Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством аппликационной деятельности
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством аппликационной деятельности»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
45.00 BYN
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством аппликационной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс дидактических игр, способствующих сенсомоторной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность сенсомоторного развития в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль и значение аппликационной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методика обучения аппликации как средства сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка комплекса дидактических игр по сенсомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики рук и пальцев у детей является важным условием для общего развития личности. Развитие мелкой моторики является частью общего сенсорно-моторного развития ребенка и начинается на ранних стадиях его развития. Недостаточное сенсорно-моторное развитие у маленьких детей приводит к трудностям, связанным с начальным этапом обучения. Нарушения движения рук и пальцев могут возникать, когда детей не обучают должным образом и не уделяют достаточного внимания сенсорно-моторному развитию. Однако при некоторых патологических состояниях и заболеваниях у детей также могут наблюдаться нарушения в сенсорно-моторном развитии, особенно в мелкой моторике рук и пальцев.
В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т.д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадает необходимость в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ее необходимо развивать, а начинать нужно с момента рождения.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития человека, а с другой стороны – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Исследованиями в области изучения особенностей развития сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, И.В. Дубровина, И.В. Дуброва, А.В. Запорожец и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность сенсомоторного развития в психолого-педагогической литературе
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка перцептивных процессов и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие происходит только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и т.д., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается фундамент для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических и других видов ощущений и восприятий [5, с. 12].
Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) сенсорный опыт обогащается за счет совершенствования различных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей. Ученые (С.М. Вайнерман, Л.В. Филиппова и др.) утверждают, что в детском возрасте не существует оптимумов развития даже в отношении самых элементарных сенсомоторных реакций, что свидетельствует о незавершенности на данном возрастном этапе процессов как сенсорного, так и сенсомоторного развития.
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методика обучения аппликации как средства сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста
Изучением методики обучения и руководства аппликационной деятельностью детей дошкольного возраста занимались авторы: А.М. Башарина, З.А. Богатеева, А.Н. Вовикова, С.К. Вохринцева, А.А. Грибовская, В.Б. Зайцев, Д. Н. Колдина, А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева и др.
К основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста относятся информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод.
Информационно-рецептивный метод иногда называют разъяснительно – иллюстративный, педагогами он применяется для того, чтобы помочь детям воспринимать предметы и явления окружающего мира, понимать содержание музыкальных и литературных произведений и отражать их в изобразительной деятельности. Для этого организуются наблюдения, обследования предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предложенных для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы потом успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются выразительные представление о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы, сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость), нужно рядом с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги [13, с. 65].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических и других видов ощущений и восприятий. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка перцептивных процессов и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие происходит только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и т.д., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается фундамент для развития умственной деятельности.
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста должно продолжаться в детском саду через восприятие и представление форм и цветов, поскольку сенсорное развитие продолжает концентрироваться в начальной школе. В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие и становление сенсомоторных функций. Данный возраст должен продолжать традицию развития представлений об окружающем мире в рамках построения системы коррекционной и развивающей работы посредством приобщения ребенка к живописи и искусству.
Такой вид изобразительной деятельности как аппликация является одним из самых популярных видов изобразительной деятельности для детей. Систематическое обучение детей различным аппликациям с использованием разных материалов создает основу для развития технических навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации, материал и использовать различные подходящие техники. Обучение аппликации включает в себя ознакомление с материалом, обучение вырезанию различных форм, размещение их на листе бумаги в определенном порядке и вклеивание их в соответствии с сюжетом. В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.
1. Башарина, А.М. Аппликация из соломки в детском саду /А.М. Башарина. – М.: Академия развития, 2010. – 128 с.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
3. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4–5 лет / А.Н. Вовикова. – М.: Стрекоза, 2010. – 20 с.
4. Вохринцева, С.К. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа / С.К. Вохринцева. – М.: Страна Фантазий, 2011. – 33 с.
5. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2010. – 16 с.
6. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2011. – 152 с.
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 287 с.
8. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева – М.: Академия, 2000. – 344 с.
9. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
10. Зайцев, В.Б. Аппликация / В.Б. Зайцев. – М.: Рипол Классик, 2011. – 16 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2008. – 255 с.
12. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4–5 лет / Д.Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.
13. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2010. – 125 с.
14. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада /Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. – 128 с.
15. Короткова, Е.А. Рисование и аппликация в детском саду / Е.А. Короткова. – М.: Академия развития, Харвест, 2009. – 128 с.
16. Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002. – 210 с.
17. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2009. – 144 с.
18. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О.А. Малик. – М.: Сфера, 2009. – 96 с.
19. Малышева, А.Н. Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – М.: Академия развития, 2010. – 145 с.
20. Маслова, И.В. Аппликация / И.В. Маслова. – М.: Баласс, 2012. – 64 с.
21. Новикова, И.Л. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду/ И.Л. Новикова. – М.: Академия Развития, 2010. – 192 с.
22. Погодина, С.В. Теория и методика развития изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
23. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 215 с.
24. Румянцева, Е.А. Аппликация. Простые поделки / Е.А. Румянцева. – М.: Мир книги, 2010. – 112 с.
25. Семёнова, Т.А. Бумажная мозаика / Т.А. Семёнова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 123–125.
26. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 190 с.
27. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2011. – 75 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс дидактических игр, способствующих сенсомоторной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты