Специфика подростковой темы в романе Дж. Грина Виноваты звезды
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Специфика подростковой темы в романе Дж. Грина Виноваты звезды»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Специфика подростковой темы в романе Дж. Грина Виноваты звезды
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБРАЗ ПОДРОСТКА И ТЕМА ДЕТСТВА В МИРОВОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ИСТОРИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 «Тема» и «образ подростка» как литературоведческие категории
1.2 Литература для «молодых взрослых» как зеркало современного общества
1.3 Творчество Дж. Грина в контексте современной американской литературы для подростков
ГЛАВА 2 ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЖ. ГРИНА «ВИНОВАТЫ ЗВЕЗДЫ» КАК ПРОБЛЕМНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ РОМАН И ФЕНОМЕН ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Место романа Дж. Грина «Виноваты звезды» в современной культуре
2.2 Идейно-тематические, сюжетно-композиционные, жанрово-стилистические особенности произведения «Виноваты звезды»
2.3 Проблематика и система образов романа Дж. Грина «Виноваты звезды». Авторский замысел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Подросток, или тинейджер является ключевым элементом системы образов произведений классической и современной русской и зарубежной литературы. Различные типы подростков предстают перед нами на страницах романа Ч. Диккенса «Оливер Твист», романа Ф.М. Достоевского «Подросток», романа Д. Селинджера «Над пропастью во ржи», повести-феерии А. Грина «Алые паруса», рассказе В. Распутина «Уроки французского», повести В. Железнякова «Чучело», романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта», повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» и романе «Приключения Гекльберри Финна», серии книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, трилогии С. Коллинз «Голодные Игры», романе М. Петросян «Дом, в котором», серии книг «Орудия смерти» К. Клэр, романе С. Чбоски «Хорошо быть тихоней», романе Дж. Эшера «Тринадцать причин почему», трилогии В. Рот «Дивергент», романе Дж. С. Фойера «Жутко громко и запредельно близко» и др.
Образы тинейджеров в литературе находятся под пристальным вниманием читателей и литературоведов, литературных критиков, так как демонстрируют особое психологическое состояние «молодого взрослого». Многие подростки-герои произведений стремятся к самостоятельности, «взрослости», однако оказываются недостаточно зрелыми и готовыми к полноценной взрослой жизни, откуда и появляется конфликтная ситуация, находящая свое отражение в литературе [26].
Несмотря на полифонию мнений среди педагогов, методистов, философов, социологов и др. об увлечениях подрастающего поколения, неоспоримым фактом является то, что чтение остается популярным занятием среди тинейджеров во всем мире. Если учесть, что молодые люди тяготеют к чтению книг, на страницах которых они могут отыскать образы самих себя или «себя на несколько лет старше», становятся очевидными причина увлечения чтением подростками и существующее многообразие литературных произведений о подростках. Чтение занимает значительное место в развитии, становлении и жизнедеятельности личности.
ГЛАВА 1 ОБРАЗ ПОДРОСТКА И ТЕМА ДЕТСТВА В МИРОВОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ИСТОРИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 «Тема» и «образ подростка» как литературоведческие категории
Словарь лингвистических терминов Т. В. Жербило термин «образность» дефинирует следующим образом: «1. Основная черта художественной литературы, ориентированная на создание художественных образов. 2. Стилевая черта художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и т.п.» [13, c. 412]. Следовательно, термин «образность» связан как с литературоведческой стилистикой, так и со стилистикой языка.
Кроме того, очевидно, что образность взаимосвязана со всеми видами искусства (в отличие от науки). Н. И. Громов заметил: «Источником художественного образа является сама жизнь. Писатель изучает ее, обобщает свои наблюдения, но результат этих наблюдений и обобщений выступает не в отвлеченной форме понятия, закона, как в научных трудах, а в форме образов людей и широких картин общественной жизни» [10, с. 39].
Таким образом, задачей автора является связать образ и жизнь; продемонстрировать человеческую (не всегда) жизнь во взаимодействии с окружающим миром: природа, социум, ценности и др., в которой этот «образ» обитает; кроме того, автор должен воссоздать эту связь в объеме и масштабе, в деталях, полно. Лишь тогда образ может олицетворять собой картину жизни социума – антропоцентрическую, но и включающую в себя все, что ее окружает.
Н. И. Громов также отмечает: «…иногда образ слишком расширяют, говоря об образе народа, образе родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость чрезвычайно высока» [10, с. 41]. И мы замечаем, что у термина «образ» существует несколько дефиниций, но здесь необходимо осознавать, что образ должен олицетворять жизнь во всех ее аспектах.
ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЖ. ГРИНА «ВИНОВАТЫ ЗВЕЗДЫ» КАК ПРОБЛЕМНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ РОМАН И ФЕНОМЕН ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Место романа Дж. Грина «Виноваты звезды» в современной культуре
Роман «Виноваты звезды» [33] был опубликован Дж. Грином в 2012-м г. и отнесен к литературному жанру «young adult literature». Автор произведения, как мы отметили в предыдущей главе, большую часть своего творчества посвятил именно теме взросления подрастающего поколения. В одном из интервью для журнала «New Yorker», опубликованном после обретения Дж. Грином небывалой популярности не без «участия» названного романа, Грин рассуждает об особенностях подросткового восприятия, о столкновении с серьезными трудностями впервые и их преодолении: “I love the intensity teenagers bring not just to first love but also to the first time you’re grappling with grief, at least as a sovereign being — the first time you’re taking on why people suffer and whether there’s meaning in life, and whether meaning is constructed or derived. Teen-agers feel that what you conclude about those questions is going to matter. And they’re dead right. It matters for adults, too, but we’ve almost taken too much power away from ourselves. We don’t acknowledge on a daily basis how much it matters” [34, с. 8].
Роман Джона Грина повествует о 17-летней девушке по имени Хейзел Грейс Ланкастер, умирающей от рака, которая открывает глаза на реальный мир за пределами больничной койки. Хейзел добра, внимательна и благодарна. Ее персонаж на протяжении всей истории словно напоминает человека, которого знает каждый из читателей, – иными словами, персонаж кажется не персонажем, а реальным человеком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Сквозной образ и тема персонажа-подростка уже многие годы является объектом рассмотрения, изучения, анализа, синтеза ученых разных специализаций, рассматривающих проблему в рамках: анализа бинарной оппозиции «отцы – дети»; в контексте социального и психологического аспектов; в контексте эволюции образов подростков в произведениях искусства.
2. В зарубежной литературе образ подростка претерпевает следующие изменения: подросток 50-60-х гг. характеризуется демонстративным протестом против общества; 60-80-х гг. – тинейджер – участник молодежного активизма; 80-90-х гг. – углубление в психологические мотивы тема «подросток».
3. В мировой литературе образ подростка, постоянно приобретающий новые свойства, сталкивается с такими наиболее важными проблемами, которые прослеживаются в литературных произведениях, как: проблема одиночества подростка, адаптация тинейджера в обществе, обусловленные физиологическим процессом взросления, включенностью подростка в общественные и межличностные отношения – показатель кризисного состояния общества, противоречивости позиции «отцов и детей». Значимым элементам сюжета современной прозы о подростках является мотив смерти, который реализуется в повествовании по-разному.
4. Дж. Грин в своих романах обращается к теме взросления молодого поколения. Его произведения – романы воспитания, переданные внутри романов-путешествий, на страницах которых подростки преодолевают жизненные трудности, испытывают первые романтические чувства, идут к своим целям, учатся дружить.
1. Анджапаридзе, Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? (Заметки о молодом герое западной прозы 60-х-70-х годов) / Г. Анджапаридзе. – М. : Молодая гвардия, 1982. – 190 с.
2. Божкова, Г. Н. Типы героев-подростков в современной юношеской прозе [Электронный ресурс] // Цифровая наука. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-geroev-podrostkov-v-sovremennoy-yunosheskoy-proze.
3. Галимова, Г. Д., Мухтарова Л.М. Анализ создания образа американских подростков в романе «Виноваты звезды» // Казанский вестник молодых ученых. – 2019. – №2. – С. 20-17.
4. Гелашвили, Ю. «Эффект» Джона Грина [Электронный ресурс] // Daily Culture. – Режим доступа: http://dailyculture.ru/stati/bio/effekt-dzhona-grina.
5. Гладышева, М. И. Чему учат книги Джона Грина / М. И. Гладышева / Научное сообщество студентов, 2016. – С. 199-202.
6. Глухова, Ю. О. «Тактика сопротивления»: образ подростка в современной прозе для юношества [Электронный ресурс] // Elibrary.ru. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28096381&.
7. Горовец, М. А. Образ подростка в романах М. Твена, Дж. Сэлинджера и Т. Капоте [Электронный ресурс] // Репозиторий БГПУ. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/116880.
8. Грин, Дж. Бумажные города / Дж. Грин. – М. : Рипол Классик, 2013. – 336 с.
9. Грин, В поисках Аляски / Дж. Грин. – М. : Рипол Классик, 2015. – 256 с.
10. Громов, Н. И. Русская литература. 8 класс / Н. И. Громов. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 1978. – 271 с.
11. Джон Грин, 36-летний подросток [Электронный ресурс] // Libs. – Режим доступа: https://libs.ru/publication/8790.
12. Джумаева, Д. А. Проблематика романа Джона Грина «Виноваты звезды» // XII Машеровские чтения. Витебск: Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2018. - С. 141-142.
13. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов и понятий / Т. В. Жербило. – Назрань: Пилигрим, 2016. – 610 с.
14. Жильцова, А. И. Метафора и интертекстуальность в романе Джона Грина "The Fault in our Stars" // Филологические этюды. - 2016. - С. 277-381.
15. Зеличёнок, А. А. Особенности творчества Джона Грина (на примере романа «Виноваты звёзды») // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - № 2.- С. 187-197.
16. Зелезинская, Н. Подростковая литература как зеркало общества [Электронный ресурс] // Вопросы литературы. – Режим доступа: https://voplit.ru/2020/04/16/podrostkovaya-literatura-kak-zerkalo-obshhestva.
17. Золотухина, А. В. Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х–1970-х годов [Электронный ресурс] // dslib.net. – Режим доступа: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/jevoljucija-obraza-podrostka-v-russkoj-detskoj-literature-1930-h-1970-h-godov.html.
18. Ивашева, В. В. Новые черты реализма на Западе / В. В. Ивашева. – М. : Советский писатель, 1986. – 288 с.
19. Искать фильм по словам: Подросток [Электронный ресурс] // КиноПоиск. – Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/s/?m_act[what]=content&m_act[keyword_array].
20. Куракова, И.А. — Образ подростка в романе воспитания Джона Грина «Бумажные города» // Litera. - 2019. - № 6. https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-podrostka-v-romane-vospitaniya-dzhona-grina-bumazhnye-goroda.
21. Левидова, И. Герберт Эрнест Бейтс – рассказчик / И. Левидова. – Л. : ХудЛит, 1988, – 464 с.
22. Ловцова, А. В. Типология детских образов в современной британской драме [Электронный ресурс] // Электронная библиотека УрГПУ. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9682/2/Lovtsova.pdf.
23. Мулярчик, A. C. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XX века / А. С. Мулярчик. – М. : Советский писатель, 1985 – 359 с.
24. Николаева, С. А. Дети и война / С. А. Николаева. – М. : Дет. лит, 1991. – 158 с.
25. Нусинова, Н. Приключения Джерика: автобиографическая повесть / Н. Нусинова. – М.: Самокат, 2009. – 168 с.
26. Образ подростка в современной русской и зарубежной литературе (на примере произведений А. лиханова «Никто» И К. Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс») [Электронный ресурс] // Наука. – Режим доступа: http://naukarus.com/obraz-podrostka-v-sovremennoy-russkoy-i-zarubezhnoy-literature-na-primere-proizvedeniy-a-lihanova-nikto-i-k-paterson-veli.
27. Осипова, Н. В. Роман воспитания в творчестве Ч. Диккенса, У. Теккерея, Т. Гарди: учебное пособие для студентов филологических специальностей / Н. В. Осипова ; Балашовский филиал Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Балашов : Николаев, 2006. – 70 с.
28. Силаев, П. В., Сафарян, А.А. Метатекстуальные связи в романе Джона Грина «Виноваты звезды» // Риторика. Лингвистика. – 2016. – №12. –С. 154-160.
29. Татанова, Л. И. Стиль Джона Грина в романах «Виноваты звезды» и «Бумажные города» / Л.И. Татанова // Научно-методический электронный журнал «концепт» – 2017. – №516. – C. 39-46.
30. Федотова, Л. В. Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе: Вторая половина XX века : Автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Федотова Линда Владиславовна // Армавир, 2003. – 22 с.
31. Хомич, Э. П. Подросток в литературе нового типа [Электронный ресурс] // День за днем. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1468.
32. Яковчик, Е. А. Трансформации в русскоязычном переводе романа Дж. Грина «Виноваты звезды». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://conf.grsu.by/altemant2018/яковчик-е-а-трансформации-в-русскоязыке
33. Green, J. The fault in our stars / KJ. Green. – NY. : Penguin group, 2012. – 173 p.
34. Talbot, M. The Teen Whisperer How the author of “The Fault in our Stars” built an ardent army of fans [Электронный ресурс] // newyorker.com. – Режим доступа: http://www.newyorker.com.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты