Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды – основная задача современности. И одним из средств повышения устойчивости организма является закаливание.
Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению простудных заболеваний. С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.
Закаливание организма в – это система процедур, повышающих сопротивляемость организма человека к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, развитие иммунитета, улучшение терморегуляции, укрепление духа. Закаливание - это вид тренировки защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации в критических условиях.
В процессе закаливания нормализуется состояние эмоциональной сферы человека, он становится более сдержанным, сбалансированным, улучшается настроение, повышается жизненный тонус, повышается работоспособность и выносливость организма.
Закаленный человек легче переносит критические изменения температуры и резкое изменение погодных условий, неблагоприятные условия жизни, лучше справляется со стрессом.
Как отмечают исследователи, воздействие закаливания на организм заключается не только в том, что сопротивляемость организма значительно повышается, но и закаливание приводит к совершенствованию внутренней системы организма вообще, что способствует увеличению работоспособности и активности личности.
Закаливание способствует тому, что изменения происходят не только в центральной нервной системе, но также и на тканевом и клеточном уровня. Закаливание рассматривается как элемент воспитания, когда они являются частью (способом) процесса акклиматизации, процесса постепенного приспособления (адаптации) к меняющимся условиям окружающей среды. Этот процесс сопровождает человека всю его жизнь.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности организации и методики закаливания в молодом возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности закаливания, как гигиенического средства физического воспитания;
- охарактеризовать методические принципы и правила закаливания;
- проанализировать особенности использования средств закаливания в молодом возрасте.
1. Общая характеристика закаливания
1.1 Закаливание, как гигиеническое средство физического воспитания
Закаливание известно уже с давних времен. Горячим сторонником закаливания был реформатор античной медицины Гиппократ. Идеи его нашли распространение в трудах учёных других стран. В Азии, например, взглядов Гиппократа придерживался великий учёный, философ и врач Ибн Сина (Авиценна).
Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е.А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси «…считалось величайшей добродетелью приучения тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам». Проблемам закаливания посвящены работы русских учёных и врачей. Ученик М.В. Ломоносова С.Г. Забелин выступил в 1773 году в Московском университете с докладом «Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней».
Известные деятели медицины М.Я. Мудров и К.Г. Грум указывали, что закаливание холодом является важнейшим средством профилактики заболеваний. На необходимость закаливания постоянно указывали видные деятели русской науки, медицины и просвещения – Н.И. Пирогов, В.М. Бехтерев, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, И.П. Павлов. Их исследования и научные труды лежат в основе современных представлений о физических воздействиях закаливающих процедур на организм. В сочетании с физическими упражнениями при соблюдении гигиенических условий и рационального режима закаливание составляет единый процесс физического воспитания [3].
Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский, рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.
Закаливание – это прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные и тем самым устранять опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливание организма необходимо проводить изо дня в день, без длительных перерывов и вне зависимости от погодных условий. Положительный результат будет лишь в том случае, если длительность и сила действия закаливающих процедур будет постепенно наращиваться. Переход к более сильным воздействиям нужно осуществлять постепенно, исходя из учета состояния организма, характера его ответных реакций [12].
2. Методика закаливания в молодом возрасте
2.1 Особенности использования средств закаливания в молодом возрасте
Современные тенденции заставили мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов. Согласно имеющимся данным, в настоящее время выделяют следующие возрастные категории:
- 18-44 лет – молодой возраст;
- 44-60 лет – средний возраст;
- 60-75 лет – пожилой возраст;
- 75-90 лет – старческий период;
- 90+ лет – долгожитель.
При составлении данной возрастной периодизации медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.
Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость. Из этого следует что к молодому возрасту относятся лица 18-44 лет [22].
На сегодняшний день для полноценного и гармоничного развития в молодом возрасте необходимо соблюдать здоровый образ жизни, то есть блюсти правила личной гигиены, отказываться от вредных привычек, правильно питаться, вести себя экологически грамотно и безопасно, поддерживать свой вес в норме.
Также, здоровый человек должен заниматься постоянными физическими упражнениями и спортом. Отличным способом ведения здорового образа жизни в молодом возрасте является закаливание. Закаливание – это комплекс оздоровительных процедур, которые направлены на укрепление иммунитета и повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам окружающей среды [20].
Закаливание в молодом возрасте является необходимым, так как существует потребность в повышении сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и необходимость повышения двигательной активности лиц молодого возраста. Так как большинство лиц молодого возраста являются либо студентами, либо работают, и как следствие ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на их здоровье. Использование различных средств закаливания помогает сохранять и укреплять здоровье лиц молодого возраста, улучшает деятельность различных органов и систем, повышает способность организма противостоять простудным заболеваниям, оказывает положительное влияние на физическую и умственную работоспособность [7].
Заключение
Таким образом, закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаленность – физиологические качества организма, обеспечивающие сопротивление его неблагоприятным метеорологическим воздействиям. Смысл закаливания в том, что в отличие от стихийной приспособленности организма человека к воздействию природных факторов (например, холод, жара, УФ, радиация) в пределах физиологической адаптации, свойственной каждому индивиду, возможно планомерное приучение человека к более широкому диапазону неблагоприятных внешних условий, в которых адаптация без специальной тренировки происходит напряженно и даже небезвредно для организма.
Закаливание является обязательным элементом физического воспитания, особенно важным для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен. Любое совершенствование - это длительная тренировка.
Следовательно, закаливание - это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, то есть им могут заниматься люди любых возрастов независимо от работоспособности и степени физического развития.
Закаливание организма - это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования. Закаливание тренирует защитные силы организма, подготавливает к своевременной мобилизации. В процессе закаливания нормализуется состояние эмоциональной сферы, человек становится более сдержанным, уравновешенным, так же закаливающие процедуры улучшают настроение, придают бодрость, повышает работоспособность и выносливость организма. Закаленный человек легко переносит жару, холод, резкие перемены внешней температуры, способные ослабить защитные силы организма.
Закаливание в молодом возрасте является важным средством профилактики заболеваний, а также негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Также, закаливающие процедуры помогут справиться человеку с тяжелыми нагрузками. При соблюдении всех правил закаливания, снизится число простудных заболеваний, а возможно полностью исключатся.
1. Артюхов, Ю.А. Как закалить свой организм / Ю.А. Артюхов. – Минск: Харвест, 2015. – 224 с.
2. Баранова, С. В. Укрепление организма/ С.В. Баранова. – Единение - Москва, 2007. - 435 c.
3. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. - М.: Химия, 2019. – 405 с.
4. Борисова, Т. С. Гигиенические аспекты закаливания детей и подростков : учеб.-метод. пособие / Т. С. Борисова, Ж. П. Лабодаева. – Минск : БГМУ, 2017. – 44 с.
5. Воронцова, И.М. Закаливание детей с применением интенсивных методов / И.М. Воронцова, Л.А. Беленький. – Метод. рекомендации. – С. Петербург: Медицина, 2013. – 324 с.
6. Гончарова, Т. А. Полная энциклопедия закаливания / Т. А. Гончарова. – М.: МСП, 2002. – 590 с.
7. Горячева А.Н., Рютина Л.Н. Закаливание - как средство повышения иммунитета // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. –2020. – № 08 (49). – С. 83 – 86.
8. Дубровская С.В. Правильное закаливание водой /С.В. Дубровская. – М.: Книга по Требованию - Москва, 2017. – 393 с.
9. Егорова, С. А. Организация оздоровительной работы с различными слоями населения : учеб. пособие: Направление подготовки 49.04.01 Физическая культура. Профиль подготовки «Физкультурно-оздоровительные технологии». Магистратура / С. А. Егорова, В. Г. Петрякова ; Сев.-Кав. федер. ун-т. - Ставрополь : СКФУ, 2018. - 92 с.
10. Иванченко, В.Г. Тайны русского закала / В.Г. Иванченко. – Москва. – 2015. – 188 с.
11. Исаев, М. Если хочешь быть здоров / М. Исаев – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 352 с.
12. Колгушкин, А. Закаливание / А. Колгушкин. М.: Рипол Классик, 2015. – 528 c.
13. Колгушкин, А.Н. Лекарства от простуды / А.Н. Колгушкин, Л.И. Короткова. – Физкультура и спорт. – 2016. – № 2. – С.95-168.
14. Колтушкин, А.Н. Целебный холод / А.Н. Колтушкин – М.: Физкультура, 2003. – 176 с.
15. Лавриненко, Г. В. Гигиенические основы закаливания детей и подростков : метод. рекомендации / Г. В. Лавриненко, Ж. П. Лабодаева – Минск: БГМУ, 2007. – 15 с.
16. Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П. Лаптев. – Москва: Медицина, 2014. – 159 с.
17. Мазнев Н. И. Все о здоровье ребенка. Оздоровление, закаливание лечение/ Н.И. Мазнев. – Рипол Классик - Москва, 2007. - 544 c.
18. Малахов, Г.П. Закаливание и водолечение / Г.П. Малахов. – Москва: Сталкер, 2017. – 105 с.
19. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни / В.В. Марков – М.: Академия, 2001. – 320 с.
20. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи/ А.В. Мартыненко, В.А Полесский. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2008. – 365 с.
21. Онучин, Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н.А. Онучин. – Москва: АСТ, 2015. – 158 с.
22. Официальный сайт ВОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/.
23. Пахомова, С.В. Методика закаливания организма: методические рекомендации / С.В. Пахомова; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2010. – 35 с.
24. Петруша, И. Н. Гигиенические основы закаливания. Методики определения закаленности растущего организма: учеб.-метод. пособие для студентов медико-профилактического факультета / И. Н. Петруша. – Гомель : УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2007. – 20 с.
25. Пивоваров, Ю. П. Гигиена и основы экологии человека : учеб. / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под. ред. Ю. П. Пивоварова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 468 с.
26. Сокорев, А. П. Основы закаливания: учебно – методическое пособие / А. Н. Сокарев, Т. Н. Васильева – Новосибирск: СибУПК, 2013. – 96 с.
27. Чусов Ю.Н. Азбука закаливания / Ю.Н. Чусов. – М.: Знание, 1984. – 115 с.
28. Яковлев, Ю.В. Особенности влияния физической рекреации на поддержания телесного здоровья человека / Ю.В. Яковлев, П.К. Кузнецов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – 2018. № 1 (155). - С. 283-286.