Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости (20-40 лет)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости (20-40 лет)»
по дисциплине: «Психология развития»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости (20-40 лет)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология развития
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики экзистенциальной исполненности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики по методике В.В. Бойко.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Понятие «экзистенциальная исполненность» в научной психологической литературе
1.2 Экзистенциальная исполненность как фактор психологического и профессионального здоровья
1.3 Синдром профессионального выгорания как нарушение психологического здоровья
1.4 Психологические особенности развития личности в период ранней взрослости
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты диагностики экзистенциальной исполненности в период ранней взрослости
2.3 Оценка уровня выраженности профессионального выгорания в период ранней взрослости
2.4 Результаты исследования взаимосвязи экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости (20-40 лет)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется возрастающими общественными потребностями в поисках путей создания благоприятных условий для формирования жизненной удовлетворенности населения. Одним из наиболее обширных по временным рамкам возрастных периодов является взрослость. Особый интерес представляет период ранней взрослости как начальный этап профессионализации и самостоятельного вхождения в жизнь. Как и любой другой жизненный этап он может сопровождаться определенными кризисами, связанными с задачами, которые предстоит решить на этом этапе. В период ранней взрослости в качестве ведущей деятельности оказывается профессиональная. Психология здоровья рассматривает профессиональное здоровье как определенный уровень характеристик специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее надежность, а также работоспособность профессионала. Одним из центральных факторов психологического здоровья специалиста признается состояние его ценностно-смысловой сферы, его профессиональной идентичности и нравственной ориентации [17, с. 156].
Негативное влияние профессиональной сферы на состояние здоровья связано с синдромом выгорания. Синдром профессионального выгорания относится к показателям личностной деформации и его изуче¬ние представляет значимость для деятельности работников, которые вынуждены осуществлять продолжительные и интенсивные межличностные контакты, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью. Поэтому актуальность изучения этой проблемы повышается в виду того, что необходимо осуществление целенаправленной деятельности по формированию осознанного и ответственного отношения к профессиональной деятельности для эффективной адаптации и реализации важных жизненных задач в период ранней взрослости. В этой связи возникает научный интерес, какие личностные ресурсы применяет человек в стрессовых условиях, которые возникают в профессиональной деятельности. Одним из них является экзистенциальная исполненность. Поскольку данный личностный компонент определяет степень того, на сколько человек берет ответственность на себя за события, происходящие с ним в жизни. Поэтому изучение проблемы взаимосвязи экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости представляется важной задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение.
В научной психологической литературе проблема экзистенциальной исполненности представлена в трудах А. Лэнгле [25], В. Франкла [22], Н.Н.Ниязбаева [12; 13], Л.Р. Правдиной [16] и др. Проблема профессионального выгорания достаточно широко изучена и представлена работами следующих авторов: В. В. Бойко [1], М. В. Борисовой [2], Н.Е. Водопьяновой [3], К. Маслач [26], и др. Однако отмечается недостаточно работ, посвященных изучению взаимосвязи экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Понятие «экзистенциальная исполненность» в научной психологической литературе
Понятие «экзистенциальная исполненность» появилось в учении философа и психиатра В.Франкла для описания качества жизни человека в противовес привычному понятию счастья. Экзистенциальная исполненность – это принадлежность себе, вера в свои возможности, утверждение себя, что находится в границах субъективности и не всегда соотносится с объективными условиями. Под экзистенциальной исполненностью понимается такое качество жизни, которое связано с полнотой экзистирования человека, его потенциала. Полнота экзистирования человека предстает как внутренняя согласованность, субъективная удовлетворенность собой, гармоничное самоотношение. Экзистенциальная исполненность «заточена» на смысловую проекцию жизни. Согласно концепции В. Франкла, экзистенциальная исполненность отождествляется с «экзистенциальным смыслом», который демонстрирует наполненность жизни смыслом, «полноту жизни», осознанное счастье. Экзистенциальный смысл указывает на соизмеримость собственных ценностей с требованиями и предложениями внешнего мира, что позволяет корректировать собственные потребности и интересы с наличными обстоятельствами, разворачивающейся объективной ситуацией. Развитая персональность и экзистенциальность позволяют человеку находиться в диалогических отношениях с жизненным контекстом [22, с. 35].
Согласно А. Лэнгле, экзистенциальная исполненность раскрывается через четыре основных вопроса человека к самому к себе:
Могу ли я быть в этом мире?
Нравится ли мне жить?
Имею ли я право быть таким?
Что я должен делать? [11, с. 56].
Уровень выраженности экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в жизни человека, живет ли он с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности его решения и поступки. Понятие экзистенциальной исполненности описывает качество жизни человека, в отличие от общеупотребительного «счастья» как хорошего самочувствия, отсутствия страдания и боли в сочетании с полнотой желаний и жаждой жизни. Экзистенциальная исполненность определяется соответствием решений и действий человека его внутренней сущности, отсутствием разрыва между тем, как живет человек и тем, как он полагает, как следует жить [11, с. 57].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между экзистенциальной исполненностью и профессиональным выгоранием в период ранней взрослости – чем выше показатель экзистенциальной исполненности, тем в меньшей степени проявляется профессиональное выгорание.
Частная гипотеза: существуют различия в показателях экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости у лиц, которые прошли профессиональную переподготовку по другой специальности, и лиц которые ее не проходили.
Выборочная совокупность: в исследовании приняли участие 60 респондентов в возрасте 20-40 лет. Из них 30 респондентов прошли переподготовку по другой специальности, и 30 респондентов не проходили переподготовку по другой специальности.
Процедура исследования:
1. Подобрать методики в соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых.
3. Выявить показатели экзистенциальной исполненности респондентов. Сравнить выявленные показатели у респондентов, которые прошли переподготовку по другой специальности с теми, кто не проходил переподготовку.
4. Выявить показатели профессионального выгорания респондентов. Сравнить выявленные показатели у респондентов, которые прошли переподготовку по другой специальности с теми, кто не проходил переподготовку.
5. Выявить и охарактеризовать особенности взаимосвязи экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение), эмпирические (тестирование), методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента для независимых выборок и метод линейной корреляции Ч. Пирсона).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экзистенциальная исполненность характеризует полноту и качество бытия человека, исследуется с точки зрения субъективного переживания человеком собственного благополучия, внутреннего согласия с событиями проживаемой жизни. Экзистенциальная исполненность – это принадлежность себе, утверждение себя, то, что находится в границах субъективности и не всегда соотносится с объективными условиями.
Экзистенциальная исполненность отдельными учеными описывается как фактор сохранения психологического и профессионального здоровья. Нарушения психологического и профессионального здоровья фактически возникают из дефицита исполненности. Она является результатом воплощения в жизнь ценностей, переживаемых человеком как свои собственные.
Недостаток экзистенциальной исполненности может приводить к профессиональному выгоранию. В наиболее общем виде явление профессионального выгорания традиционно относится к феноменам деформации личности и связано с нарушением психологического здоровья. Данное явление содержит в себе ряд отрицательных переживаний, которые довольно тесно взаимосвязаны с сильными, продолжительными межличностными взаимодействиями, и они описываются высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Синдром психоэмоционального выгорания содержит в своей структуре три базовых компонента: эмоциональную истощенность, проявление деперсонализации личности и редукцию имеющихся профессиональных достижений.
Профессиональная сфера и сохранение профессионального здоровья оказывается важными в период ранней взрослости. Потому что в этот возрастной период профессиональная деятельность оказывается ведущей. Ранняя взрослость – период активной профессионализации личности. Основной деятельностью в период ранней взрослости является трудовая, а главными задачами ранней взрослости становятся личностное самоопределение и семья.
В ходе исследования было выявлено, что для большинства респондентов в период ранней взрослости (74%) характерен средний уровень экзистенциальной исполненности. Этот уровень экзистенциальной исполненности свидетельствует о проявлении решимости и ответственности за жизнь. У 14% респондентов выявлен высокий уровень экзистенциальной исполненности. Данный показатель свидетельствует о том, что человек чувствует, что может что-то сделать, ему это нравится, он также видит, что имеет на это право, и чувствует в этом поступке смысл. В этом случае идет речь идет об истинно персональном, экзистенциальном волеизъявлении. У 12% респондентов выявлен низкий уровень экзистенциальной исполненности. Данный показатель свидетельствует о том, что человек указывает на образ жизни, в котором решения принимаются с трудом и есть бездействие. В ходе статистической обработки установлено, что лица, которые прошли переподготовку по другой специальности в период ранней взрослости имеют более высокие показатели экзистенциальных мотиваций по сравнению с теми, кто не проходил переподготовку.
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2004. – 474 с.
2. Борисова, У.С. Вовлеченность персонала организации: социологически анализ / У.С. Борисова, Л.Н. Васильева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 5. –С. 13-15.
3. Водопьянова, Н.Е. Ресурсная модель психологической помощи субъектам труда, подверженным профессиональному выгоранию // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв ред Л . Г. Дикая, А.Л . Журавлев, А. Н . Занковский. – М .: ИП РАН, 2015. – С. 202-207.
4. Волченков, В.С. Личностная и социальная зрелость в периоде ранней взрослости / В.С. Волченков // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2012. – №1. – С.55-59.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
6. Горбунова, О.В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» / О. В. Горбунова // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 88–91.
7. Корякина, Ю.М. Условия исполненной жизни: описание и измерение экзистенциональных мотиваций / Ю.М. Корякина // Национальный психологический журнал. – 2015. – №4 (20). – С.49–65.
8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2008. – 992 с.
9. Крупина, К.М. Взаимосвязь ресурсов психологического здоровья и ценностно-смысловых ориентаций медработников реанимационного профиля / К.М. Крупина, А.И. Анисимов // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – Выпуск 2. Том 34. – С. 40-51.
10. Курапова, И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание / И.А. Курапова // Психологический журнал. – 2009. – №3. – С.84-95.
11. Лэнгле, А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / А. Лэнгле. – М.: Генезис, 2013. – 235 с.
12. Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциально-антропологические аспекты образования: ценности и самоосуществление человека / Н.Н.Ниязбаева // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2018. – №5. – С.235-240.
13. Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциальная исполненность человека в переживании ценностей // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2019. – Том 8. – № 5. – С. 219-224.
14. Пак, С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С.Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 12-16.
15. Порхачева, Л.В. Особенности развития личности в период ранней взрослости / Л.В. Порхачева, К.Я. Джус // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – 2008. – № 3. – С. 51–53.
16. Правдина, Л.Р. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья / Л.Р. Правдина, О.С. Васильева, Э.В. Гаус // Инженерный вестник Дона. – 2015. – №3.
17. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
18. Ракицкая, А.В. Связь социально-демографических характеристик и синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломная адукацыі. – 2015. – №13. – С. 63–71.
19. Селье, Г. Стресс без дисресса // Сто великих врачей / М.С. Шойфет. – М.: Вече, 2008. – 528 с.
20. Сорокоумова, Г.В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания / Г. В. Сорокоумова, О. В. Шурыгина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – №3. – С. 437-443.
21. Форманюк, Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С.46-52.
22. Франкл, В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции / В. Франкл. – М.: Альпина нон-фикш, 2016. – 344 с.
23. Фролова, Ю.Г. Психология здоровья: пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 255 с.
24. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э.Эриксон. – СПб. : Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
25. Längle, A. Sinnvoll leben. Angewandte existenzanalyse / A. Längle // St. Pölten: nö pressehaus. – 1994. – V.4.2. – Рр. 90-94.
26. Maslach, C. The measurement of experienced burnout / C. Maslach, S. E. Jachson // Journal of JADA. – 2014. – P. 788 – 794.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики экзистенциальной исполненности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики по методике В.В. Бойко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты