Введение
Глава 1 Теоретические аспекты использования лего-технологий с целью развития творческих способностей воспитанников учреждения дошкольного образования
1.1 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
1.2 Роль и значение лего-технологий в равзити творческих способностей детей дошкольного возраста
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
В науке имеется богатый опыт развития творческих способностей учащихся, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития детей, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов.
Изучением творческих способностей занимались такие зарубежные и отечественные ученые как М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Е.П. Торренс, В.И. Андреев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.К. Ковалив, Д.Б. Богоявленская, Е.Щ. Варламова, Н.М. Гнатко, В.М. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева и др.
Вопросами методики выявления и развития творческих способностей занимались В.Г. Грязева, В.А. Петровский, А.М. Матюшкин, А.В. Усова, В.Г. Афанасьев, Л.А. Антонова, Л.П. Буева, И.С. Кон, Е.В. Киселева, В.Ю. Лешер, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Прокофьев, Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, И.П. Волков, Н.С. Лернер, Н.Е. Щуркова, В.А. Левин.
Глава 1 Теоретические аспекты использования лего-технологий с целью развития творческих способностей воспитанников учреждения дошкольного образования
1.1 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Изучая проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо осмыслить содержания понятий: «творчество» и «способности». Обращаясь к научным источникам, раскрывающим данные понятия, было выявлено несколько подходов к их интерпретации.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее [6, с. 94].
В общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знании.
Понятие «способность» раскрывали в своих трудах многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, И.П. Павлов, Дж. Гилфорд, А.Л. Готсдинер и др.
1.2 Роль и значение лего-технологий в равзити творческих способностей детей дошкольного возраста
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках стандарта образования. Это непростые задачи, которые требуют создание особенных условий для процесса воспитания и обучения.
Одним из важных условий развития творчески х способностей дошкольников являются лего-технологии. Использование лего-технологий в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата сч замыслом [9, с. 76].
Ученые считают, что лего-игры способствуют интеллектуальному развитию, то есть развитию внимания, памяти, в большей степени это касается зрительной памяти; умению находить и определять закономерности, сгруппировывать и классифицировать используемый материал. Игры с лего-конструктором учат комбинировать, то есть ребенок умеет создавать любые комбинации из существующих деталей; учат детей находить погрешности и недостатки, выявлять недочеты постройки и в последствии исправлять их; учат детей предвидеть будущий результат их действий и воплощать задуманное в реальность. Мы провели исследование, направленное на выявление эффективности лего-конструирования в развитиию творческих способностей детей дошкольного возраста.
1 Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / А.И. Божович. – Питер, 2018. – 398 с.
2 Волкова, С.И. Конструирование / С.И. Волкова. – М. : Просвещение, 2011. – 206 с.
3 Варяхова, Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО / Т. Варяхова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 48-50.
4 Глушкова, Г. Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы: методическое сопровождение / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 65-73
5 Дедюкина, М.И. Лего как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / М.И. Дедюкина // Чебоксары : ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 83-86.
6 Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера. 2015. – 128 с.
7 Кузовлев, В.П. Развитие творческих способностей младших школьников : методические рекомендации / В.П. Кузовлев, Т.П. Сараева, Л.А. Черных. – Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2015. – 214 с.
8 Конструируем: играем и учимся Lego Dacta // Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. – М., 2007. – 37 с.
9 Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
10 Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2013. – 718 с.
11 Петрова, И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет / И. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С. 112
12 Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М. : Высшая школа, 2014. – 512 с.
13 Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс До и после. – 2013. – №8 – С. 80-87.
14 Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / Е.В. Фешина. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 144 с.
15 Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 194 с.