Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2022
45.00 BYN
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Детский сад №23, УДО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом
1.1 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста
1.2 Формирование сенсорных эталонов в среднем дошкольном возрасте
1.3 Особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в своей жизни ребенок сталкивается с предметами всех цветов, разных форм и других атрибутов, особенно с игрушками и предметами быта. Позже, по мере роста и развития, он также знакомится с различными произведениями искусства: музыкой, живописью и скульптурой. Его также окружают все сенсорные атрибуты природы - множество цветов, запахов, вкусов, звуков. Конечно, очевидно, что каждый ребенок, без целенаправленного воспитания, со временем все это усвоит. Но если усвоение происходит спонтанно, без руководства квалифицированного обучения со стороны взрослых, оно часто становится поверхностным, неполным, а иногда даже ошибочным. И усвоение социально-чувственного опыта, накопленного предыдущими поколениями, играет важную и решающую роль в онтогенезе восприятия. Поскольку дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для повышения активности всех органов чувств и накопления знаний об окружающем мире, важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка в этот период.
Сенсорное развитие также является неотъемлемой частью фундамента когнитивного развития. Уровень умственного, эстетического и физического развития зависит от того, насколько хорошо ребенок способен слышать, видеть и осязать мир. М. Манасеина основывала свою концепцию сенсорного развития и воспитания на достижениях медицины и физиологии, в которых она подчеркивала тесную связь между сенсорным и психологическим развитием ребенка. Она утверждала, что чем раньше и лучше ребенок научится контролировать свои чувства, тем быстрее и полнее будет его психологическое развитие [1, с.15].
Исходя из всего вышесказанного и учитывая, что современная жизнь очень динамична, и чтобы быть в ней успешным, необходимо обладать достаточными перцептивными навыками, я делаю вывод, что сенсорное развитие дошкольников сегодня является актуальной проблемой в образовательной деятельности педагога-воспитателя.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом
1.1 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста
Среднему дошкольному возрасту детей следует уделять особое внимание в связи с исключительной ситуацией в дошкольном учреждении, когда ребенок еще не большой, но уже не маленький. Средний возраст является переходным возрастом дошкольного периода. В этот период у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность - развивается восприятие, зрительное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Средний дошкольный возраст является промежуточным, переходным между младшим и старшим дошкольными годами, что влияет на новые формации сознания и личности. К ним относятся: создание элементарной целостной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональное и интеллектуальное предвидение; овладение правилами поведения; нравственные чувства; любительская деятельность и простейшие формы творчества [4, с.33].
В игровой деятельности детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст) присутствуют ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игры и реальных взаимодействий детей.
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста в играх с природным материалом
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: УДО «Детский сад №23» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет. Выборка составила 6 (60%) мальчиков и 4 (40%) девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Цель исследования: изучить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Сделать выводы по результатам исследования.
В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1. Методика «коробочка форм». Цель: диагностика сенсорных эталонов формы. Включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой различные геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика (квадрат, круг, прямоугольник, ромб, овал, многоугольник). Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа литературных источников мы определили, что мы рассмотрели основные психолого-педагогические особенности среднего дошкольного возраста. Мы определили, что для данного возрастного периода характерными являются такие особенности как повышение двигательной активности, коммуникативная активность, эмоциональная активность. Формируются на более высоком уровне все познавательные процессы и общение также становится более избирательным в отношении сверстников и взрослых.
В дошкольном возрасте происходят наиболее важные этапы восприятия и развития определенных сенсорных эталонов. Формирование сенсорных эталонов происходит посредством непосредственного взаимодействия педагога и детей в рамках различных видов деятельности. Работа с эталонами представляет собой целенаправленный процесс восприятия определенного объекта и как следствие, формирование представления о конкретном названии.
Для детей среднего дошкольного возраста в рамках развития представлений о сенсорных эталонах может происходить посредством применения различных природных материалов и организации игр с данными природными материалами. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием включаются в процесс игровой деятельности и данные процессы крайне эффективны в рамках воспитания и обучения детей данной возрастной категории.
С целью формирования представлений о уровне развития представления о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик:
– «Коробочка форм»;
– «Пирамидка»;
– «Коврики».
1. Базылёва, Е. В. Современное представление о механизмах сенсорных процессов [Текст] / Е. В. Базылева. – М. : Лаборатория книги, 2011. – 115 с.
2. Богомолова, М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века / М. И. Богомолова // Научное мнение. – 2013. – №11. – С. 193-198.
3. Венгер, Л. A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 2008. – 152 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
5. Давиденко, Л. А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду [Текст] Л. А. Давиденко. Алма-Ата : Мектел, 1975. – 120 с.
6. Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты // Дошкольное воспитание. - 2004. - №22. - с. 70-72.
7. Елизарова, Е. Б. Развитие восприятия в раннем возрасте / Е. Б. Елизарова, В. В. Онуфриева // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – С. 331-335.
8. Ендовицкая, Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т.В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С.4-9.
9. Запорожец, А. В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. – М. : Академия, 2005. – 302 с
10. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен [и др.]; под ред. Л.Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 225 с.
11. Киселева, М. Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста / М. Н. Киселева // Проблемы педагогики. – 2017. – №3. – С.14-17.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
13. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
14. Методические указания о подготовке, оформлению, и представлению к защите курсовых работ (проектов) / сост.: В.Н. Зуев, Е. Г. Хохол —Барановичи: РИО БарГУ, 2008.—29 с.
15. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - №4. - с. 3-9.
16. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1985. – 222 с.
17. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2000. – 300 с.
18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. – 258 с.
19. Плеханов, А.В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Плеханов, О.В. Морозова, М.М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2010. – №7. – С. 31-35.
20. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. Н. Поддьяков. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.
21. Рахманова, С. А. Сенсорное развитие и познание окружающего мира детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр на примере авторских игровых методик / С. А. Рахманова, М. Г. Бламыкова, А. М. Ахметзянова // Приоритетные направления развития образования и науки : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2017. – Ч. 1. – С. 158-160.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубиншейн. – СПб.: Питер, 2019. – 619 с.
23. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. Н. Поддьяков, В. Н. Аванесова [и др.]; под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Педагогика, 1981. – 258 с.
24. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие /Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
25. Чайковская, М.Г. Субъективное восприятие формы и цвета / М.Г. Чайковская // Психология и соционика межличностных отношений. – 2007. - № 2. – с.5-7.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты