Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью»
по дисциплине: «Физическая культура»
2021
45.00 BYN
Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Физическая культура
Организация: Ясли-Сад № 78, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры конспектов физкультурно-познавательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (семейный калейдоскоп).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (спортивно - развлекательное мероприятие для детей 6-7 лет).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «ценностного отношения к здоровью» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностический инструментарий изучения уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Система работы по формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья у детей является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии [18, с. 13].
В связи с этим проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Впервые первые о необходимости привития культуры здоровья человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач
И.И. Мечников. Он считал, что самое главное научить человека правильному, безошибочному выбору в любой системе только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного [38].
Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более 60% от образа жизни.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «ценностного отношения к здоровью» в психолого-педагогической литературе
Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».
Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Ф.Ф. Королёва, Л.А. Занкова и др).
И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии [45, с.55].
В своих трудах С.А. Козлова, характеризует понятие «отношение», как оценку соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам [14].
Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.
Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов).
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностический инструментарий изучения уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из цели и задач исследования, нами был проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на выявление состояния педагогической практики по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного, в котором последовательно решались следующие задачи:
1) проанализировать состояние исследуемой проблемы в образовательной работе учреждения дошкольного образования;
2) определить условные уровни сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни и дать их качественную характеристику.
В констатирующем этапе эксперимента участвовали воспитанники старшей группы Ясли-сад № 78, ГУО, г. Гродно.
В ходе констатирующего эксперимента с целью выявления уровня педагогических знаний, теоретической и практической подготовки воспитателей учреждения дошкольного образования к работе по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, использования форм, методов и приемов воспитательной работы в этом направлении, выяснения путей ее совершенствования было проведено анкетирование. В ходе работы изучались следующие аспекты:
- что воспитатели понимают под здоровым образом жизни;
- с какого возраста воспитатели считают целесообразным формировать здоровый образ жизни у детей;
- кто, по мнению воспитателей, должен заниматься формированием здорового образа жизни у детей;
- является ли образ жизни педагогов здоровым;
- что бы педагоги посоветовали делать родителям для сохранения и укрепления здоровья детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети старшего дошкольного возраста имеют все необходимые предпосылки для формирования ценностного отношения к соему здоровью. В этот период происходит бурное развитие всех психических процессов, открытость к внешним воздействиям создает благоприятные условия для формирования личности ребенка, для включения его в процесс здоровьетворения. Но в то же время у детей отсутствует система научных знаний, ограничен опыт здоровьесберегающего поведения, их поведение определяется подражательностью. Учитывая это, целесообразно расширять круг знаний детей о здоровье, способах его сохранения и укрепления, воздействовать на чувства детей, включать их в разнообразные виды деятельности.
В рамках первой главы нами были рассмотрены сущность понятия «ценностного отношения к здоровью» в психолого-педагогической литературе, выделены особенности формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, а также сформулированы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного. К ключевыим педагогически условиям нами были отнесены: разработана система физкультурно-познавательных занятий, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью; систематически повышается компенентность родителей; оказывается методическая поддержка воспитателей по формированию ценностного отношения к здоровью.
Теоретический анализ истоников показал, что в основу ценностного отношения к здоровью важно положить ряд основных принципов: здоровый образ жизни − его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении; человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик; здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций; здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях / И.Е. Аверина. - М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
2. Алямовская, В.Г. Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении / В.Г. Алямовская. - М.: Век, 1996. – 112 с.
3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М. : «Наука», 1987. – 156 с.
4. Апанасенко, Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? / Г.А. Апанисенко // Валеология. - 1996. - №2 - С. 9-16.
5. Аранская, О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни. / О.С. Аранская // Здаровы лад жыцця. - 2002. - №5. – С.54-56.
6. Баевский, Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – СПб. : Владос, 1993. – 116 с.
7. Белановская, О.В. Динамика представлений о здоровом образе жизни в подростково-юношеском возрасте / О.В. Белановская // Здаровы лад жыцця. - 2001. - №6. - С. 40-42.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400с.
9. Белов В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. – СПб. : ИНФРА-М, 1994. – 189 с.
10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д.Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
11. Бреева, Е.А. Здоровье новорожденных - будущее здоровье нации / Е.А. Буева. – М. : Айрис, 2003. – 95 с.
12. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман - М. : Академия, 1990. – 156 с.
13. ВОЗ. Устав. – Женева, 1968.
14. Васильева, О.С. Зерно здоровья : концепция первичной валео-установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №3. – С. 36-47
15. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону : изд. РГУ, 1997. – 413 с.
16. Воднева, Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук. – Смоленск, 2003. – 198 с.
17. Глазырина, Л.Д. Физическая культура − дошкольникам. Программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 144с.
18. Гулицкая, Н.И. Состояние здоровья детей в Республике Беларусь / Н.И. Гулицкая, Л.Н. Ломоть // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2006. - № 11. - С. 12-14.
19. Давидович, В.В. Здоровье как философская категория / В.В. Давидович, А.В. Чекалов // Валеология. – 1997. - №1. - С. 14-19.
20. Жук, Е.Г. Теоретические основы и практические меры утверждения здорового образа жизни / Е.Г.Жук // Физическая культура - основополагающий фактор здорового образа жизни современного человека. Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 70-летию Смоленского государственного медицинского института. – Смоленск : СГПУ, 1990. - С. 26-27.
21. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Журавлева. - М. : Наука, 2006. – 233 с.
22. Зайцев, А.Г. Формирование здоровья молодого поколения / А.Г.Зайцева // Гигиена и санитария. - 2004. - № 1. – С. 12-14.
23. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1986 – т.1. – 320 с., т. 2 – 296 с.
24. Змановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств / Ю.Ф. Змановский. - М. : Советский спорт, 1991. – 211 с.
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2001. - 176 с.
26. Каракотова, С.М. Формирование здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта / С.М. Каракотова. – М. : Детсво, 2004. – 122 с.
27. Казаковцева, Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства» / Т.С. Казаковцева. – Киев : Знание, 1997. - 78с.
28. Лыкова, В.Я. Педагогика здоровья / В.Я. Лыкова. – Смоленск : СПГУ, 1999. – 96 с.
29. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П. Лисицын - М. : изд. МГУ, 1986. – 89 с.
30. Лисицын, Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка / Отв. ред. Ю.П. Лисицын. - М. : изд. МГУ, 1984. – 78 с.
31. Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках / С.М.Мартынов. - М. : Просвещение, 1991. – 156 с.
32. Орехова, Т.Ф. Валеология как гуманистическая наука XXI века / Т.Ф. Орехова, Т.В. Кружилина // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №1. – С. 72-78
33. Петленко, В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность / отв. ред. В.П. Петленко. - СПб. : Нева-Пресс, 1999. – 114 с.
34. Попов, С.В. Валеология в школе и дома / С.В. Попов. – СПб : Владос, 1997. – 79 с.
35. Попровский, А.А. Физиология человека / А.А. Попровский. - М. : ВЕК, 1997. – 179 с.
36. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. – 2005. – № 3. - С. 35–42.
37. Рунова, М. Помогите ребенку укрепить здоровье! / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - №9. – 2004. – С. 21-26
38. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М. : АПКиПРО, 2002. – 121 с.
39. Степанов, А.Д. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования / А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин // Советское здравоохранение. - 1981. - №5. - С.6-9.
40. Татарникова, Л.Г. Психология здоровья / Л.Г. Татрникова. - СПб. : «Питер», 2003 – 607 с.
41. Тюмасева, З.И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З.И. Тюмасева. – СПб. : Питер, 2004. – 464 с.
42. Филиппова, С.К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.К. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. – С. 41-46.
43. Физическая культура шестилеток: кн. для учителя / под ред. Н.Т. Лебедевой. – Мн. : Нар.асвета, 1986. – 136 с.
44. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. – 241 с.
45. Чумаков, Б. Н. Валеология: учеб. пособие / Б.Н. Чумаков. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.
46. Чумакова, П.А. Спортивные и подвижные игры / П.А. Чумакова. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 134 с.
47. Шнейдер, О.С. Проблема преемственности в обеспечении здоровья детей на этапах дошкольного и школьного образования / О.С.Шнейдер, М.С. Осмолкина, Г.А. Решетнева // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика : сб. науч. тр. / под ред. С.Б.Шармановой, А.И. Федорова; Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2002. - вып. 2. - С. 241-246.
48. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М. : Владос, 1999. – 136 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры конспектов физкультурно-познавательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (семейный калейдоскоп).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (спортивно - развлекательное мероприятие для детей 6-7 лет).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты