Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты занятий, направленные на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность процесса воображения и классификация его видов
1.2 Творческое воображение и условия его развития в дошкольном возрасте
1.3 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения дошкольников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание организации и методов исследования
2.2 Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования. В условиях современной действительности, когда востребованными становятся люди, умеющие нестандартно мыслить, принимать решения, основанные на творческом подходе, роль школы заключается в том, чтобы подготовить детей к этой современной жизни. Именно поэтому важнейшей задачей современной школы является развитие творческих способностей у обучающихся. В социально-историческом процессе творчество представляет собой движущую силу, с помощью которой в мире происходят качественные изменения и осуществляется развитие общества на всех уровнях. Спецификой развития человеческого общества является процесс периодического выхода за пределы наличного опыта и создание новых уникальных ценностей. Творчество является неотъемлемой стороны жизни человека, что указывает на высокую значимость этого феномена.
Дошкольный возраст – лучшее время для формирования у ребенка различных психических функций. Обучение предметной деятельности, а также развитие навыков общения с другими людьми происходит непосредственно в дошкольном году. Активное формирование мышления, внимания, памяти и воображения происходит в дошкольном периоде. По этой причине перед общеобразовательными дошкольными учреждениями важной задачей является формирование творческого потенциала подрастающего поколения, что само по себе требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Творческое воображение ребенка предполагает прекрасную возможность реализовать всю направленность на творчество и резервы образования. Он широко распространен в искусстве, науке и промышленном творчестве, а также специализируется на самостоятельном создании новейших и самых уникальных представлений. Творчество необходимо как детям, так и взрослым. В детском возрасте формируются магические фигуры (на основе творческого воображения), которые часто считаются столь значимыми для ребенка, а также фигуры, основанные на восприятии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность процесса воображения и классификация его видов
Человек, как субъект деятельности, не только воспринимает и осознает окружающий мир, но и изменяет его – преобразует реальность и создает объекты, которых раньше не существовало. Человек не может сделать все это, если он не способен представить себе результаты своих действий. Для того чтобы преобразовать окружающий нас мир, мы должны уметь преобразовывать его в своих мыслях, в своем восприятии.
По определению С.Л. Рубинштейна, воображение – это психический процесс преобразования представлений, которые отражают реальную действительность, а также создание на данной основе новых представлений [19, с. 344].
Процесс воображения характерен лишь для человека и относится к специфическим видам его психической активности. Как отмечают А.О. Слепцова и Н.В. Жилкина [21], воображаемый образ является своеобразной психической моделью продукта будущего, что способствует его предметному воплощению в реальную жизнь.
Процесс воображения характерен только для человека и относится к особому виду человеческой психической деятельности. Как отмечают А.О. Слепцова и Н.В. Жилкина [21], воображаемый образ – это мысленная модель будущего продукта, способствующая его воплощению в качестве объекта в реальной жизни.
Продукт воображения может выступать в качестве.
- «образа конечного результата реальной предметной деятельности;
- картины собственного поведения в условиях информационной неопределенности;
- образа ситуации, разрешающей актуальные для конкретного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем» [2, с. 52].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание организации и методов исследования
С целью выявления особенностей развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности была организована опытно-экспериментальная работа.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 детей среднего и старшего дошкольного возраста.
На основании показателей (оригинальность при создании образов воображения, умение преобразовывать свойства знакомых предметов в новой ситуации, умение творчески использовать знания в конкретных условиях и обстоятельствах, самостоятельность в создании образов воображения, наличие внутреннего плана действий, заинтересованность в создании нового) уровня развития творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста подобрали диагностические методики:
- диагностическая методика 1. Придумай игру» (Р.С. Немов);
- диагностическая методика 2. «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева;
- диагностическая методика 3. «Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах» (Р.С. Немов);
- диагностическая методика 4. «Нарисуй что-нибудь» (Р.С. Немов).
На экспериментальном этапе исследования в работе с детьми дошкольного возраста был проведен ряд занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования.
На основании результатов входной диагностики, полученных на подготовительном этапе опытно – поисковой работы, были разработаны занятия, направленные на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, которые проводились 1-2 раза в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами рассмотрена сущность процесса воображения и классификация его видов: воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа предмета или явления, которого не существует в реальной жизни. Выделяют следующие виды: пассивное и активное; репродуктивное и продуктивное; сенсорно-перцептивное, эмоциональное, словесно-логическое.
Охарактеризовано творческое воображение и условия его развития в дошкольном возрасте: творческое воображение – способность ребенка предоставлять свои внутренние впечатления в виде образов, «воображать» их и создавать выразительный образ перцептивного сознания в материале и языке того или иного вида искусства.
Рассмотрена изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения дошкольников: ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются: предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий; пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности; организация наблюдений за творческим процессом взрослых.
Проведено эмпирическое исследование развития творческого воображения дошкольников в условиях специально организованной деятельности: на основании показателей уровня развития творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста подобрали диагностические методики: Придумай игру» (Р.С. Немов); «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева; «Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах» (Р.С. Немов); «Нарисуй что-нибудь» (Р.С. Немов). На экспериментальном этапе исследования в работе с детьми дошкольного возраста был проведен ряд занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования. Преобладающее число
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для вузов / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
2. Боровик, О. В. Развитие воображения / О.В. Боровик. – М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2010. – 112 с.
3. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. – М.: Смысл, 2008. – 685 с.
4. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / Общ. ред. С. Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. – М.: Директ-Медиа Паблишинг, 2008. – 336 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – 206.
6. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. – М., 2007. – 180 c.
7. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 2010 – 344 c.
8. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин. - М.:ПЕР-СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. – 224 с.
9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 52-59.
10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения ребенка среднего дошкольного возраста / О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 2006. – 96 с.
11. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 136-138.
12. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 128 c.
13. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб-. ное пособие / В.М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амал-фея, 2008. – 368 с.
14. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М., 2001. – 142 c.
15. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С.37.
16. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Воронеж, 1997. – 448 с.
17. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М., 2005. – 93 c.
18. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 2006. – 303 с.
19. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии. Воображение / С.А. Рубинштейн. – Издательство: Питер. – 2002. – 720 с.
20. Савина, Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Гл. ред. А.П. Олейникова. – М: «Прометей» МПГУ, 2008. — 252 с.
21. Слепцова, А.О. Фантазия как внеэтическое поле творческой деятельности / А.О. Слепцова, Н.В. Жилкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2012. – №1. – c. 56-63
22. Смолярчук, И.В. Развивать творческие способности детей / И.В. Смолярчук // Школьное воспитание. – 2003. – №8. – С.10-12.
23. Шинкарёва, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 1053-1055.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы результатов исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты занятий, направленные на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты