Организация и методика закаливания в молодом возрасте
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация и методика закаливания в молодом возрасте»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Организация и методика закаливания в молодом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1. Общая характеристика закаливания
1.1 Закаливание, как гигиеническое средство физического воспитания
1.2 Влияние закаливания на организм
1.3 Методические принципы и правила закаливания
2. Методика закаливания в молодом возрасте
2.1 Особенности использования средств закаливания в молодом возрасте
2.2 Методика закаливания обливанием (по системе П. Иванова)
2.3 Методика закаливания купанием
2.4 Методика закаливания воздухом
2.5 Методика закаливания солнцем
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды – основная задача современности. И одним из средств повышения устойчивости организма является закаливание.
Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению простудных заболеваний. С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.
Закаливание организма в – это система процедур, повышающих сопротивляемость организма человека к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, развитие иммунитета, улучшение терморегуляции, укрепление духа. Закаливание - это вид тренировки защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации в критических условиях.
В процессе закаливания нормализуется состояние эмоциональной сферы человека, он становится более сдержанным, сбалансированным, улучшается настроение, повышается жизненный тонус, повышается работоспособность и выносливость организма.
Закаленный человек легче переносит критические изменения температуры и резкое изменение погодных условий, неблагоприятные условия жизни, лучше справляется со стрессом.
Как отмечают исследователи, воздействие закаливания на организм заключается не только в том, что сопротивляемость организма значительно повышается, но и закаливание приводит к совершенствованию внутренней системы организма вообще, что способствует увеличению работоспособности и активности личности.
Закаливание способствует тому, что изменения происходят не только в центральной нервной системе, но также и на тканевом и клеточном уровня. Закаливание рассматривается как элемент воспитания, когда они являются частью (способом) процесса акклиматизации, процесса постепенного приспособления (адаптации) к меняющимся условиям окружающей среды. Этот процесс сопровождает человека всю его жизнь.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности организации и методики закаливания в молодом возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности закаливания, как гигиенического средства физического воспитания;
- охарактеризовать методические принципы и правила закаливания;
- проанализировать особенности использования средств закаливания в молодом возрасте.
1. Общая характеристика закаливания
1.1 Закаливание, как гигиеническое средство физического воспитания
Закаливание известно уже с давних времен. Горячим сторонником закаливания был реформатор античной медицины Гиппократ. Идеи его нашли распространение в трудах учёных других стран. В Азии, например, взглядов Гиппократа придерживался великий учёный, философ и врач Ибн Сина (Авиценна).
Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е.А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси «…считалось величайшей добродетелью приучения тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам». Проблемам закаливания посвящены работы русских учёных и врачей. Ученик М.В. Ломоносова С.Г. Забелин выступил в 1773 году в Московском университете с докладом «Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней».
Известные деятели медицины М.Я. Мудров и К.Г. Грум указывали, что закаливание холодом является важнейшим средством профилактики заболеваний. На необходимость закаливания постоянно указывали видные деятели русской науки, медицины и просвещения – Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, И.П. Павлов. Их исследования и научные труды лежат в основе современных представлений о физических воздействиях закаливающих процедур на организм. В сочетании с физическими упражнениями при соблюдении гигиенических условий и рационального режима закаливание составляет единый процесс физического воспитания [3].
Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский, рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.
Закаливание – это прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные и тем самым устранять опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливание организма необходимо проводить изо дня в день, без длительных перерывов и вне зависимости от погодных условий. Положительный результат будет лишь в том случае, если длительность и сила действия закаливающих процедур будет постепенно наращиваться. Переход к более сильным воздействиям нужно осуществлять постепенно, исходя из учета состояния организма, характера его ответных реакций [12].
2. Методика закаливания в молодом возрасте
2.1 Особенности использования средств закаливания в молодом возрасте
Современные тенденции заставили мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов. Согласно имеющимся данным, в настоящее время выделяют следующие возрастные категории:
- 18-44 лет – молодой возраст;
- 44-60 лет – средний возраст;
- 60-75 лет – пожилой возраст;
- 75-90 лет – старческий период;
- 90+ лет – долгожитель.
При составлении данной возрастной периодизации медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.
Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость. Из этого следует что к молодому возрасту относятся лица 18-44 лет [22].
На сегодняшний день для полноценного и гармоничного развития в молодом возрасте необходимо соблюдать здоровый образ жизни, то есть блюсти правила личной гигиены, отказываться от вредных привычек, правильно питаться, вести себя экологически грамотно и безопасно, поддерживать свой вес в норме.
Также, здоровый человек должен заниматься постоянными физическими упражнениями и спортом. Отличным способом ведения здорового образа жизни в молодом возрасте является закаливание. Закаливание – это комплекс оздоровительных процедур, которые направлены на укрепление иммунитета и повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды [20].
Закаливание в молодом возрасте является необходимым, так как существует потребность в повышении сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и необходимость повышения двигательной активности лиц молодого возраста. Так как большинство лиц молодого возраста являются либо студентами, либо работают, и как следствие ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на их здоровье. Использование различных средств закаливания помогает сохранять и укреплять здоровье лиц молодого возраста, улучшает деятельность различных органов и систем, повышает способность организма противостоять простудным заболеваниям, оказывает положительное влияние на физическую и умственную работоспособность [7].
Заключение
Таким образом, закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаленность – физиологические качества организма, обеспечивающие сопротивление его неблагоприятным метеорологическим воздействиям. Смысл закаливания в том, что в отличие от стихийной приспособленности организма человека к воздействию природных факторов (например, холод, жара, УФ, радиация) в пределах физиологической адаптации, свойственной каждому индивиду, возможно планомерное приучение человека к более широкому диапазону неблагоприятных внешних условий, в которых адаптация без специальной тренировки происходит напряженно и даже небезвредно для организма.
Закаливание является обязательным элементом физического воспитания, особенно важным для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен. Любое совершенствование - это длительная тренировка.
Следовательно, закаливание - это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, то есть им могут заниматься люди любых возрастов независимо от работоспособности и степени физического развития.
Закаливание организма - это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования. Закаливание тренирует защитные силы организма, подготавливает к своевременной мобилизации. В процессе закаливания нормализуется состояние эмоциональной сферы, человек становится более сдержанным, уравновешенным, так же закаливающие процедуры улучшают настроение, придают бодрость, повышает работоспособность и выносливость организма. Закаленный человек легко переносит жару, холод, резкие перемены внешней температуры, способные ослабить защитные силы организма.
Закаливание в молодом возрасте является важным средством профилактики заболеваний, а также негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Также, закаливающие процедуры помогут справиться человеку с тяжелыми нагрузками. При соблюдении всех правил закаливания, снизится число простудных заболеваний, а возможно полностью исключатся.
1. Артюхов, Ю.А. Как закалить свой организм / Ю.А. Артюхов. – Минск: Харвест, 2015. – 224 с.
2. Баранова, С. В. Укрепление организма/ С.В. Баранова. – Единение - Москва, 2007. - 435 c.
3. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. - М.: Химия, 2019. – 405 с.
4. Борисова, Т. С. Гигиенические аспекты закаливания детей и подростков : учеб.-метод. пособие / Т. С. Борисова, Ж. П. Лабодаева. – Минск : БГМУ, 2017. – 44 с.
5. Воронцова, И.М. Закаливание детей с применением интенсивных методов / И.М. Воронцова, Л.А. Беленький. – Метод. рекомендации. – С. Петербург: Медицина, 2013. – 324 с.
6. Гончарова, Т. А. Полная энциклопедия закаливания / Т. А. Гончарова. – М.: МСП, 2002. – 590 с.
7. Горячева А.Н., Рютина Л.Н. Закаливание - как средство повышения иммунитета // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. –2020. – № 08 (49). – С. 83 – 86.
8. Дубровская С.В. Правильное закаливание водой /С.В. Дубровская. – М.: Книга по Требованию - Москва, 2017. – 393 с.
9. Егорова, С. А. Организация оздоровительной работы с различными слоями населения : учеб. пособие: Направление подготовки 49.04.01 Физическая культура. Профиль подготовки «Физкультурно-оздоровительные технологии». Магистратура / С. А. Егорова, В. Г. Петрякова ; Сев.-Кав. федер. ун-т. - Ставрополь : СКФУ, 2018. - 92 с.
10. Иванченко, В.Г. Тайны русского закала / В.Г. Иванченко. – Москва. – 2015. – 188 с.
11. Исаев, М. Если хочешь быть здоров / М. Исаев – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 352 с.
12. Колгушкин, А. Закаливание / А. Колгушкин. М.: Рипол Классик, 2015. – 528 c.
13. Колгушкин, А.Н. Лекарства от простуды / А.Н. Колгушкин, Л.И. Короткова. – Физкультура и спорт. – 2016. – № 2. – С.95-168.
14. Колтушкин, А.Н. Целебный холод / А.Н. Колтушкин – М.: Физкультура, 2003. – 176 с.
15. Лавриненко, Г. В. Гигиенические основы закаливания детей и подростков : метод. рекомендации / Г. В. Лавриненко, Ж. П. Лабодаева – Минск: БГМУ, 2007. – 15 с.
16. Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П. Лаптев. – Москва: Медицина, 2014. – 159 с.
17. Мазнев Н. И. Все о здоровье ребенка. Оздоровление, закаливание лечение/ Н.И. Мазнев. – Рипол Классик - Москва, 2007. - 544 c.
18. Малахов, Г.П. Закаливание и водолечение / Г.П. Малахов. – Москва: Сталкер, 2017. – 105 с.
19. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни / В.В. Марков – М.: Академия, 2001. – 320 с.
20. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи/ А.В. Мартыненко, В.А Полесский. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2008. – 365 с.
21. Онучин, Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н.А. Онучин. – Москва: АСТ, 2015. – 158 с.
22. Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/.
23. Пахомова, С.В. Методика закаливания организма: методические рекомендации / С.В. Пахомова; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2010. – 35 с.
24. Петруша, И. Н. Гигиенические основы закаливания. Методики определения закаленности растущего организма: учеб.-метод. пособие для студентов медико-профилактического факультета / И. Н. Петруша. – Гомель : УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2007. – 20 с.
25. Пивоваров, Ю. П. Гигиена и основы экологии человека : учеб. / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под. ред. Ю. П. Пивоварова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 468 с.
26. Сокорев, А. П. Основы закаливания: учебно – методическое пособие / А. Н. Сокарев, Т. Н. Васильева – Новосибирск: СибУПК, 2013. – 96 с.
27. Чусов Ю.Н. Азбука закаливания / Ю.Н. Чусов. – М.: Знание, 1984. – 115 с.
28. Яковлев, Ю.В. Особенности влияния физической рекреации на поддержания телесного здоровья человека / Ю.В. Яковлев, П.К. Кузнецов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – 2018. № 1 (155). - С. 283-286.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты