искусства в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести исследование.
3. Подобрать методы и средства работы по формированию высокого уровня декоративного творчества у данной категории детей.
Методики исследования:
1. Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений по декоративно-прикладному искусству (Приложение А)
Основные разделы диагностических занятий:
1. Знание видов и особенностей декоративно-прикладного искусства.
2. Рисование орнамента в различных геометрических формах.
3. Украшение бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой.
4. Умение лепить и расписывать глиняную игрушку.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что творчество представляет собой высшую форму проявления креативности, которая присуща на всех уровнях организации жизнедеятельности на основе создания новых, универсальных вещей. Декоративно-прикладное творчество представляет собой процесс создания различных декоративных образов на основе усвоения того или иного вида искусства в соответствии с ситуацией и поставленными задачами.
Основным критерием отличия творчества от производства является уникальность его результатов. Творческие результаты не могут быть напрямую выведены из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не сможет получить точно такой же результат, если для него будет создана такая же исходная ситуация. Таким образом, в творческом процессе автор берет материал какой-то несводимой трудовой операции или логического завершения возможностей и выражает любой аспект личности в конечном результате. Именно этот факт придает продукту творчества дополнительную ценность по сравнению с продуктом производства.
Изобразительное искусство и декоративно-прикладное являются взаимосвязанными понятиями в рамках обучения и воспитания детей дошкольного возраста. С одной стороны, мы видим, что есть необходимость в том, чтобы сформировать у детей практические навыки развития творческих навыков у детей. Декоративно-прикладное искусство основано на процессах ознакомления детей дошкольного возраста с различными направлениями народного искусства.
Развитие изобразительного творчества у детей связано с особенностями развития и ознакомления данной категории детей с основными аспектами декоративно-прикладного искусства. Для построения эффективной системы обучения и творческого развития детей необходимо в процесс занятия включать такие аспекты как экскурсии, музыку, эмоциональные истории и т.д.
С целью формирования представления об особенностях развития декоративно-прикладного искусства у детей старшего дошкольного возраста на уроках изобразительного искусства, нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе проведения исследования нами было выявлено, что есть определенная недостаточность в рамках развития представлений о декоративном творчестве.
Нами была разработана система работы по развитию декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства. Подводя итоги проделанной работы, нельзя не отметить эмоциональный подъем детей, полное устранение жесткости и страха в выборе материалов и техники работы, как на занятиях, так и в самостоятельной творческой деятельности. Чувствовалось стремление детей экспериментировать и сочетать нетрадиционные техники в одной картине.
1. Борисова, Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \\ Дошкольное воспитание. – 2002. – №12. – с.14-22
2. Вершинина, Н.А. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр / Н.А. Вершинина, О.В. Горбова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С. 42-52.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Гаруновіч, Л.Б. Дэкаратышная дзейнасць дашкольнікаў : Вучэб. метад. дапам / Л.Б. Гаруновіч. – Мінск : Нар. асвета, 1993. – 94 с.
5. Гомозова, Ю.Б. Тест на творчество / Ю.Б. Гомозова // Пралеска. – 2006. –№ 7. – C. 18-21.
6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2009. – 344 с.
7. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С.47-48
8. Игнатьев, Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. – М.: Просвещение, 2009. – 257 с.
9. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
10. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Кириенко. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
11. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комароваю – М. : Мнемозина, 1995. – 160 с.
12. Комарова, Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2010. – 258 с.
13. Королева, Т.В. Учим детей декоративному рисованию / Т.В. Королева, В.Г. Дмитриева // Ребенок в детском саду. – 2001. – №3. – C. 57-65.
14. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лаб. практикум: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
15. Маркова, Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным // Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С.14-87
16. Развитие творческих способностей у детей // Журнал Завуч. – 2009. – №6. – 94 с.
17. Сакулина, И. П. Рисование в дошкольном детстве / И.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2005. – 213 с.
18. Сокольникова, Н.М. Краткий словарь художественных терминов / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 2006. – 247 с.
19. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2009. – 258 с.
20. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством / О.А. Соломенникова. – М.: Академия, 2005. – 247 с.
21. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. –2011. – № 1(5). – С.17-87
22. Теория и методика изодеятельности в детском саду / М.А. Тимофеенко. – М.: Просвещение, 2017. – 278 с.
23. Тихонова, О.Г. Декоративное рисование в детском саду / О.Г. Тихонова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – C. 56-59; №3. – С. 34-37.
24. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – М.: Академия, 2009. – 254 с.
25. Энциклопедический словарь юного художника / сост.: Н.И. Платонова, В.Д. Синюкова. – М. : Педагогика, 1983. – 416 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мониторинг по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты