Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Формирование элементарных математических представлений»
2021
45.00 BYN
Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Формирование элементарных математических представлений
Организация: Ясли-сад №138, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика математических представлений детей старшего дошкольного возраста.ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблицы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
1.2. Сущность, структура, содержание понятия «сюжетно-дидактическая игра» детей старшего дошкольного возраста
1.3. Особенности использования сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
2.1. Комплекс сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования по использованию сюжетно-дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Рекомендации по использованию комплекса сюжетно-дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребёнок стремится к самостоятельности.
В сюжетно-дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей дошкольного возраста к занятиям, усиливает эффект самого обучения. Сюжетно-дидактическая игра является ценным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания, способствует формированию, закреплению представлений на занятии [14, c. 54].
Значение практического применения математических представлений в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги: В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, П.И. Сорокин, Г.В. Плеханов, Я.А. Коменский и другие [10, c. 94].
Исследования Р.Л. Березиной, З.А. Михайловой, А.А. Столяр, А.С. Метлиной доказывают, что в сюжетно-дидактических играх есть возможность постепенного усвоения математических представлений, на основе поэтапной работы на занятиях. Также Л.С. Выготский, говорил, что обучение должно строиться на «зоне ближайшего развития» и даваться последовательно и систематически, что осуществляется в сюжетно-дидактических играх [8].
Цель исследования: теоретическое обоснование и внедрение в практику работы сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-дидактические игры, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраст
Процесс формирования элементарных математических представлений имеет в значительной мере культурно-социальный характер знания у детей дошкольного возраста о количественных, пространственных, временных представлениях и отношениях величин являются результатом специальной математической деятельности детей, которая предполагает актуализацию смысловых связей содержания. Соответственно у детей дошкольного возраста формируются пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные [1, c. 72].
В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы – сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности [9].
Формирование элементарных математических представлений в дошкольный период осуществляется поэтапно, по мере взросления ребенка. В рамках проблемы исследования рассмотрим психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Под содержанием обучения понимается объём и характер представлений, умений, которыми должны овладеть дети старшего дошкольного возраста при организации разных видов деятельности.
Каждое математическое понятие формируется у воспитанников 5–6 лет постепенно и поэтапно, по линейно-концентрическому принципу и они все тесно связаны друг с другом.
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
2.1. Комплекс сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
При разработке комплекса сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста мы ориентировались на сюжетно-дидактические игры, разработанные А.А. Смоленцевой. Это игры «Магазин», «Ателье», «Зоопарк», «Школа», «Почта».
Однако, содержание некоторых игр для современных детей сложно для понимания и не актуально, например, «Телеграф – телефон». На основании учета интересов, возрастных особенностей детей 5–6 лет и опыта их реального взаимодействия были разработаны следующие комплексы сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений:
Нами был разработан следующий комплекс сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений: «Автозаправочная станция», «Супермаркет» , «Почтам» и «Наш весёлый зоопарк».
Сюжетно-дидактическая игра «Супермаркет»
Задачи игры: формировать умение у детей пересчитывать и отсчитывать предметы, в пределах десяти; формировать умения вести счёт по заданному образцу и называть итоговое число; воспитывать интерес и уважение к профессии продавца.
Игровые действия: В игре выделяются роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.
Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счета.
Правила игры: Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями (нравится ли им новый магазин). Шоферы доставляют определенное количество товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математическое развитие детей дошкольного возраста состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Особая роль в познавательном развитии детей дошкольного возраста отводится сюжетно-дидактическим играм. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Организуя сюжетно- дидактические игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать сюжетно- дидактические игры.
Для изучения сформированности элементарных математических представлений нами была проведена диагностика элементарных математических представлений на контрольном и констатирующем этапах исследования. В процессе проведения контрольного этапа исследования мы увидели, что представленные нами сюжетно-дидактические игры помогают в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста элементарным математическим представлениям игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования элементарных математических представлений, расширения, уточнения, закрепления учебный материал. Разнообразные сюжетно-дидактические игры занимательные по форме и содержанию оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Задания следует отличать от сюжетно-дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их — упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Сюжетно- дидактические игры одновременно относятся, как к развивающим, так и обучающим.
В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических представлений и предлагаться ребенку в виде игровых правил.
1. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолова. – М . : Просвещение 1990. – 219 с.
2. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л. Б. Баряева. – СПб. : КАРО, 2007. – 288 с.
3. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
4. Белоусова, Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть / Л.Е. Белоусова. – СПб. : Детство-пресс, 2004. – 211 с.
5. Белошистая, А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников / А. В. Белошистова. – Мурманск. : МГПУ, 2010. – 140 с.
6. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях сюжетно-дидактической игры / З. М. Богоуславская. – 2006. – 319 с.
7. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.
8. Бондаренко, А.К. Сюжетно-дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М. : 1991. – 176 с.
9. Галигузова, Л. Н. Ступени общения от года до семи лет / Л. Н. Галилузова. – М. : Просвещение. – 211 с.
10. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 2000. – 189 с.
11. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992. – 231 с.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. / С. А. Козлова. – М. : 2002. – 310 с.
13. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощёкова. Ростов н/д, 2006. – 163 с.
14. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М., 1994. – 276 с.
15. Математика – это интересно: Рабочие тетради для детей 2- 3, 3- 4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Авт.-сост. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю, Зуева ; под ред. 3.А. Михайловой.– СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 129 с.
16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / под ред.Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2002. – 120 с.
17. Метлина, А. С. Математика в детском саду / А.С. Метлина. – М. : Просвещение, 2004. – 211 с.
18. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. – 1985. – 124 с.
19. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 187 с.
20. Перова, М. П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста / М. П. Перова. – 2009. – 165 с.
21. Перова, М. Н. Сюжетно-дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя / М. П. Перова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.
22. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай. – Минск «Народная Асвета», 1990. – 89 с.
23. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – Москва. : «Просвещение» 1993. – 98 с.
24. Сорокина, А. И. Сюжетно-дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – 2009. – 132 с.
25. Смоленцева, А. А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. – М. : Просвещение, 2007. – 213 с.
26. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 2002. – 319 с.
27. Столяр, А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет / Под. ред. Столяра А. А. – М. : Просвещение, 1991 – 143 с.
28. Учебная программа дошкольного образования. Минск. – НиО. – 2019. – 479 с.
29. Чумакова, И. В. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Чумакова, Г. Р. Гадельшина. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. – 129 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика математических представлений детей старшего дошкольного возраста.ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблицы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты